Проблема устойчивости личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Что же такое научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий

Оглавление

1
Общее представление о личности
2-3
2
История исследований личности
3-4
3
Современные теории личности
4-11
4
Формирование и развитие личности
11-15
5
Проблема устойчивости личности
15-17
6
Литература

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ 1.docx

— 119.52 Кб (Скачать)

Помимо этого имеются  значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда  личностные особенности человека более  или менее стабилизируются. У  одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее  существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего  относятся люди, чья внешняя и  внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась  напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего лично-стно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том  случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода  времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это  относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность  поведения, честность, само регуляция, зависимость. Несколько разочаровывающими оказались также многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов-опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.

Наибольшей стабильностью  обладают динамические особенности, связанные  с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интро-версия и некоторые другие качества.

Сторонники теории социального  научения, подчеркивающие значение конкретной ситуации в определении образа действий человека, полагают, что мнение о  наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано  со следующими типичными умозаключениями  ошибочного характера:

  1. Многие индивидуальные особенности людей, такие, например; как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Их устойчивость побуждает нас приписывать стабильность и другим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.
  2. Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивое представление о них, которое и накладывает отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В сфере межличностного восприятия может наблюдаться явление константности, аналогичное тому, с которым мы встречаемся при изучении восприятия людьми предметного мира. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.
  3. Само наше присутствие в определенной ситуации уже заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вел себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые с нами ведут себя определенным образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут вести себя по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив, устойчивость.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.

Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия  или отсутствия у личности устойчивых качеств.

В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех  же людях в течение длительного  времени с целью установить степень  изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются  в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует  о двух вещах. Во-первых, о том, что  многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют  свое постоянство. Во-вторых, о том, что обучение в школе мало сказывается  на развитии собственно личностных свойств  ребенка.

Оказалось, в частности, что  наибольшую устойчивость от детства  к взрослости, т.е. малую степень  изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень  притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, — эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском  возрасте, при условии их сформированное™  в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.

И последний по порядку, но не по значимости вопрос, связанный  с устойчивостью личности. Дело в  том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство  поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она  свидетельствует о другой ценной способности человека — его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные  изменения, требующие от каждого  человека значительной модификации  своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах  необходимо рассматривать как положительное  личностное свойство человека. Если человек  сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

 

  1. Литература 

 

  1. Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. (Что такое Я-концепция.)
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975).
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 1983.
  4. Мерлин B . C . Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.
  5. Мерлин B . C . Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990.
  6. Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983. (Социальное обучение и развитие личности: 85—100. Формирование и развитие морали: 100—110.)
  7. Рейнвальд Н.И. Психология личности. — М., 1987.
  8. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991.
  9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. IV . — М., 1975.
  10. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
  11. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987.
  12. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980
  13. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.
  14. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
  15. Бассии Ф.В. Проблема бессознательного. О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. — М., 1968.
  16. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977.
  17. Мерлин B . C . Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988.
  18. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981.
  19. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие личности. Научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций — путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

4. История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.

5. Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

6. Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э.Эриксо-на, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона. Понимание личностного развития по Э.Фромму.

Устойчивость  личности. Жизненное значение феномена устойчивости личности. Трудность ответа на вопрос об устойчивости или изменчивости личности из-за множества свойств, которыми обладает человек и которые характеризуются рахчичной степенью устойчивости. Устойчивость некоторых базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость. Зависимость устойчивости и изменчивости личностных качеств от возраста, индивидуштьных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Сравнительно слабая устойчивость социальных установок, некоторых черт, проявляемых в системе межличностных отношений. Проблема предсказания устойчивости личности на основе наблюдений за ней в детском возрасте. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема устойчивости личности