Проблема устойчивости личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Что же такое научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Индивид, личность, индивидуачьность — понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий

Оглавление

1
Общее представление о личности
2-3
2
История исследований личности
3-4
3
Современные теории личности
4-11
4
Формирование и развитие личности
11-15
5
Проблема устойчивости личности
15-17
6
Литература

Файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ 1.docx

— 119.52 Кб (Скачать)

 

Ряд теорий личности, характерных  для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода  в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней  школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили  перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни  человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

 

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть  ряд наиболее известных за рубежом  и у нас в стране теорий личности.

 

Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления  и оценивания черт личности основан  на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем  сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей  экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

 

 

Таблица 1         

 

Выборка из пяти факторов-черт, включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела

 

Название фактора-черты 

Краткое описание в психологических  и поведенческих терминах

Экстраверсия 

Разговорчивый — молчаливый, открытый — замкнутый, склонный к риску — осторожный.


Уживчивость

Добросовестность 

Эмоциональная устойчивость

Культура 

Выдержанный — раздражительный, уступчивый — упрямый, содействующий  — противодействующий. Аккуратность — неаккуратность, ответственность  — безответственность, обязательность — необязательность. Спокойный —  тревожный, уравновешенный — неуравновешенный, минорный — мажорный. Интеллектуально  развитый — неразвитый, тонкий — грубый, любящий искусство — безразличный к искусству.


 

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии со способом обработки результатов и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.

 

Рассмотрим набор таких  черт, которые, по мнению Р.Мейли 1 , достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе — неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
  6. Мягкость — черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
  10. Реализм — аутизм.
  11. Сила воли — безволие.
  12. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
  13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
  14. Уверенность — неуверенность.
  15. Взрослость — инфантилизм.
  16. Тактичность — бестактность.
  17. Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
  18. Веселость — грустность.
  19. Очарованность — разочарованность.
  20. Общительность — необщительность.
  21. Активность — пассивность.
  22. Самостоятельность — конформность.
  23. Экспрессивность — сдержанность.
  24. Разнообразие интересов — узость интересов.
  25. Чувствительность — холодность.
  26. Серьезность — ветреность.
  27. Честность — лживость.
  28. Агрессивность — доброта.
  29. Бодрость — веселость.
  30. Оптимизм — пессимизм.
  31. Смелость — трусость.
  32. Щедрость — скупость.
  33. Независимость — зависимость.

 

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого  факторному анализу, существенно зависит  выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными  данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов. Некоторые считают, что для полной психологической  характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически  невозможным точно предсказать  поведение человека даже в тех  ситуациях, которые по смыслу связаны  с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно  рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение  концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

 

 

 

 


  1. 'Аейш Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с различными людьми.

Устойчивость человека как  личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а  частотой и постоянством возникновения  одних и тех же «стимульных  ситуаций», одинаковостью связанных  с ним подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения  индивида со стороны других людей, успешностью  и частотой повторения в прошлом  соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшлером. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

  1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
  2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
  3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
  4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
  5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Разработанную З.Фрейдом  психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я»  и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом  унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни. «Я»  — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим  собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую  активность человека, регулируя его  психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности  собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у  человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

  1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы.
  2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение.
  3. Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать, нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.
  4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».
  5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
  6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
  7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Информация о работе Проблема устойчивости личности