Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:49, дипломная работа
Цель исследования: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования:
Психологическая зависимость от компьютера возникает в процессе работы на компьютере, то можно предположить, что она непосредственно со стажем работы человека.
Задачи исследования:
Выявить лиц со склонностью к компьютерной зависимости.
Изучить мотивационную направленность зависимой личности.
Разработать способ ранней диагностики расстройств компьютерной зависимости и склонности к аддиктивному поведению.
Введение ..........................................................................................................4
Глава 1. Психологическая сущность психологической зависимости от компьютера.......................................................................................................8
1.1. Понятие об аддикции................................................................................8
1.2. Виды аддиктивной реализации................................................................9
1.3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения.............................16
1.4. Этапы формирования аддикции.............................................................17
1.5. Характерные черты аддиктивной личности..........................................19
1.6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов..........20
1.7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения.................................................................................28
1.8. Люди во Всемирной паутине...................................................................30
1.9. Категории компьютерной зависимости..................................................32
1.10. Психологическая зависимости от компьютера ...................................34
1.11. Механизмы психологической зависимости.........................................36
1.12. Причины развития компьютерной зависимости..................................37
Глава 2. Психологический субстрат зависимости от компьютера и методы его оценки и лечения .......................................................................................42
2.1. Диагностика компьютерной зависимости...............................................42
2.2. Диагноз компьютерной и интернет – зависимости................................44
2.3.Ход и организация исследования..............................................................44
2.4. Методы и методики исследования...........................................................45
2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера..........45
2.6. Тест «Что я хочу в жизни»........................................................................45
2.7. Методика «Шкала депрессии» .................................................................46
2.8.Метод математической обработки U - критерий Манна-Уитни.............47
2.9. Исследование психологической компьютерной зависимости испытуемых .......................................................................................................50
2.10. Исследование психологической зависимости от компьютера испытуемых для выбора стратеги борьбы с зависимостью по методике «Что я хочу в жизни»........................................................................................52
2.11. Исследование уровня депрессии испытуемых по методике «Шкала депрессии»..........................................................................................................55
2.12. Проверка достоверности различий между группами испытуемых с разным стажем работы в сфере компьютерных технологий по результатам «Тест – опросника для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета».........................................................................................................57
2.13. Анализ результатов исследования..........................................................58
Заключение .......................................................................................................60
Литература.........................................................................................................62
Приложение ......................................................................................................65
УНИВЕРСИТЕТ КАЙНАР
Факультет педагогики и психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Исполнитель ______________________________
Научный руководитель _____________________________
к.п.н., профессор
Рецензент ______________________________
д.п.н., профессор
Нормоконтролер _______________
магистр психологии
Допущено к защите ______________________________
зав. кафедры теортич.
и прикладной психологии,
д.п.н., доцент
Допуск к защите «5» декабря 2009 г.
Протокол № 2 от «5» декабря 2009 г.
Алматы
2009
РЕФЕРАТ
Объем работы: 71
Список литературы: 58
Количество таблиц: 3
Количество схем, графиков: 6
Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддикция, аддиктивное поведение, виды аддиктивной реализации, деструктивная сущность аддиктивного поведения, этапы формирования аддикции, категории компьютерной зависимости, психологическая зависимость от компьютера, механизмы психологической зависимости, причины развития компьютерной зависимости, диагностика и профилактика компьютерной зависимости.
Объект: воздействие компьютера, компьютерных технологий, компьютерных игр, Интернета на появление психологической зависимости людей в связи с постоянной работы на компьютере.
Предмет: психологическая диагностика аддиктивного поведения личности связанной с компьютерной техникой.
Цель: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Задачи: Выявить лиц со склонностью к компьютерной зависимости. Подобрать методики для ранней диагностики компьютерной зависимости.
Гипотеза: Если психологическая зависимость от компьютера возникает в процессе работы на компьютере, то можно предположить, что она непосредственно связана со стажем работы человека?
Методики исследования: исходя из целей и задач исследования, применялся набор методов, разработанный несколькими авторами С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова (2008). Тест – опросник для установления зависимости от компьютера, Интернета. Методики «Чего я хочу» и «Шкала депрессии».
Содержание:
Введение ..............................
Глава 1. Психологическая сущность психологической зависимости
от компьютера....................
1.1. Понятие об аддикции...........
1.2. Виды аддиктивной реализации...
1.3. Деструктивная сущность
1.4. Этапы формирования аддикции...
1.5. Характерные черты аддиктивной
личности......................
1.6. Влияние социума на
1.7. Направленность
1.8. Люди во Всемирной паутине.....
1.9. Категории компьютерной
1.10. Психологическая зависимости
от компьютера ................
1.11. Механизмы психологической
зависимости...................
1.12. Причины развития компьютерной
зависимости...................
Глава 2. Психологический субстрат
зависимости от компьютера и методы
его оценки и лечения ....................
2.3.Ход и организация
исследования..................
2.4. Методы и методики исследования..................
2.5. Тест - опросник для установления зависимости от компьютера..........45
2.6. Тест «Что я хочу в жизни»........................
2.7. Методика «Шкала
депрессии» ...................
2.8.Метод математической обработки U - критерий Манна-Уитни.............47
2.9. Исследование психологической
компьютерной зависимости испыт
2.10. Исследование психологической зависимости
от компьютера испытуемых для выбора стратеги
борьбы с зависимостью по методике «Что
я хочу в жизни»........................
2.11. Исследование уровня депрессии испытуемых
по методике «Шкала депрессии»....................
2.12. Проверка достоверности различий
между группами испытуемых с разным стажем
работы в сфере компьютерных технологий
по результатам «Тест – опросника для
установления зависимости от компьютерных
игр, Интернета»....................
2.13. Анализ результатов исследования..................
Заключение ...................
Литература....................
Приложение ...................
Введение
Актуальность исследования - аддиктивное поведение является одной из форм нарушения поведения личности. Термин аддикцш (addiction - англ. склонность, пагубная привычка, зависимость) первоначально использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как никотин, алкоголь, наркотики. Более глубокое исследование этого феномена определило и более широкий взгляд на аддикцию как специфическое поведение людей, в формировании которого участвуют как социальные условия раннего развития и психологические особенности человека, так и нейрофизиологические особенности, определяющие тип реагирования на раздражение и скорость фиксации определенных поведенческих стереотипов.
Общей чертой аддиктивного поведения является стремление уйти от реальности, искусственно изменяя свое психическое состояние, ограничивая его каким-то одним видом деятельности. В соответствии с тем, какой будет эта деятельность, выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), в последнее время описаны сексуальная аддикция, работоголия, кибераддикция (стремление проводить время за компьютером). Люди с аддиктивным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания. Аддиктивное поведение, по определению В. Segal, С. Korolenko (1990), характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Аддиктивные расстройства рассматриваются в качестве одной из форм отклоняющегося поведения, которое выражается в изменении своего психического состояния с помощью или фармакологических средств, воздействующих на психику, или постоянной сосредоточенностью на предметах и активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний.
По мнению большинства исследователей, основное значение в развитии аддиктивного поведения имеют конституционально-личностные факторы и средовые условия и воздействия.
В литературе последних лет тема аддиктивных расстройств интенсивно разрабатывается, дискутируется и развивается, в основном в рамках биомедицинской парадигмы. Несмотря на то, что анализ общих психологических и психофизиологических механизмов формирования аддиктивного поведения практически не проводился, можно предполагать, что в основе аддиктивных расстройств могут лежать общие механизмы, важным следствием наличия которых является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, причем нередко этот переход может восприниматься окружающими как "выздоровление".
В связи с тем, что неясны психологические механизмы аддикции, отсутствуют ранние, донозологические способы диагностики аддиктивных наклонностей, ощущается недостаток психодиагностического инструментария, адекватного для выявления аддиктивных расстройств на ранних стадиях.
Данная работа направлена
на теоретическое и
Понимая распространенность
аддиктивных расстройств от компьютера,
важность изучения сущности аддиктивного
поведения для решения
Объект исследования: лица с аддиктивным поведением связанным компьютерной техникой.
Предмет исследования: психологическая диагностика аддиктивного поведения личности связанной с компьютерной техникой.
Цель исследования: изучение некоторых психологических особенностей и закономерностей проявления состояний зависимости от компьютера и разработка способа ранней диагностики форм поведения компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования:
Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили основы комплексного подхода к проблеме, теория личности и теория деятельности.
Экспериментальная база и методы исследования: объектом исследования являлись сотрудники блока «Информационные технологий» АО АТФ Банка г. Алматы.
Исходя из целей и задач исследования, применялся набор методов, разработанный несколькими авторами С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова (2008). С помощью данного комплексного подхода вы сможете выявить у себя и своих близких признаки компьютерной зависимости, понять причины и механизмы ее возникновения и справиться с ней. Она обеспечивалась анализом взаимообусловленности определенных свойств личности и ее поведения, исходя из понимания личности как целостной системы. Данный комплексный подход позволил одновременно выявить задатки аддиктивного поведения и предложить способ его диагностики на раннем этапе. Тест – опросник для установления зависимости от компьютера, Интернета. Методики «Чего я хочу» и «Шкала депрессии».
Всего опрошены и обследованы 30 человек обоего пола; сотрудники ИТ блока, профессиональным стажам от 1-7 лет. Все техническим образованием. Возраст испытуемых 20-30 лет, из них 86% в возрасте 25-26 лет.
При обследовании были выделены две группы: контрольная (практически здоровые) и с признаками аддиктикции. Наличие аддиктивного расстройства подтверждалось в результате анкетирования. По тест – опроснику для установления зависимости от компьютера, Интернета. Каждая группа включала 15 человек в возрасте от 20 до 30 лет, обоего пола.
Научная новизна: впервые на фактическом материале показано, что у аддиктов нарушена передача эмоциогенной информации, сосредоточению на определенном круге переживаний, которые носят выраженный эмоциогенный характер, что и является одним из признаков аддиктивности. Осознаваемость вербальной эмоциогенной информации у аддиктов нарушена, что является причиной постоянной неудовлетворенности своим состоянием, поиска новых ощущений и стремления к их получению.
Практическая значимость: обследованы сотрудники блока «Информационные технологий» АО АТФ Банка Алматы с целью выявления субъектов с компьютерной зависимостью. Обнаружено, что среди сотрудников - до 50% есть зависимость от компьютреа. Это контингент для профилактической работы. Понимание причин формирования зависимости от компьютера как сложного феномена, при котором социальные условия и психологические особенности взаимодействуют с психофизиологической системой, ведет к представлению об отсутствии простых методов ее купирования. Следует воздействовать не на последствие поведения, а на его первопричину. В последние годы в Казахстане и в других экономически развитых странах отмечен рост числа людей с различными вариантами психологической зависимости. Этим обстоятельством определяется общественная потребность в разработке тестов, своевременно выявляющих группу риска в отношении формирования аддиктивного поведения. При изучении компьютерной зависимости нами выявлено, что среди испытуемых со склонностью к компьютерной зависимости достоверно больше с профессиональным стажам более 5 лет, чем в контроле, и меньше стажам работы менее 3 лет. Тест – опросник для установления компьютерной зависимости может служить для диагностики ранних признаков склонности к компьютерной зависимости. Применение теста для установления компьютерной зависимости является эффективным инструментом для выявления пациентов со склонностью к компьютерной зависимости, и может быть использовано для ранней диагностики аддиктивных состояний.
Информация о работе Зависимость личности от компьютерной техники как психологическая проблема