Проблема самореализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

К. Роджерс же в свою очередь исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет".

Оглавление

Введение 3
1. Понятие самореализации 4
1.1. Условия, способствующие самореализацию личности……………………6
2. Значение образования в самореализации личности………………………….8
2.1. Особенности потребности самореализации……………………………….10
3. Проблема самореализации личности………………………………………...12
3.1. Взгляд философов на данную проблему…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Антропология (самореализ. человека).docx

— 32.21 Кб (Скачать)

     План 

Введение 3

1. Понятие  самореализации 4

1.1. Условия,  способствующие самореализацию  личности……………………6

2. Значение  образования в самореализации  личности………………………….8

2.1. Особенности  потребности самореализации……………………………….10

3. Проблема  самореализации личности………………………………………...12

3.1. Взгляд  философов на данную проблему…………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиография…………………………………………………………………….16  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

     Самореализация  — понятие, которое в настоящее  время все чаще используется в  науках о человеке.

     Термин  «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений  понятия, но в последние годы исследовательский  интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Определим  интересующее нас понятие как  стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке  близкими по содержанию являются понятия  «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление»…

     Важнейшими  психологическими характеристиками человека являются степень активности его  собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности  за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают  в ходе социальной адаптации к  часто меняющимся условиям современной  жизни.

     В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование  социальных условий для раскрытия  задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую  он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.

     В основе самореализации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.  
 

     Самореализация  человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем.

     Фрейд был одним из первых, кто попытался  увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении  к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности  в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила, обычая и т.д), основная функция которых  состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.     

     Самореализация  влечет за собой реализацию мира. Сартр писал: "Я отвечаю за себя и за всех, и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть". Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново.

     Основную  роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка  личностью, становление внутреннего  мира человека, когда открывается  истинный, потребностной смысл его жизни и деятельности.

      "Самореализация – это не  вещь, которую можно иметь или  не иметь. Это процесс, не  имеющий конца, подобный буддийскому  пути просветления. Как писал в своих работах. А Маслоу: « Самореализация человека -  это способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение".  

     К. Роджерс же в свою очередь исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет".    

     Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение  и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая  включает в себя:

     а) трудовой способ существования;

     б) наличие сознания;

     в) специфический человеческий вид  взаимоотношений между людьми - общение  с помощью второй сигнальной системы.

     Но  социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой  явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее  возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось  предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности  в самореализации.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Немаловажным  является выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. Идеи самореализации личности разрабатывались представителями гуманистической психологии А. Маслоу, К.Роджерсом, Г.Олпортом, Ш.Бюлером, Э.Фроммом, В. Франклом и др.

     При имеющихся отличиях, их позиции объединяет то, что они рассматривают человека, по словам К.Роджерса, "не как машину и не как зависимого полностью  от бессознательных мотивов, а как  личность, полностью создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы". Гуманистический подход требует анализа и осмысления личности как ценности, ее осознание  своей ценности и ценности других людей.

     По  мысли А. Маслоу, внешние социальные влияния больше препятствуют, чем  способствуют самореализации. И лишь в последнее время стало высказываться  мнение, что другие люди являются непременным  условием самореализации индивида, и  что культура может оказывать  на человека не только ограничительное, но и позитивное влияние. Условием самореализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности.

     Человек с момента рождения находится  в постоянном взаимодействии с миром, в котором находятся потенциальные  смыслы его существования, которые  он должен открыть, найти для себя. Мир несет в себе как определенную угрозу и опасность, так и позитивные возможности и альтернативы. И  здесь содержится момент выбора: пойдет ли человек человеческим путем или  нет. 
 

     На  основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической  психологии можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности.

     Первый  путь – это развитие творческого  потенциала человека, его природных  задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется  у человека не только в искусстве  или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных  ситуаций.

     Второй  путь самореализации человека – это  развитие способности к аутентичному способу существования. Аутентичное  бытие – это осознание человеком  подлинности своего бытия, это –  жизнь "здесь и теперь", когда  человек достигает единства своего бытия и своей собственной  личности. Это осознание открывается  человеку при помощи предельных переживаний.

     Третий  путь самореализации человека – это  непосредственное формирование в нем  способности к личностному росту.

           Выделены этапы, присущие самореализующимся людям: поглощенность  делом как призванием, аутентичность  личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, высокая степень  рефлексии, спонтанность и естественность поведения, открытость внешнему и внутреннему  опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень  развития этих характеристик важно  учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.

     Если  человек вышел на уровень такого развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться  к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему - нибудь хорошему он да научит.  
 
 
 

     Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

     - человек осознано и глубоко  верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально  неповторимое предназначение, видит  в нем высший смысл своей  жизни;

     - человек осознает свои способности,  свои интересы, жизненные предпочтения  и мотивы поведения и руководствуется  ими в различных жизненных  ситуациях, он осознает себя  частью природы, человеческого  сообщества и способен к дружественному  взаимодействию с другими людьми;

     - человек обладает знаниями, умениями  и навыками, позволяющими ему  наиболее полно реализовать свои  способности в конкретной трудовой  деятельности и разнообразных  отношениях;

     - человек способен к целенаправленным  и эффективным волевым усилиям,  необходимым для осуществления  своего стремления к полноценной  жизненной реализации на всех  этапах жизненного пути.

     Указанные условия могут быть выполнены  только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими  и оригинально мыслящими людьми" – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания". 

     Образование способствует актуализации важнейших  смыслообразующих сфер личности, формирующих  его позиции: ценностную, мотивационно - потребностную и целеполагающую. Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане.

     Главная цель профессионального самоопределения  заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному  и самостоятельному построению, корректировки  и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся  во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Осознание  целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное  отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств, создают условия для  постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма  творческой самореализации.

     Так многие знаменитые люди как бы обретают вторую жизнь в подрастающем поколении  не только непосредственно, но и опосредованно, через систему образования, через  его содержание.

Информация о работе Проблема самореализации личности