Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:01, контрольная работа
Главным действующим лицом в мире в котором мы живем, является общество, состоящее из людей, каждый из которых индивидуальность. И от того как будет себя вести данное общество, как развиваться, о чем думать, какие поступки совершать, когда где и как зависит существования нашего мира и без знаний такие понятия, как человек, личность, индивидуум, без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, принципов формирования личности, типов личности и методов социально-психологического воздействия на них невозможно что-то понять , изменить, избежать чего-то в существующем историческом процессе бытия.
Введение.………………………………………………………….3
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". "Биологическое" и "социальное" в человеке…………………………..4
2. Структура и закономерности формирования личности ….....6
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?.....
Заключение ..……………………………………………….…….13
Литература………………………………………………………..15
Личность формируется в процессе социализации и идентификации. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т.д.
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?
Но
личная свобода самым непосредственным
образом связана с
Ответственность - сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и/или принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей ее практической деятельности. Ответственность, как и свобода, целостна, она либо есть, либо ее нет. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экологической и т.д. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ведь ответственность - это регулятор поступков личности, она внутренняя пружина ее дисциплины и самодисциплины, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.
Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает полной (абсолютной) свободой, а следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать, он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой - пределами возможностей их осуществления. Мера (пределы) свободы и ответственности зависят, естественно, от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Конечно, индивид способен делать выбор: сменить сферу деятельности, получить образование, завести семью и т.д., но лишь при условии реальных возможностей все это сделать. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только "здесь и теперь", то есть ситуационно. Индивид может со знанием дела и ответственно делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. И так постоянно. Получается, что, как сказал однажды Гете, "свободен первый шаг, но мы рабы другого". Иначе говоря, человеку все время нужно как бы завоевывать свою свободу, ставя перед собой все новые и новые цели. Однако сделать он это может, конечно, только вместе с другими людьми, делая свободным и общество, в котором он живет, ибо нельзя быть свободным для себя, будучи несвободным от других. Такое неустанное движение к свободе, ответственности, их постоянное достижение в жизнедеятельности человека способствуют реализации его личностного потенциала.
Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью. Можно говорить о внешней свободе ("от") и внутренней свободе ("для"), поступать не по принуждению, а согласно своим желаниям, самостоятельно осуществлять выбор и действие. В любом случае следует помнить, что к свободе относится не только то, чем человек живет, но также и то, как он живет, не только тот факт, что он осуществляет свободу, но и тот факт, что он делает это свободно.
Оборотной
стороной свободы может быть самоотрицание
собственной свободы, а значит и
ответственности, бегство от них. "Люди
боятся свободы" - такой диагноз поставил
Э. Фромм. Бегство от свободы - это особый
феномен. Он связан с утратой ответственности.
С ростом и расширением свободы люди вынуждены
брать на себя бремя ответственности,
которое прежде несли на себе надындивидуальные
социальные структуры (государство, общество).
Но бремя ответственности - тяжелое бремя,
оно гнетет человека, заботит его, а следовательно,
"размывает" состояние, чувство комфортности
бытия. Вот почему человеку порой проще
избавиться от ответственности и свободы,
перепоручив собственную судьбу и личную
свободу другому или другим.
Заключение
Литература
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.
3.
Леонтьев А.Н. Проблемы
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
6.
Философия. Компьютерная
Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности