Специфика агрессии у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – практически и теоретически изучить специфику агрессии у подростков.

Гипотеза: существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;

– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;

– изучить специфику агрессии у подростков;

– выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивнос ти в поведении у подростков;

Файлы: 1 файл

первая курсовая....docx

— 44.14 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.1 – Процентное соотношение  подростков с высоким показателем  различных форм агрессии  в группах.

 

Высокий показатель чувства  вины имеет место у 33 % девочек  и у 20 % мальчиков. Это означает, что  неудачи, плохие поступки переживаются подростками и могут приводить  к заниженной самооценке, и соответственно необходима поддержка у них чувства  самоуважения и уверенности в  своих возможностях.

 

 

Рисунок 2.2 – Чувство вины у подростков

 

      Так же  сравнительный анализ средних  значений агрессивности мальчиков  и девочек показывает, у девочек  индекс враждебности превосходит  индекс агрессивности, у мальчиков  наоборот.

 

 

 

     Рисунок 2.3 –  Соотношение индекса агрессивности  и индекса враждебности у девочек

 

 

Рисунок 2.4 – Соотношение  индекса агрессивности и индекса  враждебности у мальчиков

При этом индексы враждебности мальчиков и девочек равны, а  индекс агрессивности у  мальчиков  превалирует над индексом враждебности у девочек. По отдельным шкалам степень  обиды девочек превосходит степень  обиды у мальчиков. Так же степень  выраженности подозрительности девочек  и у мальчиков одинаковая.

 

Уровень физической агрессии у девушек (27 %) в среднем ниже, чем у юношей (47 %).

 

 

Рисунок 2.5 – Уровень физической агрессии у подростков

Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или  косвенной. Хотя косвенная форма  оказывается все–таки более распространенной.

 

 

Рисунок 2.6 – уровень косвенной  и вербальной агрессии у подростков

      Таким образом,  теоретический анализ проблемы, позволяет предположить, что у  юношей физический вид агрессии, раздражительность, негативизм появляется  в качестве компенсации при  невротических расстройствах, нарушении  половой идентичности, в частности  при воспитании в семьях, лишенных  отцов, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие юноши дистанцируются от группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, брутальных (грубых) поступков.

 

Мальчики–подростки испытывают агрессию в таких межличностных  отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют  на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление).

 

Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает  неконтролируемая ситуация. Физическое самовосприятие мальчиков–подростков обостреннее, им трудно «завуалировать» видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.

 

Высокий уровень косвенной  агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы (мальчик стоит в состоянии задумчивости и бьет прутом забор) и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В теоретической  части мы выяснили, что  проблема  агрессии в современном мире, особенно в условиях ломки  устоявшихся ценностей и традиций  и формировании новых, является  чрезвычайно актуальной. Необходимо  выяснить механизмы возникновения  и принципы функционирования  агрессии и разработать методы  профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения.  Под  агрессией понимается любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему  подобного обращения.  Период  взросления, подростковый возраст,  сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение  глубоких психологических проблем.  При этом кризис может перейти  грань, отделяющую его от болезненного  состояния, требующего вмешательства  специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей  подросткового возраста необходимо  для понимания психологии агрессии  в подростковом возрасте. Причины,  по которым подростки совершают  агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, в ходе работы были определены следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

 

врожденные побуждения или  задатки;

 

потребности, активизируемые внешними стимулами;

 

познавательные и эмоциональные  процессы;

 

актуальные социальные условия  в сочетании с предшествующим научением.

 

       Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий общества.

 

В ходе практического исследования была доказана гипотеза, что между  агрессией мальчиков и девочек  существует разница. Исследование показало, что как у мальчиков–подростков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм (мальчики – 47%, девочки – 40 %). Негативизм свойствен  подросткам в силу их психологических  особенностей. И те и другие состояния  – высокий риск по агрессивным  и криминальным поступкам. Раздражительность  не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании  с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень  опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем  общей нестабильности отношений  индивидуума с окружающими.

 

     Так же в ходе исследования было выяснено, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Так же было установлено, что уровень агрессивности у мальчиков гораздо выше чем у девочек.

 

 

 

Список литературы

1.     Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

 

2.     Козырев Г.И.  Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.

 

3.     Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.

 

4.     Кон И.С.  Психология ранней юности. – М., 1989

 

 

5.     Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.

 

6.     Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.

 

7.     Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.

 

8.     Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.

 

9.     Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления         личности. М., 1994.

 

10. Савина О.О. «Особенности  становления идентичности в подростковом  и юношеском возрасте»// Взято  с  http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

 

11. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

 

 

12. http://azps.ru/tests/tests_agression.html

 

13. http://www.effecton.ru/101.html


Информация о работе Специфика агрессии у подростков