Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности.
Задачи исследования.
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.
Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности личности в юношеский период.
Определить связь самооценки с агрессивностью.
Разработать программу личностного развития для лиц юношеского возраста.
Введение
1. Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности
Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
1.2 Самооценка как компонент самосознания; структура и проявления
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки
Методы и методики исследования
Анализ полученных результатов
Программа личностного развития в юношеский период
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
При проведении корреляционного анализа выяснилось, что имеется существенная связь как на уровне значимости 0,05; так и при 0,01. У испытуемых видна корреляция между (приложение № 13):
Физической агрессией и общей шкалой агрессивности, общей шкалой мотивационной агрессии (0,75 и о,68);
Склонностью к раздражению и вербальной агрессией, общей шкалой мотивационной агрессии (0,63 и о,64);
Обидой и подозрительностью, общей шкалой враждебности(0,49 и 0,86);
Подозрительностью и общей шкалой враждебности (0,86);
Вербальной агрессией и общей шкалой агрессивности, общей шкалой мотивационной агрессии (0,78 и 0,88);
Чувством вины и общей шкалой враждебности (0,50);
Общей шкалой агрессивности и общей шкалой мотивационной агрессии (0,93).
По данным проведенных ранее исследований можно сказать, что дети раннего юношеского возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав - полная, неполная, распавшаяся, - а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у молодых людей этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства людей из семьи служащих среднего звена. В то же время эти юноши отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте люди из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются юноши из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у юношей из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Таким образом, при анализе психологических особенностей агрессивного поведения, уточнения его мотивов и планировании воспитательной тактики нужно опираться на ряд обстоятельств: какое положение занимает человек в группе, что означает данный индивид для группы, что означает группа для индивида, какую внешнюю ориентацию в социальной среде занимает группа. Так же важно знать каковы эмоциональные и рациональные начала в мотивообразовании агрессивного поступка, какова цель агрессивного проявления. А также необходимо учитывать какую роль играла внешняя ситуация в появлении конкретного повода для использования силы в решении конфликта.
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка раннего юношеского возраста также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени - «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а юноша стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение его в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
2.3 Программа личностного развития в юношеском возрасте
Исходя из всего выше перечисленного можно предложить провести развивающую программу, которая будет направлена на снижение агрессивности и повышение самооценки (приложение №14). Данная программа будет представлена в виде комплекса тренинговых упражнений.
Цель данной программы - работа с юношами по снижению агрессивности и повышению самооценки.
Задачи:
отвлечь агрессивного юношу и помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами;
научить молодых людей выражать свои чувства приемлемыми способами (вербально, невербально);
научить молодых людей исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало;
организовать работу по снижению агрессивности и модификации поведения с помощью игр и упражнений, целью которых является проявление и переживание агрессии;
повышение самооценки юношей и девушек.
Условия проведения занятий:
Занятия проводятся шесть часов по субботам, возраст участников 16-20 лет, средства используемые на занятиях: ручка, бумага, шапка, цветные карандаши (маркеры, фломастеры), сумочка, зеркальце (6 -9 см.), воздушные шары, пластмассовые стаканчики, магнитофон, музыкальные фрагменты, нитки, скотч, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга пленка, мел, любые сухарики, глина или слоеное тесто, емкость для воды, вода, ветошь, кусочек клеенки, музыкальные инструменты - треугольник, колокольчик, барабан; открытки и картинки, картон для труда, цветная гофрированная бумага, нейлоновые или атласные ленты, степлер, клей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, во время прохождения практики в «Алапаевском профессионально - педагогическом колледже» нами было сделано исследование агрессии, агрессивности и самооценки, а также установить есть ли между ними связь. Проблема агрессии в современном мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения, а также решение проблем по формированию адекватной самооценки. Эти задачи и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Гипотеза, которая звучала как «Существует взаимосвязь между уровнем агрессии и самооценкой» не нашла своего подтверждения.
Обычно уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой личности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. Но в нашем исследовании подобной взаимосвязи не выявлено, так как нет корреляции между формами агрессии и самооценкой (приложение №13).
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Период взросления, ранний юношеский возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей ранне юношеского возраста необходимо для понимания психологии агрессии в раннее юношеском возрасте.
Причины, по которым молодые люди совершают агрессивные поступки, остаются, до сих пор, полностью не выяснены.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
В юношеском возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых юношей участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девушек.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих молодых людей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Для понимания ранней юношеской агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка личности значимыми из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая.
Специальные исследования, проведенные по этому поводу, показали, что действительно молодые люди, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее несущественные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативности. Однако, кроме того, юноши с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у молодых людей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию юношей. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
ЛИТЕРАТУРА
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: 2002.
Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии и враждебности. - Екатеринбург 2003.
Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.:2001.
Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
Бэрон Р. Ричардсон Д., Агрессия. СПб.:2000.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2008.
Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Кон И.С. Открытие «Я». - М., Политиздат, 1978.
Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2007.
Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности