Этические проблемы науки и техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:57, реферат

Краткое описание

На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной (в силу непредсказуемости по­следствий того или иного открытия, изобретения). Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ста­вился. В настоящее время мы не можем себе позволить пренебре­гать этическим контекстом деятельности ученого и инженера.
Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.

Файлы: 1 файл

Этические проблемы науки и техники.docx

— 70.26 Кб (Скачать)

    Псевдооптимистические модели. Авторы этих моделей устойчивого будущего вообще не замечают глобальной экологической проблемы, а некоторые из них готовы провозгласить благополучный «конец истории», наступивший с победой либерально-демократической системы Запада (Ф. Фукуяма, Зб. Бжезинский и др.).

    Технократический  модернизм. Сторонники этого подхода  связывают свои надежды с новым  витком научно-технического прогресса,  хотя и видят в будущем немало  новых острых проблем. Сошлемся  в качестве примера на

    выступление С.  Хокинга, состоявшееся в марте 1998 г. в Белом доме в присутствии Президента США Б.Клинтона. По мнению Хокинга, в XXI веке температура Земли значительно повысится из-за перегрева, обусловленного работой многочисленных термоядерных электростанций, успехи генотехники приведут к появлению новой расы «сверхлюдей», которые будут обитать в основном на территории США. А на других континентах начнут бушевать страшные эпидемии, вызванные вирусами-мутантами. В конце концов, чтобы не погибнуть, остаткам человечества придется переселиться в космос.

3. Социал-дарвинизм (концепция  «золотого миллиарда», «цивилизационный  разлом» по С. Хантингтону).

4. Нормативные модели. Авторы  относящихся к ним проектов  предлагают весьма жесткие меры  для решения глобальной экологической  проблемы - сокращение численности  населения Земли в десятки  и даже сотни раз, приостановку  научно-технического прогресса и  т.п., - но не указывают механизмов, с помощью которых эти предложения  можно было бы провести в жизнь.

5. Мобилизационные модели. Среди этих намного более реалистичных  моделей можно назвать концепцию  устойчивого развития на основе  идей ноосферогенеза (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Л.В. Лесков), концепции мобилизационной культуры А.С. Панарина и геополитического партнерства Ю.В. Яковца.

Нетрудно видеть, что большинству  указанных проектов присущи черты  утопизма. В основе таких проектов лежит прогнозная методология, основанная на классической рациональности, которая  не может давать удовлетворительных результатов при анализе сложных  саморазвивающихся систем. Между  тем, именно к этому классу относятся  социоэкологические системы глобального и национального масштабов. Для решения проблем, связанных с современным глобальным кризисом, необходимо выявить «приоритетные составляющие» этого кризиса. Его составными частями являются:

    энергетический  кризис, вызванный истощением невосполнимых  ресурсов планеты;

    экологический  кризис, глобальное потепление в  результате вредного влияния  промышленных выбросов, рост объёма  высокотоксичного, трудноутилизируемого мусора;

- биологический кризис - сокращение  количества и числа видов растений  и животных и продолжительности  их жизни в результате широкого  использования биоинженерии, химических  препаратов в быту и сельском хозяйстве.

Таким образом, к глобальным проблемам современности относятся  экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны  и мира. С недавнего времени  в статус глобальных возведе­на проблема терроризма. К причинам возникновения глобальных проблем относят: усиленный прост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью гло­бальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообус­ловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями все­го мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, вклю­чающий в себя сеть медико-биологических проблем, указываю­щих на риски для здоровья современного человека, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых про­блем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекра­щения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения.

Ученые бьют тревогу в  связи с обострившейся демографичес­кой проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемо­сти, но и новыми тенденциями развития семьи и семейных отно­шений. Это, во-первых, появление неполных семей, во-вторых, распадающихся и непрочных семей, в-третьих, возникновение се­мей нетрадиционного типа, в принципе способных к продолже­нию рода. Особыми проблемами являются проблемы социально­го расслоения, наличие экономического неравенства, «социально­го дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о глубо­ком кризисе, выходом из которого должны служить научно обо­снованные программы разумного обеспечения предметами пер­вой необходимости всего населения планеты.

Научный анализ показывает размеры  кризисной ситуации. С начала техногенного развития на Земле уничтожено около  трети площади лесов, загрязнение  океана нефтепродуктами, ядохими­катами, нерастворимым пластиком достигло катастрофических размеров. На современном этапе технизация общества охватила все его сферы. Тревогу вызывает загрязнение атмосферы, кото­рое происходит быстрыми темпами: ежегодно сжигается около 10 млрд тонн топлива и выбрасывается в воздух около 1 млрд тонн взвесей и канцерогенных веществ. Согласно обзору ВНИИ Медицинской информации, за последние 100 лет в атмосферу попало более 1,5 млн тонн мышьяка, 900 тыс. тонн кобальта, 1 млн тонн вредных веществ. Истощаются запасы кислорода в атмосфере.

Тревогу вызывает общее потепление климата. Согласно мне­нию одних ученых, оно связано со сжиганием огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу большого коли­чества углекислого газа, который является парниковым, т. е. за­трудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые свя­зывают потепление климата с усилением солнечной активности.

Большую опасность для  всего живого представляет истоще­ние озонового слоя, который не допускает опасное, разрушающее все живое космическое излучение до поверхности Земли. Катаст­рофически увеличивается дефицит пресной воды, которая состав­ляет всего 2 % всех водных запасов Земли. Есть прогноз, согласно которому человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере к 2010 г. Запасы нефти, угля, торфа, по прогнозам уче­ных, истощатся в пределах 200-300 лет. При нынешних темпах добычи запасов свинца, олова, меди может хватить только на 30 лет. Ученые говорят о необходимости конт­роля и регуляции всей совокупности антропогенных процессов.

 

Очевидным является и критическая  масса оружия массового уничтожения. Но человеческий мозг неистощим –  и появляются новые виды оружия, непосредственно связанные с  поисками и находками ученых в  рамках внедрения новых информационных технологий. В числе таковых –  оружие, названное консциентальным.

Консциентальное оружие – это такая технология работы с сознанием (лат. – conscientia), - которая нацелена на поражение и уничтожение определенных форм и структур сознания, а также некоторых режимов его функционирования.

Это предполагает:

а) понижение общего уровня сознания людей, живущих на определенной территории;

б) разрушение у них устойчивой системы мировоззренческих ценностей  и заме­щение последних разного рода ценностными симулякрами; как следствие - уничто­жение родовой и культурной памяти людей, психотизация и невротизация общества, возникающая в связи с этим и приводящая к появлению маниакально-буйных и в то же время полностью управляемых «шизоидов»;

в) разрушение традиционных механизмов самоидентификации и  замещение их механизмами идентификации  нового типа через создание разного  рода «групп учас­тия»; внедрение в общество специально конструируемой матрицы ценностей, норм поведения и реакций как единственно возможной модели жизнедеятельности насе­ления;

г) уничтожение способности  ставить глобальные и стратегические цели - разру­шение субъектности целых этносов и народов; осуществление их цивилизационной перевербовки и т.д.

Консциентальное оружие используется при ведении консциентальных войн, ко­торые, в отличие от открытых милитаристских акций, нацелены не на захват терри­торий путем введения войск, но на захват сознания людей, проживающих на данных территориях. В случае использования консциентального оружия и ведения консциентальных войск мы имеем дело с таким видом господства, которое в отличие от других типов господства (финансово-экономического, политического, милитарист­ского, эпистемического и т.д.) имеет своей целью именно управление сознанием. И потому феномен консциентального оружия может и должен стать предметом спе­циального изучения философов, социологов, методологов, т.е. профессионалов в области работы с мышлением и сознанием людей.

В романе-притче американского  писателя Курта Воннегута «Колыбель  для кошки» (1963 г.) описана весьма показательная и глубокая, с нашей  точки зрения, ситуация. Во время  испытания оружия невиданной силы разрушения один из присутствующих сказал: «Теперь  наука познала грех». И создатель  оружия, гениальный, по мнению научной общественности, физик, лауреат Нобелевской премии отреагировал однозначно: «Что такое грех?» - спросил он. Речь в данном случае шла не о нарушении религиозных заповедей, а о преступлении против человечества. По свидетельству друзей, Энрико Ферми, имевший определенное отношение к созданию американской бомбы, сброшенной на Японию, говорил: «Не приставайте ко мне с угрызением совести. В конце концов это – замечательная физика»! История свидетельствует о том, что и Ферми, и многие другие нашли в себе смелость пересмотреть эти позиции, соотнести понятия истины и ценности, научной объективности и добра. Отдельные нарушения этических норм науки в общем скорее чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако если такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой уже оказывается сама наука.

В условиях, когда социальные функции науки быстро умножаются, дать суммарную этическую оценку науке как целому оказывается  недостаточно и неконструктивно  вне зависимости от того, положительной  или отрицательной будет эта оценка.

Этическая оценка науки сейчас должна быть дифференцированной, относящейся  не к науке в целом, а к отдельным  направлениям и областям научного знания. Такие морально-этические суждения играют очень важную роль.

Актуальность этической  оценки науки начинает осознаваться после Второй мировой войны не только в связи с античеловеческими  опытами гитлеровских медиков в  концентрационных лагерях, но и в  связи с созданием оружия массового  уничтожения и его первым применением (август 1945 г.). В рамках судебного  решения Нюрнбергского трибунала (1947 г.) был зафиксирован перечень требований так называемого Нюрнбергского  кодекса, в котором содержался ряд  жестких ограничений на проведение медицинских исследований на человеке. В соответствии с принятой в настоящее время Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (первый вариант принят в 1964 году) каждый проект исследования, предполагающий эксперименты и на животных, и на человеке, должен пройти этическую экспертизу, которая осуществляется этическим комитетом соответствующего научного учреждения. В ряде стран предварительной экспертизе этического комитета подлежат не только медицинские, но и психологические, социологические, этнографические - любые - исследования, проводимые на людях. В настоящее время речь идет не только о жизни и здоровье испытуемых, но и о защите их прав, достоинства, частной жизни и т.д. Проблемы научных оснований современной науки стали предметом многих дискуссий соответствующих организаций ООН. Постоянный комитет по ответственности и этике в науке был организован на 25 Генеральной Ассамблее Международного совета научных союзов в сентябре 1996 года. В июне-июле 1999 года в Будапеште в рамках Всемирной научной конференции проходила специальная сессия уже названного Постоянного Комитета и недавно созданной при ЮНЕСКО Всемирной комиссии по этике научного знания. Был подготовлен доклад, составители которого имели целью очертить главные области современной науки, вызывающие этическую озабоченность.

Все эти документы - свидетельство  не только заинтересованности мировой  и в частности - научной общественности этическими проблемами современных  исследований человека, возникновением новых отраслей биологической и  медицинской науки. В 1984 году на Пагуошской конференции по науке и международным проблемам был принят Уппсальский кодекс этики для ученых, свидетельствующий о необходимости расширения сферы применения этических критериев в научных исследованиях. Центр внимания постепенно переключается в сферу глобальных проблем человечества. Особенно это касается угрозы, связанной с современной военной техникой. Она столь велика, что возникает сомнение, можно ли вообще этически оправдать какую-либо разработку вооружений. Таким образом, роль этики в науке стала существенно более значимой и многогранной. Иерархия рассматриваемых научных направлений, «вписывающихся» в современную цивилизацию, может быть представлена следующим образом.

    Прогресс биотехнологии.  По мере расшифровки генома  различных видов живых организмов, включая человека, исследователи  приобретают возможность воздействовать  на геном и его конструировать. Может ли кто-

    нибудь иметь неограниченный доступ к подобной информации? В какой мере она позволяет действовать? Появление в природе генетически измененных организмов может оказать сильное воздействие на

    существующий генофонд. Какой риск при этом будет этически приемлем?

    Новые достижения  в изучении мозга. В сферу  этически значимых включаются  психиатрия и философия сознания, в частности, в анализе и  определении понятия человеческого  «я». Научные представления о  природе

    «я» имеют важный  этический смысл уже потому, что  допущение личности, «я» - это  больше чем логический вывод,  это - моральный жест, символизирующий  включенность в некую социально  значимую группу /34, с.

    15-17/.

3. Прогресс информационных  технологий. Революция в области  информационных технологий противоречива:  она предполагает новые возможности,  и в то же время - большие  проблемы. Убедительным доказательством  этого является Интернет. «Всемирная  паутина», охватившая землю, привела  к новой форме зависимости:  многие страны чрезвычайно уязвимы  в отношении сбоев, которые  могут произойти в их информационно  зависимых системах. Сбои могут  стать и результатом террористического  акта и результатом войны в  кибернетическом пространстве. Эта  принципиально

новая ситуация порождает  сложные проблемы научной этики, которая (теперь уже!) включается в проблему международной безопасности. «Можно представить себе тщательно разработанную  военную компанию, цель

Информация о работе Этические проблемы науки и техники