Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:01, контрольная работа
Главным действующим лицом в мире в котором мы живем, является общество, состоящее из людей, каждый из которых индивидуальность. И от того как будет себя вести данное общество, как развиваться, о чем думать, какие поступки совершать, когда где и как зависит существования нашего мира и без знаний такие понятия, как человек, личность, индивидуум, без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, принципов формирования личности, типов личности и методов социально-психологического воздействия на них невозможно что-то понять , изменить, избежать чего-то в существующем историческом процессе бытия.
Введение.………………………………………………………….3
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". "Биологическое" и "социальное" в человеке…………………………..4
2. Структура и закономерности формирования личности ….....6
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?.....
Заключение ..……………………………………………….…….13
Литература………………………………………………………..15
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
философии на тему:
«Проблема
свободы и ответственности личности»
Факультет:
Учетно-статистический
Баранов Геннадий Владимирович
д.ф.н., профессор
Омск
- 2010
Содержание.
Введение.…………………………………………
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". "Биологическое" и "социальное" в человеке…………………………..4
2. Структура и закономерности формирования личности ….....6
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?.....
Заключение ..……………………………………………….…….13
Литература………………………………………
Введение
Главным
действующим лицом в мире в
котором мы живем, является общество,
состоящее из людей, каждый из которых
индивидуальность. И от того как будет
себя вести данное общество, как развиваться,
о чем думать, какие поступки совершать,
когда где и как зависит существования
нашего мира и без знаний такие понятия,
как человек, личность, индивидуум, без
изучения индивидуальности, биологического
и социального в человеке, принципов формирования
личности, типов личности и методов социально-психологического
воздействия на них невозможно что-то
понять , изменить, избежать чего-то в существующем
историческом процессе бытия.
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" "Биологическое" и "социальное" в человеке
Индивид (от лат. individuum - неделимое) – отдельно взятый представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств, т.е. социальная группа, состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность.
Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных. Личности присуще индивидуальность.
Индивидуальность — термин, присущий исключительно данному индивиду. родившийся ребенок - индивид, но еще не есть человеческая индивидуальность.
Таким образом, индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть "единицей" человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.
Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми". Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.
2. Структура и закономерности формирования личности
Структура личности весьма условна состоит из:
1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2)
социально-специфические черты
3)
индивидуально - неповторимые черты
(темперамент, сочетание ролей,
В качестве относительно самостоятельных подструктур личности можно выделить:
1)
динамику ее психических
2)
психические возможности
3)
направленность личности —
4)
проявляясь в соответствующих
обобщенных способах поведения
направленность обусловливает
Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.
Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности