Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая
академия имени Д.И.Менделеева»
Кафедра практической психологии и педагогики
Курсовая работа
Влияние самооценки на проявление агрессии подростка
Выполнила: студентка
3 курса СПФ очного обучения
А.И.Степанова
Проверила: Е.В.Маняпова
Тобольск, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
исследования самооценки и проявлений
агрессивности у подростков…………
Глава 2. Эмпирические основы
исследования самооценки и проявлений
агрессивности у подростков…………
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования
самооценки и проявлений агрессивности
у подростков…………………………………………….….
2.3.Практические рекомендации…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблемой самооценки подростков занимались такие исследователи как Л.В. Бороздина, Л.Н. Городецкая, А.В. Захарова, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн и другие.
Вопросы, связанные с человеческой
агрессивностью, затрагиваются во многих
психологических исследованиях. Наличие
чрезвычайно высокой
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.
Проблеме агрессии также посвящено большое количество работ. Среди них работы С.Н. Ениколопова, Ю.Б. Можгинского, А.А. Реана, С.Л. Соловьевой, Л.М. Семенюка и других.
Однако, при достаточно большом
количестве теоретических и
Все вышесказанное и определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования являются особенности самооценки и проявления агрессии у подростков.
Предмет: самооценка как фактор, влияющий на степень проявления агрессивности у подростков.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Теоретико-методологические основания работы: были использованы труды следующих авторов – Б.С. Волкова, М.В. Гамезо, А.В. Захаровой, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Сидоренко и т.д.
Методы исследования:
Исследование проведено на базе МОУ СОШ №5 г. Тобольска в рамках психологической практики; выборку составляют учащиеся 7Б класса, возраст испытуемых 13-14 лет, количество испытуемых – 17 человек, из них 9 мальчиков и 8 девочек. Всего в классе 26 детей: 13 мальчиков и 13 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в разработке на основе полученных данных комплекса психолого-педагогических рекомендаций, позволяющих произвести коррекцию самооценки и снизить агрессивные проявления подростков.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели, объекту и предмету исследования, и качественным анализом эмпирического материала.
Структура курсовой работы. Работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы, включающий в себя 30 источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков
В современной психологии
проблема самооценки является одной
из наиболее разрабатываемых. Исходным
для ее анализа служит традиционное
представление о том, что самооценка
функционирует как часть
При отсутствии общепринятого определения самооценки в зарубежной и отечественной психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.
В зарубежной литературе принят
термин «концепция «Я», обозначающий совокупность
всех представлений индивида о себе.
В концепции «Я» выделяются описательная
составляющая, называемая образом «Я»,
как некая когнитивная
Альтернативная точка зрения советских психологов, декларированная С.Л. Рубинштейном, звучит так: «Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [23, с. 635].
Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющего из окружающего, – продолжает он, – связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.
Дальнейшей ступенькой на этом же пути, считает Л.С. Рубинштейн, является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта, – подытоживает С.Л. Рубинштейн, – и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.
Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания, – считает известный психолог, – является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющих на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменениям его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.
С.Л. Рубинштейн справедливо подчеркивает, что этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность в ее высших проявлениях [23, с. 637].
Позиция А.В. Захаровой сводится к тому, что осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо, прежде всего, отдавать себе отчёт в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития?
Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации оценивания, – полагает А.В. Захарова, – а можно строить ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих [13, с. 12].
Г.К. Валицкас предложил следующее определение самооценки: Самооценка - это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [26, с. 224].
В.А. Сысенко в своих работах так выражает понимание и необходимость самооценки: «Следует учитывать, что человек – сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности» [25, с. 202].
В европейской мысли
Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка