Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:40, курсовая работа
Цель работы – практически и теоретически изучить специфику агрессии у подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;
– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;
– изучить специфику агрессии у подростков;
– выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивнос ти в поведении у подростков;
Рисунок 2.1 – Процентное соотношение подростков с высоким показателем различных форм агрессии в группах.
Высокий показатель чувства вины имеет место у 33 % девочек и у 20 % мальчиков. Это означает, что неудачи, плохие поступки переживаются подростками и могут приводить к заниженной самооценке, и соответственно необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях.
Рисунок 2.2 – Чувство вины у подростков
Так же
сравнительный анализ средних
значений агрессивности
Рисунок 2.3 –
Соотношение индекса
Рисунок 2.4 – Соотношение
индекса агрессивности и
При этом индексы враждебности
мальчиков и девочек равны, а
индекс агрессивности у мальчиков
превалирует над индексом враждебности
у девочек. По отдельным шкалам степень
обиды девочек превосходит
Уровень физической агрессии у девушек (27 %) в среднем ниже, чем у юношей (47 %).
Рисунок 2.5 – Уровень физической агрессии у подростков
Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все–таки более распространенной.
Рисунок 2.6 – уровень косвенной и вербальной агрессии у подростков
Таким образом,
теоретический анализ проблемы,
позволяет предположить, что у
юношей физический вид
Мальчики–подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление).
Их гнев зачастую определяется
качеством межличностных
Высокий уровень косвенной
агрессии свидетельствует о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической
части мы выяснили, что проблема
агрессии в современном мире,
особенно в условиях ломки
устоявшихся ценностей и
врожденные побуждения или задатки;
потребности, активизируемые внешними стимулами;
познавательные и
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий общества.
В ходе практического исследования
была доказана гипотеза, что между
агрессией мальчиков и девочек
существует разница. Исследование показало,
что как у мальчиков–
Так же в ходе исследования было выяснено, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Так же было установлено, что уровень агрессивности у мальчиков гораздо выше чем у девочек.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
3. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
5. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
7. Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.
8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
10. Савина О.О. «Особенности
становления идентичности в
11. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
12. http://azps.ru/tests/tests_
13. http://www.effecton.ru/101.