Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:57, реферат
На протяжении веков научная и техническая деятельность считалась морально нейтральной (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился. В настоящее время мы не можем себе позволить пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого и инженера.
Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.
Псевдооптимистические модели. Авторы этих моделей устойчивого будущего вообще не замечают глобальной экологической проблемы, а некоторые из них готовы провозгласить благополучный «конец истории», наступивший с победой либерально-демократической системы Запада (Ф. Фукуяма, Зб. Бжезинский и др.).
Технократический
модернизм. Сторонники этого
выступление С. Хокинга, состоявшееся в марте 1998 г. в Белом доме в присутствии Президента США Б.Клинтона. По мнению Хокинга, в XXI веке температура Земли значительно повысится из-за перегрева, обусловленного работой многочисленных термоядерных электростанций, успехи генотехники приведут к появлению новой расы «сверхлюдей», которые будут обитать в основном на территории США. А на других континентах начнут бушевать страшные эпидемии, вызванные вирусами-мутантами. В конце концов, чтобы не погибнуть, остаткам человечества придется переселиться в космос.
3. Социал-дарвинизм (концепция «золотого миллиарда», «цивилизационный разлом» по С. Хантингтону).
4. Нормативные модели. Авторы
относящихся к ним проектов
предлагают весьма жесткие
5. Мобилизационные модели.
Среди этих намного более
Нетрудно видеть, что большинству
указанных проектов присущи черты
утопизма. В основе таких проектов
лежит прогнозная методология, основанная
на классической рациональности, которая
не может давать удовлетворительных
результатов при анализе
энергетический
кризис, вызванный истощением
экологический кризис, глобальное потепление в результате вредного влияния промышленных выбросов, рост объёма высокотоксичного, трудноутилизируемого мусора;
- биологический кризис - сокращение
количества и числа видов
Таким образом, к глобальным
проблемам современности
Ученые бьют тревогу в
связи с обострившейся
Научный анализ показывает размеры кризисной ситуации. С начала техногенного развития на Земле уничтожено около трети площади лесов, загрязнение океана нефтепродуктами, ядохимикатами, нерастворимым пластиком достигло катастрофических размеров. На современном этапе технизация общества охватила все его сферы. Тревогу вызывает загрязнение атмосферы, которое происходит быстрыми темпами: ежегодно сжигается около 10 млрд тонн топлива и выбрасывается в воздух около 1 млрд тонн взвесей и канцерогенных веществ. Согласно обзору ВНИИ Медицинской информации, за последние 100 лет в атмосферу попало более 1,5 млн тонн мышьяка, 900 тыс. тонн кобальта, 1 млн тонн вредных веществ. Истощаются запасы кислорода в атмосфере.
Тревогу вызывает общее потепление климата. Согласно мнению одних ученых, оно связано со сжиганием огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу большого количества углекислого газа, который является парниковым, т. е. затрудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые связывают потепление климата с усилением солнечной активности.
Большую опасность для всего живого представляет истощение озонового слоя, который не допускает опасное, разрушающее все живое космическое излучение до поверхности Земли. Катастрофически увеличивается дефицит пресной воды, которая составляет всего 2 % всех водных запасов Земли. Есть прогноз, согласно которому человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере к 2010 г. Запасы нефти, угля, торфа, по прогнозам ученых, истощатся в пределах 200-300 лет. При нынешних темпах добычи запасов свинца, олова, меди может хватить только на 30 лет. Ученые говорят о необходимости контроля и регуляции всей совокупности антропогенных процессов.
Очевидным является и критическая масса оружия массового уничтожения. Но человеческий мозг неистощим – и появляются новые виды оружия, непосредственно связанные с поисками и находками ученых в рамках внедрения новых информационных технологий. В числе таковых – оружие, названное консциентальным.
Консциентальное оружие – это такая технология работы с сознанием (лат. – conscientia), - которая нацелена на поражение и уничтожение определенных форм и структур сознания, а также некоторых режимов его функционирования.
Это предполагает:
а) понижение общего уровня сознания людей, живущих на определенной территории;
б) разрушение у них устойчивой
системы мировоззренческих
в) разрушение традиционных механизмов самоидентификации и замещение их механизмами идентификации нового типа через создание разного рода «групп участия»; внедрение в общество специально конструируемой матрицы ценностей, норм поведения и реакций как единственно возможной модели жизнедеятельности населения;
г) уничтожение способности ставить глобальные и стратегические цели - разрушение субъектности целых этносов и народов; осуществление их цивилизационной перевербовки и т.д.
Консциентальное оружие используется при ведении консциентальных войн, которые, в отличие от открытых милитаристских акций, нацелены не на захват территорий путем введения войск, но на захват сознания людей, проживающих на данных территориях. В случае использования консциентального оружия и ведения консциентальных войск мы имеем дело с таким видом господства, которое в отличие от других типов господства (финансово-экономического, политического, милитаристского, эпистемического и т.д.) имеет своей целью именно управление сознанием. И потому феномен консциентального оружия может и должен стать предметом специального изучения философов, социологов, методологов, т.е. профессионалов в области работы с мышлением и сознанием людей.
В романе-притче американского писателя Курта Воннегута «Колыбель для кошки» (1963 г.) описана весьма показательная и глубокая, с нашей точки зрения, ситуация. Во время испытания оружия невиданной силы разрушения один из присутствующих сказал: «Теперь наука познала грех». И создатель оружия, гениальный, по мнению научной общественности, физик, лауреат Нобелевской премии отреагировал однозначно: «Что такое грех?» - спросил он. Речь в данном случае шла не о нарушении религиозных заповедей, а о преступлении против человечества. По свидетельству друзей, Энрико Ферми, имевший определенное отношение к созданию американской бомбы, сброшенной на Японию, говорил: «Не приставайте ко мне с угрызением совести. В конце концов это – замечательная физика»! История свидетельствует о том, что и Ферми, и многие другие нашли в себе смелость пересмотреть эти позиции, соотнести понятия истины и ценности, научной объективности и добра. Отдельные нарушения этических норм науки в общем скорее чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако если такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой уже оказывается сама наука.
В условиях, когда социальные функции науки быстро умножаются, дать суммарную этическую оценку науке как целому оказывается недостаточно и неконструктивно вне зависимости от того, положительной или отрицательной будет эта оценка.
Этическая оценка науки сейчас
должна быть дифференцированной, относящейся
не к науке в целом, а к отдельным
направлениям и областям научного знания.
Такие морально-этические
Актуальность этической
оценки науки начинает осознаваться
после Второй мировой войны не
только в связи с античеловеческими
опытами гитлеровских медиков в
концентрационных лагерях, но и в
связи с созданием оружия массового
уничтожения и его первым применением
(август 1945 г.). В рамках судебного
решения Нюрнбергского
Все эти документы - свидетельство не только заинтересованности мировой и в частности - научной общественности этическими проблемами современных исследований человека, возникновением новых отраслей биологической и медицинской науки. В 1984 году на Пагуошской конференции по науке и международным проблемам был принят Уппсальский кодекс этики для ученых, свидетельствующий о необходимости расширения сферы применения этических критериев в научных исследованиях. Центр внимания постепенно переключается в сферу глобальных проблем человечества. Особенно это касается угрозы, связанной с современной военной техникой. Она столь велика, что возникает сомнение, можно ли вообще этически оправдать какую-либо разработку вооружений. Таким образом, роль этики в науке стала существенно более значимой и многогранной. Иерархия рассматриваемых научных направлений, «вписывающихся» в современную цивилизацию, может быть представлена следующим образом.
Прогресс биотехнологии.
По мере расшифровки генома
различных видов живых
нибудь иметь неограниченный доступ к подобной информации? В какой мере она позволяет действовать? Появление в природе генетически измененных организмов может оказать сильное воздействие на
существующий генофонд. Какой риск при этом будет этически приемлем?
Новые достижения
в изучении мозга. В сферу
этически значимых включаются
психиатрия и философия
«я» имеют важный
этический смысл уже потому, что
допущение личности, «я» - это
больше чем логический вывод,
это - моральный жест, символизирующий
включенность в некую
15-17/.
3. Прогресс информационных
технологий. Революция в области
информационных технологий
новая ситуация порождает сложные проблемы научной этики, которая (теперь уже!) включается в проблему международной безопасности. «Можно представить себе тщательно разработанную военную компанию, цель