Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности.
Задачи исследования.
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.
Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности личности в юношеский период.
Определить связь самооценки с агрессивностью.
Разработать программу личностного развития для лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности
Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
1.2 Самооценка как компонент самосознания; структура и проявления
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки
Методы и методики исследования
Анализ полученных результатов
Программа личностного развития в юношеский период
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности.rtf

— 7.55 Мб (Скачать)

Обсуждение.

Упражнение 6. «Обратный отсчет».

Цель: восстановление работоспособности, структурирование опыта, выравнивание эмоционального состояния.

«Сядьте удобно. Закройте глаза и вспомните все в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните все, как можно подробнее, что происходило на сегодняшнем тренинге, ничего не поясняя и не интерпретируя». В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило.

Обсуждение.

Упражнение 7. «Психологическая поддержка».

Цель: дать возможность участникам группы осознать свои отрицательные черты, развить умение оказания психологической поддержки другому человеку, сформировать положительную самооценку.

Участникам предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за …». Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что …». Таким образом, называя положительные черты этого участника, он оказывает психологическую поддержку. Ведущий задает следующие вопросы:

Какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?

Что вы чувствовали, когда слышали от других свои отрицательные качества?

Что вы чувствовали, когда слышали от других свои положительные качества?

Обсуждение.

Упражнение 8. «Пусть моя правая рука не знает, что делает левая».

Цель: релаксация, развитие воображения, самопознание.

Оснащение: цветные карандаши (маркеры, фломастеры), лист бумаги.

Выберите левой рукой любой понравившийся цвет карандаша (маркера или фломастера). Затем выберете любой понравившийся цвет карандаша (маркера или фломастера) правой рукой, так чтобы для правой и для левой руки были выбраны разные цвета, то есть для каждой руки свой. Завязав или закрыв глаза, рисуйте на листе все, что хотите (например, каракули). Рисуйте каракули двумя руками, затем (после того как почувствуете, что для вас достаточно) откройте глаза. Не задумываясь о значении линий и переплетений на листе, возьмите какой-нибудь один цвет (либо из тех, которые вы уже использовали, либо любой другой) и сформируйте любые образы и фигуры на основе полученных «каракулей». Дальше можно провести обсуждение или составить из отдельных рисунков совместную творческую картину группы. При этом дополнять рисунки или переделывать нельзя. Из готовых рисунков можно только составить общую картину.

Обсуждение.

Упражнение 9. «Про меня любимого».

Цель: повышение настроения и самооценки, активация участников группы.

Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал».

Обсуждение.

Упражнение 10. «Я дарю тебе».

Цель: рефлексия, выражение эмоций.

Участникам предлагается поблагодарить соседа за участие в упражнении и подарить ему какой-либо подарок (не материальный) с пожеланиями. Таким подарком может стать удачный комплимент, теплое пожатие руки или объятие, предложение дружбы, стихотворение или песня в честь того человека, которому принадлежит подарок.

Обсуждение.

День 2.

Упражнение 1. «Футболка с надписью».

Цель: самовыражение, фиксирование настроения на начало тренинга.

Участникам предлагается придумать, представить себя в футболке. Фасон футболки, цвет, фактуру ткани и надпись на ней придумывает каждый участник для себя сам. Надпись на футболке - своеобразный жизненный девиз участника. Каждый, по кругу, рассказывает окружающим фасон, цвет и «говорящую» надпись на своей футболке, тем самым представляя себя группе.

Обсуждение.

Упражнение 2. «Разминка с шарами».

Цель: сплочение команды.

Оснащение: воздушные шары по количеству участников и запас; 2 пластмассовых стакана (200г); магнитофон; весёлые музыкальные фрагменты.

Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встаёт в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого участники должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего, (под весёлую музыку), начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удерживать шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с группой разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда при сигнале «первая скорость» участники двигаются очень медленно, а при сигнале «пятая» - очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующий шаг: всему кругу развернуться в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.

Откладываем все шары и оставляем только один. Его надо будет передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и пр. По сигналу ведущего участники начинают разминку. Чтобы усложнить её, предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева - коленками.

Группа делится на две подгруппы-команды. Каждая подгруппа получает один надутый воздушный шар и одноразовый пластмассовый стаканчик. Участники каждой подгруппы выстраиваются в параллельные шеренги. Впереди каждой шеренги на расстоянии трёх метров стоит стул. В руках у первого в шеренге участника шар и стаканчик. По сигналу ведущего необходимо положить шар на стаканчик и как можно быстрее, не уронив шара и не помогая себе руками, только балансируя, бежать вокруг стула и передать шар в стакане следующему участнику. Если шар упадёт и коснётся пола, участник начинает движение сначала. Побеждает та подгруппа, участники которой быстрее и точнее справятся с испытанием.

Обсуждение.

Упражнение 3. «Хрустящий Барабек».

Цель: содействие снижению вербальной агрессии.

Оснащение: любые сухарики.

Ведущий рассказывает участникам о том, что очень многие продукты при употреблении «звучат». Хрустящий звук сухарей для многих является раздражающим. Мы, используя сухари, попробуем создать ритм.

Группа делится на пары. Каждая пара принимает решение, какой ритм она с помощью хрустящего звука съедаемых сухарей будет задавать, затем по команде ведущего начинается ритмичный хруст - поедание сухариков (1-2 минуты).

Групповой ритм. Группа принимает решение, какой ритм будет задаваться, и по команде ведущего начинает хрустеть. Ритм может задавать ведущий. Можно экспериментировать с силой звука: по сигналу хрустеть очень громко или чуть слышно.

С помощью сухарей эффективно устраивать диалоги в парах, например: «Поговорите друг с другом на языке хруста сухариков, покричите друг на друга, пошепчите, договоритесь о чём-то, признайтесь в любви» и др.

Обсуждение.

Упражнение 4. «Защита личного пространства».

Цель: определение личного пространства и способы его защиты.

Участники объединяются в пары. Ведущий просит их определить некое пространство вокруг себя, некоторое расстояние, на котором комфортно нахождение партнёра, ближе какого уровня руки партнёра не могут заходить. Затем партнёры сцепляются ладонями. Даётся инструкция, что один человек должен охранять своё личное пространство, не пускать туда другого. Второму участнику даётся задание преодолеть сопротивление, ворваться во внутреннее пространство (там есть что-то жизненно важное для тебя!). Затем меняются ролями.

Обсуждение.

Упражнение 5. «Тузилка».

Цель: освободиться от лишней накопившейся агрессии.

Оснащение: воздушный шар или надувная «дубинка».

Все участники становятся в круг. Каждый по очереди берёт в руки надувной шарик вытянутой формы или надувную «дубинку». Участник с дубинкой имеет право стукнуть по голове одного человека из группы, который его больше всего раздражает, бесит, кого он ненавидит. Участник с дубинкой имеет право на два удара по попе участника, который в принципе хороший парень, но есть у него раздражающие качества, либо на каком-то занятии он обидел его. Затем участник может подойти к члену группы, перед которым виноват, кого обидел, и молча попросить прощения, соединив с ним ладони. Ещё одного человека можно погладить по голове или пожать руку, если этот человек тебе сильно помог, был очень нужен, открыл что-то важное для тебя.

Обсуждение.

Упражнение 6. «Групповое число».

Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.

Сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде, сообща. Работая плечом к плечу, очень важно понимать друг друга без слов. Все сели поудобней. По команде ведущего «один - два - три» все участники показывают на пальцах какое-нибудь число от одного до пяти. Необходимо за две минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.

Обсуждение.

Упражнение 7. «Посмотри на хорошего человека».

Цель: повышение самооценки, осознание каждым участником себя в новом качестве.

Оснащение: сумочка, зеркальце (6 - 9 см.).

Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него. Участники интригуются словами о том, что у ведущего в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предложения и аргументации иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные участники раньше времени не догадались, чей портрет там изображен.

Получается, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя. После проведения упражнения обязательно проводится обсуждение с помощью следующих вопросов:

Кто (не) согласен с увиденным?

Какие чувства у вас вызвало увиденное?

Упражнение 8. «Волшебная лавка».

Цель: личностное развитие и рефлексия, повышение самооценки и уверенности в себе.

Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой очень интересные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать, наблюдательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет, а взамен делится теми, которые развиты у него. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком. Далее упражнение предполагает глубокую рефлексию.

Обсуждение.

Упражнение 9. «Пять слов о тебе».

Цель: повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Оснащение: лист бумаги, ручка (карандаш).

Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно или по игровому заданию от ведущего). Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги, чтобы получилась ваша нарисованная ладошка. Напишите на ладошке свое имя. Потом передайте листок соседу справа, а сами получите рисунок ладошки от соседа слева. На одном из «пальчиков» полученного рисунка напишите, пожалуйста, какое-нибудь привлекательное качество этого человека, на ваш взгляд (можно использовать для упражнения доброжелательные пожелания). Например: «Ты чуткий и отзывчивый; Ты наше солнышко» или «Желаю тебе побыстрее влюбиться и быть любимой любимым человеком!». Так дальше нарисованные ладошки передаются по кругу, и каждый пишет свое. Пока ладошка не вернется к ее владельцу.

Обсуждение.

Упражнение 10. «Прорвись в круг».

Цель: стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.

Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.

Обсуждение.

Упражнение 11. «Последняя встреча».

Цель: подведение итогов занятий.

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

- Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

 

Beron, Рychardson D. Aggression.

CO-OPERATION WITH COEVALS

Children master the different models of conduct (both acceptable and unacceptable socially) during co-operation with other children. And the different forms of aggressive conduct also arise up at intercourse with coevals. In this section we will consider that, how a child, socializing with other children, acquires skills of aggressive conduct, and that, in what consequences the aggressive reaction of child results on coevals.

Nauchenye to aggressive actions

The game with coevals enables to the children to learn to the aggressive reactions (for example, kulaks or insult set on foot). Noisy games - which children jostle in, go after each other, is teased, is kicked and is tried to cause some harm to each other - actually can appear comparatively by the «safe» method of teaching to the aggressive conduct. Children talk that they like their partners on the noisy games and they rarely get traumas at such plays (Humphrey & Smith, 1987).

There are also the certificates, got at the study of children visiting preschool establishments, that frequent intercourse with coevals can be related to the subsequent aggressiveness (Belsky & Steinberg, 1978; Haskins, 1985). Хaskyns (Haskins, 1985) reports that children which during five years before school regularly visited nursery school were estimated by teachers as more aggressive, than visiting nursery school less regularly. It is possible to assume that children which more frequent were «practiced» in the aggressive conduct with coevals (for example, in nursery school) more successful mastered the similar reactions and rather able to apply them in other terms (for example, at school).

Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности