Проблема устойчивости личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Что же такое научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий

Оглавление

1
Общее представление о личности
2-3
2
История исследований личности
3-4
3
Современные теории личности
4-11
4
Формирование и развитие личности
11-15
5
Проблема устойчивости личности
15-17
6
Литература

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ 1.docx

— 119.52 Кб (Скачать)

План:

 

 

1

Общее представление о личности

2-3

2

История исследований личности

3-4

3

Современные теории личности

4-11

4

Формирование  и развитие личности

11-15

5

Проблема  устойчивости личности

15-17

6

Литература

18

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общее представление о личности

 

     На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.    

   Что же такое научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности.    Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями  «человек», «личность» в науке нередко  употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

 

Если понятие «человек»  включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или  отсутствуют они у данного  конкретного человека, то понятие  «индивид» характеризует именно его. Кроме того, в понятие «индивид»  входят как качества, отличающие данного  человека от других людей, так и общие  для него и многих других людей  свойства.

Индивидуальность — это  самое узкое по содержанию понятие  из всех обсуждаемых. Оно содержит в  себе лишь те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного  человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру  личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих  главах, а здесь мы ограничимся  только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

 Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

 Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

 Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

 

 

2. История исследований личности

 

Психология личности стала  экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление  связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали  вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических  условиях, изучать историю его  жизни для того, чтобы лучше  понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе  человеческой личности. Этот период и  получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали  заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний  человека. Они попытались придать  соответствующим исследованиям  экспериментальный характер, введя  в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения  достоверных фактов, на основе которых  затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные  теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала  разработка надежных  тестовых методов  оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его  деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано  человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии  и других социальных науках такое  понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней  как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения  психотерапевтических задач. Без тех  качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в  исследованиях личности начался  в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов  уже были достигнуты существенные успехи. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица — личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в  то время широко применялись эксперимент  и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не могла  строиться на старой, умозрительной  основе или на базе непроверенных, собранных  в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом — Г.Айзенком и Р.Кетте-лом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались статистически связанные между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое  было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

 

 

 

3. Современные теории личности

 

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 2.

Если подходить к определению  современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических  относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться  для символического представления  типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

 

 

Рис. 2. Схема классификации современных теорий личности

 

В = F ( P , E ),

 

где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В= Е(Р).

 

Это значит, что поведение  здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется  только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в поведении отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

В= F ( E ).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

B = F ( P , E ).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К не экспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

  Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Информация о работе Проблема устойчивости личности