Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности.
Задачи исследования.
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.
Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности личности в юношеский период.
Определить связь самооценки с агрессивностью.
Разработать программу личностного развития для лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности
Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
1.2 Самооценка как компонент самосознания; структура и проявления
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки
Методы и методики исследования
Анализ полученных результатов
Программа личностного развития в юношеский период
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности.rtf

— 7.55 Мб (Скачать)

 

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними наименее желательные, отрицательные (20-й ранг -- наиболее привлекательное качество, 19-й -- менее и т. д. вплоть до 1-го ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

 

Протокол исследования

 

Номер ранга эталона d1

Свойства личности n

Номер ранга субъекта d2

Разность рангов d

Квадрат разности рангов d2

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
 

n = 20

   

Σ d2


 

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг -- качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й -- качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Обработка результатов: Цель обработки результатов -- определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в предоставления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 -- d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 -- d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов еd2 и внесите ее в формулу

 

(1)


 

где r -- коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности);

n -- количество отобранных свойств личности.

Если количество качеств равно 20, то формула (1) имеет упрощенный вид

 

r =1 - 0,00075 х еd2.

(2)


 

Интерпретация результатов: Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до +1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности, равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человека о своем идеальном Я и Я реальном.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 -- свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или при r от +0,39 до+0,89 как тенденцию к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивания. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и том, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Таблица 4 - Данные по показателям методики Басса - Дарки

Ф.И

формы агрессии

общие шкалы

физическая агрессия

косвенная агрессия

склонность к раздражению

негативизм

обида

подозрительность

вербальная агрессия

чувство вины

общая шкала агрессивности

общая шкала мотивационной агрессии

общая шкала враждебности

1

Тресков Дима

6

7

3

3

7

6

7

9

20

17

16

2

Кабакова Елена

5

5

9

0

5

3

12

8

22

26

8

3

Торопова Елена

8

4

6

3

3

6

8

7

20

22

9

4

Третьякова Евгения

8

5

6

4

5

5

7

8

20

21

10

5

Абрамова Дарья

3

4

7

5

8

7

10

8

17

20

15

6

Козодой Влад

9

7

4

3

7

8

7

8

23

20

15

7

Коробицина Виолетта

6

7

9

5

2

6

10

6

23

25

8

8

Устюжанина Елена

7

4

7

4

5

5

11

6

22

25

10

9

Лаптева Мария

7

4

4

4

0

2

12

2

23

23

2

10

Хрупало Екатерина

6

5

7

3

7

9

9

9

20

22

16

11

Хоробрых Анастасия

3

4

2

2

4

3

2

7

9

7

7

12

Малых Валерия

9

4

7

3

5

6

11

0

24

27

11

13

Пятыгина Дарья

4

3

3

1

5

3

8

6

15

15

8

14

Пикта Никита

9

4

9

4

4

5

11

4

24

29

9

15

Костенецкая Лидия

4

2

3

1

3

8

4

8

10

11

11

16

Бессонова Аня

7

2

2

1

3

4

10

7

29

29

7

17

Томилов Вадим

9

6

8

4

4

7

10

9

25

27

11


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Таблица 5 - Данные по показателям методики «Диагностика самооценки С.А. Будасси

Ф.И.

результат

уровень

1

Т.Д.

0,22

средний адекватный

2

Т.Е.

-0,0042

средний адекватный

3

К.Е.

0,37

средний адекватный

4

Т.Е.

0,61

высокий адекватный

5

А.Д.

0,27

средний адекватный

6

К.В.

0,38

средний адекватный

7

К.В.

0,57

высокий адекватный

8

У.Е.

0,78

высокий адекватный

9

Л.М.

0,45

средний адекватный

10

Х.Е.

0,35

средний адекватный

11

Х.А.

0,24

средний адекватный

12

М.В.

0,05

средний адекватный

13

П.Д.

0,14

средний адекватный

14

П.Н.

-0,34

низкий неадекватный

15

К.Л.

0,49

средний адекватный

16

Б.А.

0,36

средний адекватный

17

Т.В.

0,5

средний адекватный


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 

Программа личностного развития в юношеский период.

Цель: повышение самооценки и коррекция агрессивности у юношей и девушек.

День 1.

Упражнение 1. «Снежный ком».

Цель: знакомство участников, разряжение обстановки.

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет назвать все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Обсуждение.

Упражнение 2. «Брачное объявление».

Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я»; развитие способности понимать партнера.

Оснащение: ручка, бумага, шапка.

Каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Объявления участников собираются в шапку. Далее ведущий зачитывает по очереди объявления.

Обсуждение.

Упражнение 3. «Обзывалки».

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Оснащение: мяч.

Участники передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты …». Например: «А ты - морковка!». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!». Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить участников, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Обсуждение.

Упражнение 4«Скульптуры» (создание и разрушение).

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможностей.

Оснащение: воздушные шары разной формы (по 3-5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

Группа делится на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

Каждая подгруппа создаёт из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, приведения…). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах).

К готовому «монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя, биографию, характер - где живёт, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.

«Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой группы рассказывает о своём чудовище под музыкальное сопровождение.

«Битва с монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача групп - используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газеты), справиться с монстром как можно быстрее (все шары должны лопнуть). Никакими другими средствами, кроме бумажных мечей, в битве использовать нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

Обсуждение (в кругу):

Что вы сейчас чувствуете?

Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Какими способами?

Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живёт монстр? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

Сейчас, как опытные победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нём просыпается злость, агрессия, готовая проглотить не только его, но и всех вокруг, что ему делать?

Упражнение 5 «Битвы на шарах»

Цель: отреагирование агрессии.

Оснащение: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас; мел.

Участники выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр.

Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. По команде ведущего сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если участник небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

Затем группа делится на две подгруппы - команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически участники перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности