Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37
Следует отметить, что чем
выше дифференцированность показателя,
тем более условной оказывается
средняя мера и соответственно тем
меньше значение она имеет. При очень
сильной дифференцированности, когда
некоторые стороны своей
4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (укрываются только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.
3. Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.
4.1. Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние», и « высокие притязания). При этом наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом «представлении о своих возможностях, что является важным фактором личного развития.
Результат – от 90 до 100 баллов (очень высокий уровень притязаний) – обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживает такой случай, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы /100 баллов/. Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личной незрелости.
Результат – менее 60 баллов («низкие» притязания) – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня испытуемого, то он являемся индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.
Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.
Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.
4.2. Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 «средняя» и «высокая» самооценка свидетельствует'» о реалистической /адекватной/ самооценке. При этом, так же как и при оценке уровня притязаний, оптимальном для личного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала от 60 до 74 баллов /»высокая» самооценка/. Количество баллов от 75 до 100 и выше предлагаемого максимума /свидетельствует о завышенной самооценке/переоценке себя/ и указывает на определенные» отклонения в формировании личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существование искажения в формировании личности – «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку /недооценку себя/ и свидетельствует о крайнем благополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе т.е. отношение к себе, как ни к чему не способному, неумелому .никому ненужному, и «защитная», когда декларирование / в том числе и самому себе/ собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «всё равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий, или, по меткому выражению В.Н. Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.
4.3. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму принимается здесь расхождения от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремиться достичь. Притязания в значимой части случаев основываются на оценке им своих возможностей « служат стимулом личностного развития. Расхождение от 1 до 7 баллов случаи полного совпадения уровня притязаний не служат стимулом личностного развития, становление той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от «того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы /76-100 баллов/ они свидетельствуют о завышенной самооценке.
В средней части /46-75/ баллов – указывают на то, что отношения школьников к себе носит конструктивный характер. И, наконец в нижней части /0-45 баллов/ может являться показателем предельно заниженного представления о себе /в том случае, если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики/ свидетельствовать о том, что он как бы «смирился со своей «никчемностью», даже он надеется исправить положение. Если таким образом заполняется одна или две шкалы, это указывает на не значимость для учащегося той или иной стороны личности. Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем к чему школьник стремиться и тем, что но считает для себя возможным. Особенно неблагоприятные случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но напротив, тормозит личностное развитие. Как уже отмечалось, характеристика описанных выше параметров может быть применена, как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.
Таблица 1
Параметр |
Количественная характеристика, балл | |||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высокий | |
Уровень притязаний |
Менее 60 |
60-74 |
75-89 |
90-100 |
Уровень самооценки |
Менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |
Таблица 2
Параметр |
Количественная характеристика, балл | ||
Слабая |
Умеренная |
Сильная | |
Степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки. |
0-7 |
8-22 |
Более 22 |
Приложение 2.
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
|
да |
нет |
· Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
да |
нет |
· Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь |
да |
нет |
· Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню |
да |
нет |
· Я не всегда получаю то, что мне положено |
да |
нет |
· Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
да |
нет |
· Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
да |
нет |
· Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести |
да |
нет |
· Мне кажется, что я не способен ударить человека |
да |
нет |
· Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами |
да |
нет |
· Я всегда снисходителен к чужим недостаткам |
да |
нет |
· Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его |
да |
нет |
· Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами |
да |
нет |
· Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал |
да |
нет |
· Я часто бываю несогласен с людьми |
да |
нет |
· Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
да |
нет |
· Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
да |
нет |
· Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
да |
нет |
· Я гораздо более раздражителен, чем кажется |
да |
нет |
· Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор |
да |
нет |
· Меня немного огорчает моя судьба |
да |
нет |
· Я думаю, что многие люди не любят меня |
да |
нет |
· Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
да |
нет |
· Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
да |
нет |
· Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
да |
нет |
· Я не способен на грубые шутки |
да |
нет |
· Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
да |
нет |
· Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались |
да |
нет |
· Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
да |
нет |
· Довольно многие люди завидуют мне |
да |
нет |
· Я требую, чтобы люди уважали меня |
да |
нет |
· Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей |
да |
нет |
· Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» |
да |
нет |
· Я никогда не бываю мрачен от злости |
да |
нет |
· Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
да |
нет |
· Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
да |
нет |
· Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть |
да |
нет |
· Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
да |
нет |
· Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям |
да |
нет |
· Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
да |
нет |
· Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
да |
нет |
· Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
да |
нет |
· Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
да |
нет |
· Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел |
да |
нет |
· Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» |
да |
нет |
· Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю |
да |
нет |
· Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
да |
нет |
· Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
да |
нет |
· С детства я никогда не проявлял вспышек гнева |
да |
нет |
· Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться |
да |
нет |
· Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
да |
нет |
· Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня |
да |
нет |
· Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
да |
нет |
· Неудачи огорчают меня |
да |
нет |
· Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
да |
нет |
· Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
да |
нет |
· Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
да |
нет |
· Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо |
да |
нет |
· Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю |
да |
нет |
· Я ругаюсь только со злости |
да |
нет |
· Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
да |
нет |
· Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее |
да |
нет |
· Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
да |
нет |
· Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся |
да |
нет |
· У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить |
да |
нет |
· Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
да |
нет |
· Я часто думаю, что жил неправильно |
да |
нет |
· Я знаю людей, которые способны довести меня до драки |
да |
нет |
· Я не огорчаюсь из-за мелочей |
да |
нет |
· Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня |
да |
нет |
· Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
да |
нет |
· В последнее время я стал занудой |
да |
нет |
· В споре я часто повышаю голос |
да |
нет |
· Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям |
да |
нет |
· Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
да |
нет |
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются
таким образом, чтобы в
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет»-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7
Косвенная агрессия:
«да» – 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» – 0: 26,49
Раздражение:
«да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0: II,35,69
Негативизм:
«да» == 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» – 1, «да» = 0: 36
Обида:
«да»= 1,»нет» – 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
Подозрительность:
«да»=1, «нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75
Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» – 1, «да»= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: «да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой,
необходимо помнить, что агрессивность,
как свойство личности, и агрессия,
как акт поведения, могут быть
поняты в контексте психологического
анализа мотивационно-
Приложение 3.
Таблица 2.
ФИО испытуемого |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
раздражение |
негативизм |
обида |
подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
враждебность |
агрессивность |
1. Бенчерская |
3 |
7 |
6 |
5 |
5 |
4 |
8 |
5 |
9 |
17 |
2. Богданов |
6 |
8 |
9 |
4 |
4 |
5 |
4 |
6 |
9 |
19 |
3. Булатов |
5 |
4 |
7 |
6 |
4 |
4 |
7 |
3 |
8 |
19 |
4. Герасимов |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
3 |
8 |
12 |
5. Гуляганова |
5 |
2 |
7 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
9 |
17 |
6. Камалетдинова |
5 |
7 |
8 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
8 |
19 |
7. Кориков |
6 |
9 |
9 |
3 |
5 |
3 |
4 |
6 |
8 |
19 |
8. Корнеева |
3 |
4 |
7 |
5 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
17 |
9. Коскин |
7 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
6 |
4 |
9 |
17 |
10. Кришталев |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
8 |
14 |
11. Малкова |
6 |
7 |
6 |
3 |
4 |
3 |
7 |
5 |
7 |
19 |
12. Насретдинов |
7 |
6 |
5 |
4 |
5 |
2 |
8 |
6 |
7 |
19 |
13. Смирнов |
4 |
4 |
8 |
5 |
7 |
2 |
7 |
5 |
9 |
19 |
14. Таджибаева |
6 |
4 |
7 |
5 |
3 |
5 |
8 |
6 |
8 |
21 |
15. Терентьева |
8 |
6 |
7 |
4 |
7 |
5 |
8 |
6 |
12 |
23 |
16. Хучашева |
3 |
8 |
8 |
5 |
6 |
4 |
7 |
5 |
10 |
18 |
17. Чабаров |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
9 |
19 |
Сред. Арифмет-е |
5,235 |
5,625 |
6,563 |
4,125 |
4,688 |
4 |
6,353 |
5,063 |
8,647 |
18,12 |
Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка