Проблема устойчивости личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Что же такое научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий

Оглавление

1
Общее представление о личности
2-3
2
История исследований личности
3-4
3
Современные теории личности
4-11
4
Формирование и развитие личности
11-15
5
Проблема устойчивости личности
15-17
6
Литература

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ 1.docx

— 119.52 Кб (Скачать)

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные  импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в  сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной.

Вместе с тем не следует  умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

 

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и  представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических  теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.

Наиболее известными представителями  этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность  человека, согласно гуманистическим  теориям личности, — это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам  самоактуализирующейся личности относятся:

  • активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
  • сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
  • обладание чувством юмора;
  • развитые творческие способности;
  • неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  • способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
  • непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
  • предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
  • открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  • готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
  • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
  • умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

На главный вопрос его  теории — что такое самоактуализация? — А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание» 2.


  1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982. -С. ПО.

 

 Все люди такого  типа стремятся к реализации  высших ценностей, которые, как  правило, не могут быть сведены  к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» 3 .

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в  области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонть-ев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о  ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н.Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, теорию А.Н Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И.Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит.«личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизирова-ны), тем богаче сама личность.

 

 

4. Формирование и развитие личности

 

С мыслью о том, что личностью  человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

С каждым типом теорий, рассмотренным  в предыдущем разделе этой главы, связано свое особенное представление  о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию  биологической природы человека к жизни в обществе, выработку  у него защитных механизмов и согласованных  со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феномонологические теории трактуют его как


  1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982. -С. ПО.

процесс становления «Я».

В последние десятилетия  усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с  позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная  концепция развития, принимающая  во внимание согласованное, системное  формирование и взаимозависимое  преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле  различных подходов и теорий. Одной  из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу  Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

  1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
  3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
  4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции  Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его  отношений с окружаюшими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает  не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить  в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных  и отрицательных новообразований  практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 12).

Информация о работе Проблема устойчивости личности