Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:40, курсовая работа
Цель работы – практически и теоретически изучить специфику агрессии у подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;
– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;
– изучить специфику агрессии у подростков;
– выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивнос ти в поведении у подростков;
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивности
одна из самых значительных
проблем современной
Проблема агрессии
имеет давнюю историю. Многие
исследователи в нашей стране
и за рубежом занимались
Вопросы, связанные
с человеческой агрессивностью,
затрагиваются во многих
Агрессивность
формируется преимущественно в
процессе ранней социализации
в детском и подростковом
Объект исследования: агрессия как психологический феномен.
Предмет исследования:
диагностика подростковой
Цель работы – практически и теоретически изучить специфику агрессии у подростков.
Гипотеза:
существуют различия в
Для проверки
выдвинутой гипотезы и
– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;
– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;
– изучить специфику агрессии у подростков;
– выявить и проанализировать
основные формы проявления
– теоретически изучить гендерные различия проявления агрессивности.
ГЛАВА I. АГРЕССИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Характеристика агрессивности как особого психологического феномена
В психологии
термин «агрессия» трактуется
по-разному. Многие авторы
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
- Под агрессией
понимается сильная активность,
стремление к самоутверждению.(
- Под агрессией
понимаются акты враждебности, атаки,
разрушения, то есть действия, которые
вредят другому лицу или
- Агрессия –
реакция, в результате которой
другой организм получает
- Агрессия
– физическое действие или
угроза такого действия со
стороны одной особи, которые
уменьшают свободу или
- Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [11]
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление
об агрессии как
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии
может рассматриваться только
такое поведение, которое
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.
Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:
- Фрустрация всегда приводит
к агрессии в какой-либо форме.
- Агрессия всегда является результатом фрустрации. [1; c 42]
В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения”. [1]
Например, чтобы
осуществить агрессивное
Итак, рассмотрев
все основные теоретические
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение
подчеркивает, что агрессия —
это модель поведения, а не
эмоция или мотив. Хотя
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.
Склонность
человека к агрессивным
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия : первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек. [8; с. 3-18]
Самая современная точка
зрения на происхождение агрессивного
поведения связана с
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального
перевозбуждения типа аффекта
или стресса,
4.Наличие подходящего
объекта агрессивного
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение
враждебной и инструментальной
агрессии. Целью первой является
главным образом нанесение
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди
форм агрессивных реакций,
-
Физическая агрессия (нападение)
– использование физической
-
Косвенная агрессия – действия,
как окольными путями
- Вербальная агрессия –