Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 22:57, контрольная работа
Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека, высшей ценностью, единственным, создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Введение
Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека - одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека, высшей ценностью, единственным, создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Но что же такое человек? На первый взгляд,
этот вопрос кажется до смешного простым:
кто же не знает (пусть интуитивно, хотя
бы поверхностно, на житейском уровне),
что такое человек?! Однако то, что нам
ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы
лучше всего, оказывается на деле самым
сложным объектом познания. Следует прямо
сказать, что, хотя многое в человеке уже
осмыслено (и конкретно-научно, и философски),
еще немало остается загадочного и невыясненного
в самой сущности человека (имеется в виду
сущность не первого, а более глубинного
порядка). Это и понятно; человек - это
вселенная во Вселенной! И в нем не меньше
тайн, чем в мироздании. Более того, человек
— это главная тайна мироздания. И если
мы говорим о неисчерпаемости для познания
материального мира, то тем более неисчерпаем
человек - венец творчества природы.
Загадочность этого феномена становится
тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть
в нее. Однако бездна этой проблемы
не только не отпугивает от нее, а напротив,
все сильнее притягивает к себе, как магнит.
Биологическое и социальное в человеке
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный — не tabula rasa, на которой среда «рисует» свои причудливые узоры духа. Наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым — их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка — это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он — лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции; ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Каждый, здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком
преобразованном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.
Итак, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некоего целостного существа, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида - неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательнее другой термин — «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства, индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
Структура личности
Рассмотрим эти понятия более подробно. Смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (личность, индивидуальность) является понятие индивид. Под понятием «индивид», как правило, понимают конкретного человека. Наряду с общими чертами, которые присуши всему человеческому роду, индивид имеет свои особые качества, благодаря которым он отличается от других. Здесь и физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела), и природные задатки, и особенности его мышления и психики (свойства памяти, воображения, темперамента, характера), а также специфические потребности и интересы. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Итак, индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами.
Понятие «индивид» тесно связано с понятием индивидуальность. Оно, как правило, означает совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других. Эта неповторимость вытекает из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, обществом, другими людьми и зависит от его жизненной позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности его суждения, поступки, культурные потребности.
И хотя они не очень сильно отличаются от присущих другим людям — представителям одной и той же социальной группы, однако в индивидуальности есть что-то свое, свойственное только ей. Например, один человек воспринимает известие об определенном событии в обществе спокойно, другой — с улыбкой, а третий — с цинизмом. Таким образом, в отличие от индивида, характеризующегося единичностью, индивидуальность отличается своей особенностью.
Следующая,
более высокая степень
Личность,
таким образом, представляет собой
системное качество. Ее индивид приобретает
в своей практической деятельности, в
частности в работе и общении с другими
людьми. Индивид только в том случае становится
личностью, если он задействован в общественных
отношениях, в общении с людьми. Поэтому
понятие «личность» следует раскрывать
через практическую деятельность, поскольку
именно она представляет собой основу
формирования и развития личности. Чем
полнее мы изучаем общение между людьми,
межличностные отношения, тем глубже познаем
суть и структуру любого, кто вступает
в эти отношения. Следовательно, основу
личности составляет стойкая система
общественно значимых черт, которые проявляются
в активном участии в общественно-экономической
и культурной жизни общества и возможности
определенного влияния на события, происходящие
в обществе, а иногда и в мире.
Закономерности становления личности
Становление личности происходит в процессе социализации, т. е. усвоения ею опыта и ценностных ориентаций данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная ценность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.
В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувства страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения (Новое время).
Остановимся
на структуре и составных
Физическая составляющая личности — это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности личности. Не зря по этому поводу в пословице говорится, что «человека встречают по одежке». К компонентам физической личности можно отнести все, что создано ее руками, а также интеллектом, — бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т. д.
Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. По сути, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Существует теория социальных ролей американского социолога Толкотта Парсонса. В соответствии с этой теорией каждая личность в системе отношений играет определенную роль: отца, руководителя, подчиненного, сына, мужа и т. д. Все формы самоутверждения в профессиональной и общественной деятельности, в дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности.
Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим примерам духовности. История знает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия.
Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из этих компонентов на различных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение.
Человек становится личностью в ходе своего индивидуального развития путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества, в котором он живет, и это становление и развитие является для нее важнейшей проблемой.
Процесс становления личности обусловлен как биологическими особенностями человека, так и социальной средой. По мнению некоторых ученых, умственные способности человека на 70—80 % детерминированы биологическими особенностями человека, т. е. генетически. Так, в семье Баха было 16 композиторов и 29 профессиональных музыкантов, а Александр Пушкин и Лев Толстой являлись родственниками (исследователями установлено, что прабабушка Пушкина и прапрабабушка Толстого были родными сестрами). Таких примеров влияния генетической предрасположенности на формирование личности можно привести множество. При этом важное место в процессе социализации играют воспитание, пример родителей, а также собственная настойчивость и трудолюбие в развитии природных задатков. В то же время важным условием для реализации человеком своих способностей и качеств личности является его востребованность обществом. К сожалению, мы часто наблюдаем эффект невостребованности, когда уровень развития личности значительно выше уровня развития общества в целом.
Информация о работе Личность. Проблемы свободы и ответственности