Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Агрессивность - это любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему подобного  обращения.  

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество  факторов. Агрессивное поведение  подростков определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Согласно исследованиям, проведенным такими учеными как  А.А.Реан, Н.Б.Трофимова уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. В исследовании Реана было показано, что уровень физической агрессии подростков 14—17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично: такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии.

Таким образом, можно снизить уровень агрессивности, если провести коррекцию самооценки, в данном случае понижение завышенной самооценки до уровня адекватной, что будет способствовать снижению агрессивности подростков. В структуру данной работы входят упражнения, игры и другие методы, предназначенные для коррекции самооценки, развивающие такие качества как терпимость к окружающим, эмпатия и т.д.

Программа предназначена  для коррекции самооценки подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Возрастные особенности данной группы: для подростка важно как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании о себе, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей. Однако известно, что в подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счёт быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т. п. Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Поэтому особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями через удовлетворение потребности в любви и принятии. Соответственно, перед родителями встаёт задача полного удовлетворения этой потребности, причём для этого, иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких детей: обильным словесным и тактильным поглаживаниям. Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Главная задача родителей – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Цель программы: коррекция завышенной самооценки подростка, познание подростками самих себя, развитие таких качеств личности, как толерантность, альтруизм, гуманность и т.д.

Задачи:

  1. Подбор упражнений, необходимых для осуществления программы;
  2. Знакомство участников с целью установления доверительной атмосферы внутри детского коллектива, необходимой для последующей работы в группе;
  3. Самоисследование подростков, коррекция самооценки, развитие способности выделять положительные и отрицательные черты своей личности;

Требования к тренеру: специальная подготовка, высшее образование, опыт, максимальная личная ответственность, уравновешенность, развитое воображение, восприимчивость, терпеливость.

Методы и приемы: игровые, танцевальные методы, упражнения, арттерапевтические методы, обсуждение, беседа, рефлексия, активное слушание.

Структура занятий:

Блок I. «Знакомство».

Цель: знакомство участников друг с другом, установление межличностного контакта, необходимого для дальнейшей продуктивной работы.

Блок  I включает в себя одно занятие «Давайте познакомимся!», необходимое для первоначального вхождения участников в рабочий процесс, межличностного взаимодействия участников с целью ознакомления друг с другом и последующего раскрепощения.

Время проведения: 60 минут.

Блок II. «Коррекция самооценки».

Цель: формирование рационального отношения подростков к себе, снижение завышенной самооценки до уровня адекватной, выделение индивидуальных особенностей личности.

Блок включает в себя восемь занятий:

  • Занятие «Качества», для развития умения выделять положительные особенности своей личности;
  • Занятие «Я и Оно», направлено на повышение любви к себе;
  • Занятие «Мнения» развивает умения высказывать мнения о себе и других;
  • Занятие «Соматопсихика» - влияние ощущений на настроение;
  • Занятие «Смысл слова» - знакомство с техникой релаксации;
  • Занятие «Я не один» - повышение умения выделять индивидуальные особенности своей личности;
  • Занятие «Я Вас слышу!» - познание себя;
  • Занятие «Скажите, что я другой…» - уход от привычного восприятия самого себя.

Время проведения одного занятия: от 60 до 80 минут.

Общее время: 515 минут (8 ч. 35 мин.)

Блок III. «Завершение».

Цель: снятие эмоционального напряжения участников.

Блок включает в себя одно занятие «Давайте прощаться», которое  предназначено для эмоционального раскрепощения участников, снятия напряжения, завершения работы.

Время проведения: 70 минут.

Общее количество занятий  – 10. Занятия проводятся раз в  неделю в течение десяти недель. Средняя продолжительность одного занятия составляет 65 минут. Общее время занятий: 10 ч. 45 мин. (645 мин.).

План-сетка занятий

№ занятия

Название занятия

Цель занятия

Виды упражнений

Временной интервал

Блок  I. «Знакомство»

1.

«Давайте познакомимся!»

Знакомство участников друг с другом, установление межличностных контактов

1.«Представление»;

2.«Пожалуйста»;

3.«Танец».

15 мин.

25 мин.

20 мин.

Блок  II. «Коррекция самооценки»

2.

«Качества»

развитие способности  выделять положительные и отрицательные особенности своей личности.

1.«Поздоровайся локтями»;

2.«Качества»;

3.«Последний герой».

10 мин.

 

15 мин.

35 мин.

3.

«Я и Оно»

Идентификация себя с другими

1.«Переходы»;

2.« Я-реальное и Я-идеальное»;

3.«Я – это ты. Ты – это я».

10 мин.

25 мин.

 

30 мин.

4.

«Мнения»

Развитие умения высказывать мнения о себе и других

1.«Найди свое место»;

2.«Мое имя»;

3.«Я и группа»;

4. «Встречные мнения»

10 мин.

 

20 мин.

20 мин.

20 мин.

5.

«Соматопсихика»

Прочувствовать, как собственные  ощущения могут влиять на настроение

1.«Ураган»;

2.«Осанка и улыбка»;

3.«Мысли без слов».

10 мин.

30 мин.

 

20 мин.

6.

«Смысл слова»

Распознание интолерантного поведения, размышления на тему терпимости

1.«Шарики в воздухе»;

2.«Вспомните ситуации»;

3.«Синквейн – «Толерантность».

10 мин.

 

30 мин.

 

30 мин.

7.

«Я не один»

Повышение умения выделять индивидуальные черты своей личности

1.«Японская бабочка»;

2.»Телефакс»;

3.«Моя яблонька».

10 мин.

 

15 мин.

40 мин.

8.

«Я Вас слышу!»

Выработка собственной техники  активного слушания

1.«Молекулы»;

2. «Активное слушание»;

10 мин.

50 мин.

9.

«Скажите, что я другой…»

Уход от привычного восприятия самого себя

1.«Постукивающий массаж»;

2. «Обо мне наоборот»;

3.«Ассоциации».

5 мин.

 

40 мин.

 

20 мин.

Блок  III. «Завершение»

10.

«Давайте прощаться»

Раскрепощение эмоций, снятие напряжения

1.«Себе-соседу»;

2.«Наш рисунок»

10 мин.

60 мин.


 

См. Приложение 4.

 

Заключение

Проблема агрессии в современном  мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так  и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения  и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения, а также решение проблем по формированию адекватной самооценки.

Основными факторами, определяющими  формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством  прямых подкреплений так же, как  и путем наблюдения агрессивных  действий. Общество, больное агрессией  и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит  в том, у нового поколения болезнь  может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии  в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и  глубокое рассмотрение данной темы, как  на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка. Гипотеза не нашла своего подтверждения в данном исследовании. Результаты исследования показали, что высокий уровень самооценки соответствует высокой степени агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему. Социального  оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная  среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться  и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Список литературы

  1. Berkowitz .Aggression: social psychological analysis. - N-Y., 1962
  2. Buss A. The psychology of aggression. - N-Y., 1961
  3. Dollard J., Doob L., Miller N.,Mourer O., Sears R. Frustration and aggression. - N-Y., London, 1939
  4. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive // Psychol. Rew, 1964, N-Y., PP. 257-272
  5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал, 1992. – №4. – С. 99-100.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 352 с.
  7. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. 41/ под ред. Ю.Н.Карандашева , Т.В.Сенько . – М, 2003. – 238 с.
  8. Волков Б.С. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
  9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
  10. Городецкая, Л.Н. Самооценка учащихся и ее формирование во внеклассной работе // Адукацыя і выхаванне. – 2001. – № 2. – С. 24-29.
  11. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара, 2003. – 462 с.
  12. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60-71.
  13. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 5 -14.
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  15. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. – М., 1994. – 272 с.
  16. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999. – 127 с.
  17. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. – М., 1995.
  18. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
  19. Райз Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: издательство «Питер», 2000. – 656 с.
  20. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология / Под ред. А.А. Реан; Я.Л. Коломенский. – Спб.: Издательство «Питер», 1999. – 416 с.
  21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. –1996. – №5. – С. 3-18.
  22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М: Мир, 1994. – 320 с.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с.
  24. Семенюк .M. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. – М.: АПН, 1991. – 16 с.
  25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.
  26. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224-232.
  27. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
  28. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. –СПб., 1996. – 600 c.
  29. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. // Фрейд 3. Психоаналитические этюды. – М., 1992. – 432 с.
  30. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – М, 1986. – 408 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

  1. Порядок проведения. Методика может проводиться, как фронтально с целым классом или с группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу пройдя по классу, посмотрев правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции дается обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как  разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимания к своей работе, а также очень быстрое и очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 минут) – все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

2. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на восьми линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается, как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например: 54 мм – 54 балла). Обработка включает следующие этапы

1. По каждой из восьми  шкал «ум», «способности»; «характер»; «авторитет у сверстников»; «умелые руки»; «внешность»; «уверенность в себе»; «отношение учителей»; «готовность и самооценка» определяются:

А.- уровень притязаний в  отношении данного качества – по расстоянию в миллиметрах /мм/ от нижней точки шкалы «О» до знака «X»;

Б. – высота самооценки – от «О» до знака «-« ;

В. – величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, и расстояние от знака «X» до «-« ; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого  из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величин расхождения  между ними) в баллах по каждой шкале.

2. Определяется средняя  мера каждого из показателей  у школьника. Её характеристикой  является медиана каждого из  показателей по всем восьми  шкалам.

3. Определяется степень  дифференцированности уровня притязаний  и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «X» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили (см.рис.1) наглядно демонстрируют различия в оценке школьником сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например: при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка