Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:57, реферат
На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился. В настоящее время мы не можем себе позволить пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого и инженера.
Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.
Этические проблемы науки и техники.
На протяжении
веков научная и техническая
деятельность считалась
Этические нормы
не только регулируют
Норвежский философ Г. Скирбекк отмечает, что, будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «выражайся ясно», «старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно» — примерно так выглядят формулировки этих внутренних норм науки. В этом смысле этика содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов.
Наличие определенных
ценностей и норм, воспроизводящихся
от поколения к поколению
В условиях, когда
социальные функции науки
Этическая оценка
науки сейчас должна быть
Современная наука включает в себя человеческие и социальные взаимодействия, в которые вступают люди по поводу научных знаний.
«Чистое» изучение наукой познаваемого объекта - это методологическая абстракция, благодаря которой можно получить упрощенную картину науки. На самом деле объективная логика развития науки реализуется не вне ученого, а в его деятельности. В последнее время социальная ответственность ученого является неотъемлемым компонентом научной деятельности. Эта ответственность оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений.
В 70-е гг. XX в.
ученые впервые объявили
Прогресс науки
расширяет диапазон проблемных
ситуаций, для решения которых
недостаточен весь накопленный
человечеством нравственный
Нельзя считать, что этические проблемы — достояние лишь некоторых областей науки. Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. В современной науке они становятся весьма заметной и неотъемлемой стороной деятельности, что является следствием развития науки как социального института и роста ее роли в жизни общества.
Ученые и инженеры
должны осознавать свою
Никогда еще
прежде в истории на человека
не возлагалась столь большая
ответственность, как сегодня,
ибо еще никогда он не обладал
столь большой, многократно
Становясь соучастником
эволюции, человек должен помогать
ей. Нужно задуматься о том,
должен ли человек делать все,
что он может? Современная
Один из распространенных
сюжетов научной фантастики
Общество стоит
перед проблемой выработки
Один из вопросов,
порождающих общую тревогу и
критику по поводу
Отвечая на такие
обвинения, американский
Согласно Митчему, мощь техники не только не уменьшила персональной ответственности человека, но и привела к расширению самого поля ответственности. Появляются такие составляющие этой нравственной сферы, как юридическая, социальная, профессиональная, религиозная ответственность, связанные с различными областями технической деятельности. Отмечая существенные изменения, происходящие в современных технологиях, политике государств по отношению к техническому развитию, выражающейся в создании специальных отраслей экономики по защите от последствий промышленного развития, следует увязать все это с осознанием человеком меры ответственности за последствия неограниченной технической экспансии и решением вопроса о лидерстве в тандеме «человек — техника».
Введение
Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты, как экономика, экология, наука, политика и т.д. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат и нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни. Это взаимодействие усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни.
Проблема этических аспектов
развития техники более чем актуальна
в наше время. Она является тесно
связанной с подобным взаимоотношением
между этикой и наукой, но в это
же время гораздо шире ее. Ведь научные
открытия сами по себе касаются довольно
узкого круга специалистов, а если
и влияют на мировоззрение масс,
то только через окольные пути научной
популяризации. Иное дело, когда открытия
воплощаются в технических
Целью написания данного реферата является освещение проблемы этического контекста развития техники.
Основными задачами написания данного реферата являются:
изложение взглядов
известных мировых и
анализ существующих
идей относительно этики
1 Проблема "техника и нравственность" в русской философии
1.1 Социально-философское учение Н.Ф. Федорова
Человеком, в трудах которого уже в XIX веке противоречие между сущим (т.е. тем, чем является техника в нравственном отношении) и должным (т.е. тем, чем она должна быть в данном отношении) выразилось, пожалуй, с наибольшим пафосом и масштабностью, был Николай Федорович Федоров (1828−1903) — библиотекарь, работавший в Румянцевском музее, человек энциклопедических знаний. Н.Ф. Федоров создал оригинальное социально-философское учение, ядро которого составил грандиозный проект, где ключевая роль в преобразовании общества согласно нравственным идеалам отводилась технике.
В сфере внимания Федорова оказываются нравственные отношения как существующие между индивидами, их группами ("сословиями"), народами, между человеком и природой, а так и между живущими ныне и уже умершими. Во всех этих отношениях технике (основанной на науке) принадлежит выдающаяся роль. Считая, что "полная добродетель состоит в соединении нравственности со знанием и искусством" (а техника и есть искусство, умение), Федоров оценивает технику как благо или зло, в зависимости от того, каким целям она служит. Он опровергает распространенное представление, что техника в том виде, в каком она развивается в современную ему эпоху (вторая половина XIX века — начало XX века), позволяет человеку господствовать над природой. На самом деле, считает Федоров, технические достижения используются для удовлетворения пустых прихотей, истощая природные ресурсы; техника закрепляет и усиливает рознь между людьми (сословиями, народами), военная же техника служит самоистреблению человечества.
Отрицательно оцениваемые
с точки зрения нравственности отношения
между людьми и людей к природе,
в контексте которых в
Нравственным (морально оправданным), согласно Федорову, будет такое развитие техники, которое будет подчинено, прежде всего, задачам обеспечения людей продовольствием, то есть развития сельского хозяйства. В связи с этим он выдвигает идею "регуляции" природы, которая, в противоположность "эксплуатации и утилизации", "расхищению", "приводящему к истощению и смерти", ведет к "восстановлению жизни".