Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:29, реферат
Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и
неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и
занимает по сей день многие выдающиеся умы.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО........ 4
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ................................................... 6
2.1. Актуальность проблемы......................................................... 6
2.2. Современные представления о роли личности.................. 7
2.2.1. Факторы, определяющие историческую роль личности..................................................................................... 8
2.2.2. Роль личности в динамике изменений общественного устройства.................................................................... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ...................... |
3 |
РАЗДЕЛ 1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО........ | 4 |
РАЗДЕЛ
2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В
ИСТОРИИ....................... |
6 |
2.1.
Актуальность проблемы......... |
6 |
2.2.
Современные представления
о роли личности............... |
7 |
2.2.1.
Факторы, определяющие
историческую роль
личности...................... |
8 |
2.2.2.
Роль личности
в динамике изменений
общественного устройства...... |
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... |
13 |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.................... |
14 |
Оценка роли личности
в истории относится к
неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и
занимает по сей день многие выдающиеся умы.
Как образно выразился Л.Е. Гринин (1998), проблема эта из категории “вечных”, и
неоднозначность ее решения неразрывно связана во многом с существующими
различиями в подходах к самой сути исторического процесса. И спектр мнений,
соответственно, весьма широк, но в целом все вращается вокруг двух полярных
идей. Либо то, что исторические законы (словами К. Маркса) “с железной
необходимостью” пробиваются сквозь препятствия, и это естественно ведет к
представлению, что
в будущем все заранее
случайность всегда может переменить ход истории, и тогда, следовательно, ни о
каких законах говорить не имеет смысла. Поэтому имеются и попытки крайнего
преувеличения роли личности и, напротив, уверения, что иные, чем были, деятели
и не могли появиться. Средние взгляды в конечном счете все же обычно склоняются
к той или другой крайности*. И сегодня
еще, как и сто лет назад, “столкновение этих двух взглядов принимает вид
антиномии, первым членом которой являлись общественные законы, вторым -
деятельность личностей. С точки зрения второго члена антиномии история
представлялась простым сцеплением случайностей; с точки зрения первого ее члена
казалось, что действием общих причин были обусловлены даже индивидуальные черты
исторических событий” (Плеханов, “К вопросу о роли личности в истории”).
Цель данной работы - осветить современное состояние в развитии представлений
по проблеме роли личности в истории с учетом тех сдвигов в нашем общественном
сознании, которые
произошли в последнее
РАЗДЕЛ 1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует сперва определить само
понятие “личность” в его социологическом аспекте и проанализировать
современные трактовки вопроса, каким образом соотносятся между собой личность
и общество.
Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств,
реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко
- в социальной
жизни. Такой подход
исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе
темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности. Вместе
с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для
социальной жизни. Индивид, соответственно, - это единичный человек как
биосоциальное существо, особь. Индивидуальность - это характеристика
уникальности, неповторимости, присущей данной личности (Эфендиев, 1993).
Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,
исключительный),
рассмотренный в его
сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может
быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Проблема “личность и общество” рассматривается (Сорокин, 1992; Эфендиев, 1993) в
двух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных
ракурсах:
а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена
социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом
соотносятся с
потребностями единичной
выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно
собственной логике развития.
Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или
иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные
институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном
счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт
выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает
определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой
развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.
Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.
Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории
человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на
поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и
т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные
институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных
потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни
идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения
человека ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось
гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во
Всеобщей декларации прав человека. Результатом таких исторических сдвигов
явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная
во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развиты демократий и т.д.
На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы
социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость
социальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот
факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие социальные
связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению.
По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности
занимают большую (подавляюще большую) часть человеческого общества.
б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личность
взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявить
свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты
достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности,
ее взлеты и падения.
В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что не
получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости,
уникальности конкретной личности. И это стало серьезным моментом,
сдерживающим развитие как социологических, так и философских знаний.
Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при описании
личности, связаны не только и не столько с тем, что социологическая и другие
науки долгие годы не обращала внимания на проблемы автономии личности, ее
индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит гораздо глубже - в рамках
подхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии и
индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть даже
как помехи, но не как изначальные и во многом решающие моменты.
Значительное большинство моделей личности (Лабриола, 1960; Самореализация...,
1979 и др.) рассматривают
ее как совокупность
социальных ролей; она скорее напоминает сколок общества, его индивидуальную
проекцию. Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом
случае - явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее
культурой и т.д. Это активность адаптации, приспособления, заимствования,
подражания. Функции, роли личности, их типичное для данной исторической
среды, социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в
духовных структурах человека определенные типологические свойства.
Сейчас же (Сорокин, 1992; Эфендиев, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.)
взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как
деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в
конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь
идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии
, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам
самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в
той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств
своей жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле:
поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личность
из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность