Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности.
Задачи исследования.
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.
Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности личности в юношеский период.
Определить связь самооценки с агрессивностью.
Разработать программу личностного развития для лиц юношеского возраста.
Введение
1. Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности
Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
1.2 Самооценка как компонент самосознания; структура и проявления
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки
Методы и методики исследования
Анализ полученных результатов
Программа личностного развития в юношеский период
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: 2003.
Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1988.
Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В.Прусова, И.А.Пивоварова, Т.В.Ножкина. - М.: Издательство «Экзамен»,2007.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. №5. 2003
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: 2000.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая деятельность детей и подростков: Учеб пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.
Соколова Е.Т. самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.,2002.
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1988.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд. Учебное пособие /Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1 - Категории агрессии по Бассу
Тип агрессии |
Примеры |
1.Физическая - активная - прямая 2.Физическая - активная - непрямая 3.Физическая - пассивная - прямая 4.Физическая - пассивная - непрямая 5.Вербальная - активная - прямая 6.Вербальная - активная - непрямая 7.Вербальная - пассивная - прямая 8.Вербальная - пассивная - непрямая |
1.Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. 2.Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. 3.Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). 4.Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). 5.Словесное оскорбление или унижение другого человека. 6.Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. 7.Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. 8.Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2 - Теория социального научения Бандуры
Агрессия, приобретаемая посредством: |
Биологических факторов (например, гормоны, нервная система) Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение) |
Агрессия провоцируется: |
Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация) ·Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение) Инструкциями (например, приказы) Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями) |
Агрессия регулируется: |
Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия) Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют, или наказывают других) ·Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 1 - Самосознание и его проявления
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 3 - Виды самооценки личности
Самооценка высокая |
Неадекватная (завышенная) |
Адекватная | |
Самооценка средняя |
Адекватная |
Самооценка низкая |
Адекватная |
Неадекватная (заниженная) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
БЛАНК ОТВЕТОВ ПОМЕТОДИКЕ А. БАССА И А. ДАРКИ.
Ф.И.О.________________________
ГРУППА______________ДАТА______
Инструкция.
Вам предлагаются утверждения. Если Вы согласны с утверждением, то дайте ответ «Да», в противном случае - ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в протоколе исследования, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру суждения. Ответы необходимо дать на все вопросы.
Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами, произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не следует долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.
Протокол исследования
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ |
№ |
ответ | |||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет | |||||
1 |
16 |
31 |
46 |
61 |
||||||||||
2 |
17 |
32 |
47 |
62 |
||||||||||
3 |
18 |
33 |
48 |
63 |
||||||||||
4 |
19 |
34 |
49 |
64 |
||||||||||
5 |
20 |
35 |
50 |
65 |
||||||||||
6 |
21 |
36 |
51 |
66 |
||||||||||
7 |
22 |
37 |
52 |
67 |
||||||||||
8 |
23 |
38 |
53 |
68 |
||||||||||
9 |
24 |
39 |
54 |
69 |
||||||||||
10 |
25 |
40 |
55 |
70 |
||||||||||
11 |
26 |
41 |
56 |
71 |
||||||||||
12 |
27 |
42 |
57 |
72 |
||||||||||
13 |
28 |
43 |
58 |
73 |
||||||||||
14 |
29 |
44 |
59 |
74 |
||||||||||
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
Заключение____________________
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
Я не всегда получаю то, что мне положено.
Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Если я не одобряю поведение моих друзей, то им даю это почувствовать.
Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал мучительные угрызения совести.
Мне кажется, я не способен ударить человека.
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его.
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
Я часто не согласен с мнениями других людей.
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
Меня немного огорчает моя судьба.
Я думаю, что многие люди не любят меня.
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашиваются на драку.
Я не способен на грубые шутки.
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались.
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
Довольно многие завидуют мне.
Я требую, чтобы люди уважали меня.
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, чтобы их щёлкнули по носу.
Я никогда не бываю мрачным от злости.
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю внимания.
Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать всё, что о нём думаю.
Я делаю много такого, о чём впоследствии сожалею.
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей думать что-нибудь приятное обо мне.
Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать.
Неудачи огорчают меня.
Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её.
Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в этом не верю.
Я ругаюсь только от злости.
Когда я поступаю неправильно, меня мучит совесть.
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю её.
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
Я бываю резок по отношению к людям, которые мне нравятся.
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
Я часто думаю, что жил неправильно.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Я не огорчаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходило в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
В споре я часто повышаю голос.
Я стараюсь обычно скрывать своё плохое отношение к людям.
Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.
Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов.
Ключ
шкала |
Формы агрессии |
Номер утверждения | |
да |
нет | ||
1 |
Физическая агрессия |
1,25,33,48,55,62,68 |
9,17,41 |
2 |
Косвенная агрессия |
2,10,18,34,42,56,63 |
26,49 |
3 |
Склонность к раздражению |
3,19,27,43,50,57,64,72 |
11,35,69 |
4 |
Негативизм |
4,12,20,28 |
36 |
5 |
Обида |
5,13,21,29,37,51,58 |
44 |
6 |
Подозрительность |
6,14,22,30,38,45,52,59 |
65,70 |
7 |
Вербальная агрессия |
7,15,23,31,46,53,60,71,73 |
39,66,74,75 |
8 |
Чувство вины |
8,16,24,32,40,47,54,61,67 |
- |
Суммирование показателей шкал 1, 2, 7 даёт общую шкалу агрессивности, показателей шкал 1, 3, 7 - общую шкалу мотивационной агрессии, показателей шкал 5 и 6 - общую шкалу враждебности. Средним уровнем выраженности агрессивности выступает интервал, равный 21 ± 2 балла, мотивационной агрессии - 21 ± 2 балла, враждебности - 8 ± 2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
БЛАНК ОТВЕТОВ ПО МЕТОДИКЕ С.А. БУДАССИ.
Ф.И.О.________________________
ГРУППА______________ДАТА______
Инструкция: Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности