Проблема самореализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

К. Роджерс же в свою очередь исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет".

Оглавление

Введение 3
1. Понятие самореализации 4
1.1. Условия, способствующие самореализацию личности……………………6
2. Значение образования в самореализации личности………………………….8
2.1. Особенности потребности самореализации……………………………….10
3. Проблема самореализации личности………………………………………...12
3.1. Взгляд философов на данную проблему…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Антропология (самореализ. человека).docx

— 32.21 Кб (Скачать)

     Образование как источник необходимых для  человека знаний, умений и навыков  предоставляет возможность каждому  человеку овладеть ими и тем самым  подготовиться к предстоящей  трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.  

     

         Особенность потребности в самореализации  состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

        Удовлетворяя базовую  потребность в самореализации в  различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений.  Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

         Плоды цивилизации  и культуры, которыми мы ежедневно  пользуемся в повседневной жизни воспринимаем, как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений.

        Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

        Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это

исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом  творчества.

        Творчество является производной реализации индивидом  уникальных возможностей в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

         Таким образом,  творческая деятельность - это самодеятельность,

охватывающая  изменение действительности и самореализацию личности в

процессе  создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

              Не  обязательно чтобы все члены  общества писали стихи или  пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути.

        Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. 
 
 
 
 
 
 

      В современных условиях качественно  новым образом встает проблема развития и использования человеческого  потенциала. Предъявляются более  высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями. Б. Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого  фактора на различные стороны  действительности. Все это обусловливает  возрастание актуальности проблемы самореализации личности.

      Термин "самореализация" используется в  отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической  и другой общественно-научной литературе. В отечественных психологических  и педагогических исследованиях  он начал употребляться в последние  годы, в социологических и других общественно-научных— в период строительства  коммунизма. В философских исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, использование понятия "самореализация" и идей, положенных в его основу, уходит вглубь веков. В общенаучных  исследованиях, прежде всего общефилософских, применение данного термина происходило  как в рамках диалектической философии, так и с метафизических позиций.

      Трудно  назвать такую науку о человеке, в которой тем или иным образом  не затрагивалась бы проблема самореализации. На разных этапах эволюции человечества и развития системы наук эта проблема повсеместно вставала перед умами  мыслителей.

      На  Западе учение о самореализации восходит, по крайней мере, к Аристотелю и  отчасти Платону, представляя собой  не только теоретический анализ этого  феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального  самоосуществления". В конце XIX —  начале XX века в англо-американских теориях, в особенности у представителей идеализма, принцип самореализации обретает характер этической заповеди. По мнению многих философов, данная тенденция сохраняется в XX веке в философии экзистенциализма.

      Л. В. Рябова, рассматривая философский  аспект самореализации человека, указывает  на наличие существенных отличий  в понимании самореализации на Западе и Востоке. "Человек Запада активно  овладевает внешним миром, ведет  себя в этом мире как деятель и  преобразователь, изменяя и подчиняя себе мир, западный человек утверждает себя. Восток действует иначе, он устремляется прямо к высшим ценностям и  смыслам бытия, а выход к этим ценностям мыслится через самоуглубление, замыкание в себе, через экстаз.

      Эти различия вызваны прежде всего не только разными культурными основаниями  самореализации человека Запада и Востока, но и различной ролью культурных ценностей в процессе самореализации. Предпочитаемые ценности во многом обусловливают  особенности ментальности того или  другого народа. Так, например, для  американцев наиболее ценными являются личная свобода и демократия. Для  народов Азии и Африки это не столь  важные ценности. Они могут отказаться от этих ценностей в пользу диктаторов.

      Итак, философский аспект рассмотрения проблемы самореализации имеет наиболее давнюю историю, но в сравнении с другими  науками, он многосторонен. В настоящее  время проблема самореализации наиболее подробно изучена с позиций социальной философии, отдельные вопросы самореализации рассматривались в социальной психологии, что и определило развитие представлений  о самореализации в целом.

      Многие  философы указывают, что самореализация личности - проблема не только междисциплинарная, но и межпарадигмальная, в силу того что в настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности. Данная проблема также отличается маргинальным характером, поскольку охватывает темы, входящие в проблемное поле различных наук. Все это осложняет рассмотрение проблемы самореализации личности и предъявляет повышенные требования к ее многостороннему охвату.

      В основе исследования проблемы самореализации, несомненно, лежит изучение представления  о самореализации личности и его  эволюции. Другими словами, особое значение приобретает рассмотрение развития представлений о самореализации личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Необходимые условия личностного самосозидания  и актуализации внутренних ресурсов человека – открытость и свобода  межличностных отношений. Эти отношения  чаще всего отличают доброжелательность, осознанная спонтанность и творческое отношение к действительности, потребность  в поиске собственных нестандартных  решений.

     Образование является основой формирования профессиональных ценностных ориентаций. Именно ценностно-ориентационная сфера детерминирует позицию  личности, направленность и содержание профессионального самоопределения  и профессиональной самореализации. Именно они определяют, на что направлен  интерес человека, что он желает увидеть профессии, получить от нее. Образование как источник, стимул познавательной активности человека, последовательное открытие человеком  нового для него системных знаний о мире выступает как наиболее энергичный и целенаправленный способ личностного постижения культуры профессиональной, национальной, общечеловеческой.

Библиография

 
  1. Битянова  М. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. М., 1998
  2. Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции /Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002 – с. 129-133.
  3. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.
  4. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С. петербургского университета, 1997.
  5. Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. – С-П.: Изд-во Тускарора, 1996.
  6. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. - № 4. - стр. 24-32.
  7. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001

Информация о работе Проблема самореализации личности