Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Варианты:

Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да», «нет», «алло», «ура» и т.д.

Время проведения: 15 мин.

    1. Упражнение «Моя яблонька»

Цель: Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; расширение знаний друг о друге; поднятие самооценки.

Инструкция: «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.

Я предлагаю вам «вырастить»  свою яблоньку. Это будет волшебная  яблоня, которая поможет вам выделить в себе главное, рассказать о себе, узнать о другом, а если вы ее сохраните, то она может стать вашим талисманом или вашей опорой в трудную  минуту.

Итак, у вас у каждого  есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит  из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет  у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.

  • 5. достижение
  • 4. способности и умения
  • 3. социальное окружение
  • 2. психологический портрет
  • 1. имя

Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как  наша яблоня волшебная и обязательно  должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко пользительной  силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько  яблок у вас на каждом уровне и  постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:

  1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.
  2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?
  3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.
  4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.
  5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.

Давайте теперь расскажем  про свои яблоньки. Кто хочет начать?...

Во время рассказов  участники могут задавать друг другу  вопросы, что-то уточнять.

После выступлений можно  обсудить чем понравилось или  не понравилось упражнение, что чувствовали  во время выполнения упражнения, какие  выводы для себя сделали.

В заключение:

Вы можете сохранить для  себя ваши деревца. Когда вам вдруг  начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь  наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вам вдруг покажется, что имя у вас дурацкое, и  вы однотипный, то взгляните на дерево и поназывайте себя по всякому  – вы разный, интересный с красивым многогранным именем.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств  больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость  есть и доброта с мягкостью  в норме.

Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните  о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните  о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете  и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным, вам  поможет воспоминание о своих  достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.

Можно попросить участников разместить свои деревца на ватмане - посмотреть, кто как себя позиционирует.

Время проведения: 40 мин.

 

  1. Занятие «Я Вас слышу!»

Цель: выработка собственной техники активного слушания.

Время проведения: 60 мин.

Оборудование  и материалы: нет.

  1. Упражнение «Молекулы»

Участники хаотично двигаются по комнате (как атомы в броуновском движении). Затем начинают двигаться спиной вперед, считая, сколько раз столкнулись. По команде ведущего (он хлопает  в ладоши и произносит цифру) участники  должны объединиться в «молекулу», то есть захватить нужное количество человек, соответствующее названной  цифре. Затем продолжить движение и  реагировать на новую команду  ведущего («два», «пять», «двенадцать» и т.д.).

Время проведения: 10 мин.

  1. Упражнение «Активное слушание»

Цель: выработать собственную технику активного слушания.

Участники сидят по кругу.

Инструкция:

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся  правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными  правилами)».

«Упражнение мы будем выполнять  в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники  сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан  на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить  выполнение задания. Сначала правилами  хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.

Итак, "говорящий" в течение 5 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах  в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые  порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает  беседу.

«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что  в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к  этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении  побуждает других людей высказываться  открыто, говорить о себе, а что  затрудняет такой рассказ, а знать  это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание:

«Теперь "говорящий" в течение  пяти минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в  общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить  взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила  хорошего слушания, должен учесть всю  ту информацию, которую он получил  от "говорящего" в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает  беседу и предлагает перейти к  следующему шагу.

«"Слушающий" за пять минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о  себе, т.е. о трудностях и проблемах  в общении и его сильных  сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут "говорящий" все время  молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет  с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его  неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний  может сказать, что было пропущено  или искажено».

Во второй части упражнения участники  пары меняются ролями: тот, кто был  «слушающим», становится «говорящим»  и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий  шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно  задать группе такие вопросы:

«Как вам удавалось выполнять  предложенные правила, какие правила  было легче выполнять, какие сложнее?»

«О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах  в общении или о сильных  сторонах?»

«Какое впечатление произвела  на вас та часть упражнения, когда  вы были "говорящим", какое влияние  на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?»  и т.д.

Данное упражнение в зависимости  то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень  разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется  умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т.д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Время проведения: 50 мин.

 

 

  1. Занятие «Скажите, что я другой…»

Цель: переход от привычного восприятия самого себя.

Время проведения: 65 мин.

Оборудование  и материалы: нет.

  1. Упражнение «Постукивающий массаж»

Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.

Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое похлопывание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно  поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).

А теперь, пожалуйста, поменяйтесь  ролями.

Время проведения: 5 мин.

  1. Упражнение «Обо мне наоборот»

Цель: создание предпосылки к тому чтобы участники тренинга отошли от некоторых привычных самооценок; приобретение нового эмоционального опыта, что может явиться мощным средством изменения самоотношения, воздействовать на уровень притязаний, расширять горизонты устремлений участников, менять структуру и содержание внутреннего локуса контроля.

Процедура: (Данная игра является одним из проявлений идей Ф. Перлса. Здесь используется «горячее кресло»).

Пусть «горячее кресло» занимает участник по имени М. Он получает три типа обратных связей, т.е. сообщений от группы (круги информации). Первый круг информации – это взаимосвязанная система  микрорассказов про участника М., посвященная его достоинствам. Члены  группы, передавая эстафету рассказывания  друг другу, делятся впечатлениями  о достоинствах, о положительных  сторонах, о чертах характера и  поступках М., способных вызвать  восхищение, одобрение, чувство признательности  окружающих. Причем члены группы стремятся  к тому, чтобы из их рассказов, складывалась целостная картина, взаимосвязанная  система качеств М. Вдобавок, принимая эстафету раскатывания, каждый следующий  участник старается превзойти предшествующего  рассказчика в описании достоинств М. Апофеозом восторга по отношению  к обладателю «горячего кресла»  разряжается последний из игроков, замыкающий круг, М. слушает все молча.

Второй круг информации организуется таким же образом, но эстафета рассказывания  передается в обратном направлении. Только задачей рассказывающих теперь становится описание недостатков, мало привлекательных сторон М., неблаговидных  поступков и проявлений с его  стороны. И вновь каждый следующий  игрок стремится показать более  мрачные и негативные черты М.

Третий круг информации может быть условно назван «анти – М.»  Рассказ о достоинствах и недостатках, но при этом рассказчики должны придерживаться следующего условия. Имея в виду какое-либо достоинство М., они обязаны рассказывать о нем как о недостатке, и  наоборот. Например, все знают М. как молчаливого человека, замкнутого. Следуя заданию, один из участников может  сообщить группе о том, что М. известен ему как чрезвычайно разговорчивый, невероятно общительный, открытый человек. И так далее. Закончив третий круг информации, группа предоставляет возможность  высказаться участнику, занимающему  «горячее кресло».

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка