Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:40, курсовая работа
Цель работы – практически и теоретически изучить специфику агрессии у подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;
– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;
– изучить специфику агрессии у подростков;
– выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивнос ти в поведении у подростков;
Повышение степени осознанности
своих переживаний нередко
Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.
1.3 Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические
нарушения имеют определенные
этапы развития, проходя через
которые они достигают
Поэтому очень часто
агрессивное поведение
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции. [8; c. 3-18]
Речь
вдет либо о преимущественно
биологическом механизме, в
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового
возраста, как у мальчиков, так
и у девочек,
существуют возрастные периоды
с более высоким и более
низким уровнем
проявления агрессивного
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения
у подростков - сложный процесс, в
котором участвуют многие факторы.
Агрессивное поведение
Многочисленные
исследования показали, что для
семей, из которых выходят
На становление агрессивного
поведения влияют степень сплоченности
семьи, близости между родителями и
ребенком, характер взаимоотношений
между братьями и сестрами, а
также стиль семейного
Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
ГЛАВА
II
. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Методика для изучения агрессивности
Агрессивность
обладает качественной и
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. [12 ]
Опросник Баса-Дарки (Диагностика состояния агрессии) [13]
Опросник предназначендля исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы.Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия
– использование физической
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло,
а также ощущаемые им
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3. (Опросник Баса-Дарки Приложение А)
2.2 Обработка и анализ полученных результатов
Экспериментальное
исследование по изучению
Было проведено
тестирование, во время которого,
каждому испытуемому был
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 40 %, и у мальчиков – 40%. Индекс агрессивности, превышающий норму, у мальчиков представлен 47 %, а у девочек – 27 %.
На основе анализа данных
психодиагностики были сформулированы
предположения о том, что поведение
девочек характеризуется более
высокими показателями враждебности по
сравнению с агрессивностью, и
что высокие показатели по разным
типам реакций должны различаться
у подростков разного пола. По результатам
анализа данных была составлена таблица,
которая позволила
Таблица 2.3 – Процентное соотношение подростков с высоким показателем различных форм агрессии в группах
№ п/п
Формы агрессии
Пол подростка
Девочки
Мальчики
1
Физическая агрессия
27%
47%
2
Косвенная агрессия
33%
27%
3
Раздражение
27%
47%
4
Негативизм
40%
47%
5
Обида
27%
27%
6
Подозрительность
27%
27%
7
Вербальная агрессия
40%
33%
8
Чувство вины
33%
20%