Специфика агрессии у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – практически и теоретически изучить специфику агрессии у подростков.

Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;

– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;

– изучить специфику агрессии у подростков;

– выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивнос ти в поведении у подростков;

Файлы: 1 файл

первая курсовая....docx

— 44.14 Кб (Скачать)

 

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием  к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое  индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. 

 

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном  кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет  одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

1.3  Специфика агрессии  в подростковом возрасте

     Психические  нарушения имеют определенные  этапы развития, проходя через  которые они достигают наибольшей  степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы  включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов.  Во время подросткового кризиса  скорость этого болезненного  цикла увеличивается, в результате  чего какой-то из этапов может  быть либо очень коротким, либо  не обнаруживаться вообще.

 

 Поэтому очень часто  агрессивное поведение подростка  является для его   близких,  знакомых, сверстников и очевидцев  совершенно неожиданным, ничем   не объяснимым.

 

В теориях возникновения  агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции. [8; c. 3-18]

 

       Речь  вдет либо о преимущественно  биологическом механизме, в котором  подчеркивается роль нейрофизиологических  медиаторов и функционального    состояния глубинных структур  мозга, либо на первый план  выдвигается     динамическая  теория агрессивного поведения,  предполагающая, что основным  механизмом  агрессии является патологическое  личностное развитие,  особенно  в период жизненных кризисов.

 

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения         правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей    непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,  являются следствием личностного кризиса, о  чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада  личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества  и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего  мира сопутствуют жестокой агрессии.       

 

     Внутри подросткового  возраста, как у мальчиков, так  и у девочек,       существуют возрастные периоды  с более высоким и более  низким уровнем       проявления агрессивного поведения.  Так установлено, что у мальчиков  имеются два пика проявления  агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У  девочек также обнаруживаются  два пика: наибольший уровень  проявления агрессивного поведения  отмечается в 11 лет и в 13 лет. [11]

 

     Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

 

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток  растет в семье, семья является почти  всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения  для большинства детей.

 

Становление агрессивного поведения  у подростков - сложный процесс, в  котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также  массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь  негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно  поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые  применяют крайние суровые наказания  и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

 

      Многочисленные  исследования показали, что для  семей, из которых выходят агрессивные  дети, характерны особые взаимоотношения  между членами семьи. Подобные  тенденции психологами описаны  как "цикл насилия", Дети  склонны воспроизводить те виды  взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг  к другу. Подростки, выбирая  методы выяснения отношений с  братьями и сестрами, копируют  тактику разрешения конфликтов  у родителей. Когда дети вырастают  и вступают в брак, они используют  отрепетированные способы разрешения  конфликтов и, замыкая цикл, передают  их своим детям, посредством  создания характерного стиля  дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. [1]

 

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между  братьями и сестрами, а  также стиль семейного руководства. Дети, у         которых  в семье сильный разлад, чьи  родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к  агрессивному поведению. Подростки  получают сведения об агрессии также  из общения со сверстниками. Они  учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень  агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными  большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут  найти друзей среди других агрессивных  сверстников.

 

Один из самых спорных  источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних  исследований    с использованием самых разнообразных методов  и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния  СМИ на агрессивное поведение. Представляется,   что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков.

 

Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом  в целом при взаимодействии с  подростками, потому что агрессию легче  предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

ГЛАВА

II

. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Методика для изучения  агрессивности

 

     Агрессивность  обладает качественной и количественной  характеристикой. Как и всякое  свойство, она имеет различную  степень выраженности: от почти  полного отсутствия до ее предельного  развития. Каждая личность должна  обладать определенной степенью  агрессивности. Отсутствие ее  приводит к пассивности, ведомости,  конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

 

Исходя из этого, можно  разделить проявления агрессии на два  основных типа: первый – мотивационная  агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. [12 ]

 

Опросник Баса-Дарки (Диагностика состояния агрессии) [13]

 

     Опросник предназначендля исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы.Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

 

     Создавая свой  опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

 

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

 

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

 

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

 

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов. 

 

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

 

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

 

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия, угрозы).

 

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые им угрызения  совести. 

 

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3. (Опросник Баса-Дарки Приложение А)

2.2 Обработка и анализ  полученных результатов

     Экспериментальное  исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе СОШ № 49 г и Гимназии №8 с русским и украинским языками обучения г. Севастополь. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 7 классов. Для проверки гипотезы была использована методика состояния агрессивности Басса–Дарки.

 

     Было проведено  тестирование, во время которого, каждому испытуемому был предложен  бланк и опросник. Результаты тестирования представлены на таблице 2.1  и 2.2 (Приложение Б, Приложение В)

 

Просмотр диагностических  данных показал, что подростки с  индексом враждебности, превышающим  норму, у девочек составляют 40 %, и  у мальчиков – 40%. Индекс агрессивности, превышающий норму, у мальчиков  представлен 47 %, а у девочек – 27 %.

 

На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение  девочек характеризуется более  высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и  что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться  у подростков разного пола. По результатам  анализа данных была составлена таблица, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков  имеет место по таким типам  реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и чувство вины.

Таблица 2.3 – Процентное соотношение  подростков с высоким показателем  различных форм агрессии  в группах

№ п/п 

Формы агрессии 

Пол подростка

 

Девочки 

Мальчики

 

Физическая агрессия 

27% 

47%

 

Косвенная агрессия 

33% 

27%

 

Раздражение 

27% 

47%

 

Негативизм 

40% 

47%

 

Обида 

27% 

27%

 

Подозрительность 

27% 

27%

 

Вербальная агрессия 

40% 

33%

 

Чувство вины 

33% 

20%

 

 

                                                                                          

 

                                                                                                                                                                                                                                                               

Информация о работе Специфика агрессии у подростков