Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

При затруднении в ответах  ведущий называет ласкательные производные  от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Время проведения: 20 мин.

  1. Упражнение «Я и группа»

Цель: Осознание персональной и социальной идентичности.

Этапы игры: Рассказ каждого о себе: к каким группам он себя относит, и что, по его мнению, соответствует его личности.

После выступления всех участники  формируются в группы по принципу: выдели один пункт, наиболее приятный тебе (пол, национальность, знак зодиака  и т.п.). Каждая группа на ватмане  рисует «человека группы». За контуром, которого пишутся те характеристики, которые присущи всем, а внутри – присущие одному конкретному. Все находят в себе что-то уникальное, неповторимое.

Выступления групп и рефлексия  чувства: приятно ли тебе сознавать  что ты – часть группы. Как  ты чувствовал.

Обсуждение игры: Каждый из нас одновременно относится к множеству групп и играет различные роли. Но все это мы делаем присущим только нам образом, воплощая свою индивидуальность и уникальность в этих ролях.

Время проведения: 20 мин.

  1. Упражнение «Встречные мнения»

Многим людям не редко свойственно  ошибочно думать о том, какое мнение о них складывается у других. Людям  с заниженным самоуважением характерно негативно окрашивать это мнение. Но, обычно, они не всегда правы.

Цель: Прояснить взаимные впечатления, способствовать формированию адекватного уровня самоуважения.

Процедура: Группа собирает коллективные мнения об одном из участников, пожелавшем узнать их. А в это время участник о котором составляется коллективное мнение, уединившись в другой комнате, письменно излагает свои пожелания и предложения, связанные с тем, что напишет о нем сейчас группа.

Коллективное мнение составляется участниками не анонимно, а вслух. Ведущий записывает все, что любой  из игроков изрекает вслух про  обсуждаемого. Когда коллективное мнение собрано, ведущий записывает весь получившийся текст. При этом участники могут  договориться не сообщать основному  участнику авторов отдельно взятых реплик. Приглашается тот о ком  составлено коллективное мнение. Вошедший зачитывает свой текст, где изложены его ожидания. Затем ведущий зачитывает коллективное мнение. Два текста сопоставляются и группа обсуждает, насколько ожидания совпали в данном случае с реальностью. Анализ причин возникающих противоречий.

Время проведения: 20 мин.

 

  1. Занятие «Соматопсихика»

Цель: прочувствовать, как собственные ощущения могут влиять на настроение.

Время проведения: 60 мин.

Оборудование  и материалы: нет.

  1. «Ураган»

Цель: разогрев, поднятие тонуса;

Содержание:

Участники садятся в круг. Ведущий выходит в центр и  предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белая рубашка, почищенные утром  зубы, черные глаза и т.д.). Все  обладающие названным признаком  обязательно должны поменять свое место  или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым сам  на данный момент обладает. Когда участники  меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула человек становится ведущим. Если ему долго не удается сесть в круг, он может сказать: «Ураган» – и тогда все сидящие по кругу должны поменяться местами.

Время проведения: 10 мин.

    1. Упражнение «Осанка и улыбка»

Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове – прямо-таки корона. Научитесь  так сидеть, ходить, говорить, вставать, знакомиться, прощаться. Очень короткое задание и очень большая работа. Не расталкивая других – царственно заполнять пространство: собой, своим  телом, своим голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Самое интересное в этом упражнении – поиск необходимого внутреннего самоощущения.

Постановке правильной осанки помогает любая прямая стена. Подошли, прислонились к ней затылком, расправили по ней  плечи, втянули живот и приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь дышать и чувствовать себя естественно.

Другой хороший способ – перенести  вес тела на носки, подобрать ягодицы  и поднять диафрагму так, чтобы  появилось ощущение поршенька, столбиком  распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Все, это держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание  свободное.

Еще один способ – представьте, что  у вас есть три невидимых друга, которые всегда помогают вам при  ходьбе. Один из них легонько подталкивает вас в спину в районе крестца, второй летит на крыльях впереди, где-то на уровне груди, и слегка влечет вас за собой. Третий летит над  головой и слегка тянет вверх.

Помните, что идеальное положение  тела зависит от идеального положения  груди. Сделайте глубокий вдох, на некоторое  время задержите дыхание. Медленно выдохните животом, сохраняя положение  грудной клетки в положении вдоха. Вот это и есть идеальное положение  груди!

Чтобы голова держалась на гордой, высокой шее, дома положите на голову детский кубик или книгу и  походите, чтобы предмет не падал. Когда получится, запомните ощущения. На улице – смотрите на третьи этажи  и старайтесь оставить взгляд глаз на этом уровне.

Итак, чуть с юмором. Убираете с  лица очень умное выражение. Попробуйте создать утверждение, что вы самый, самый, самый прекрасный в мире человек. Плечи расправьте и опустите, спину  выпрямите, лопатками зажмите грецкий  орех и держите его, чтобы не упал. Так всегда и ходите. Проверьте  мимику. Улыбаетесь? Отлично! Правую руку поднимаем над головой, с небес  достаем корону и надеваем ее.

Время проведения: 30 мин.

  1. Упражнение «Мысли без слов»

Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; развитие умений выразить себя невербальными средствами; отработка умений эмпатического понимания; развитие умений чувствовать другого человека.

Ход проведения: Один из участников выходит за дверь. Оставшиеся выбирают трех участников, которые хотят вступить в контакт с вышедшим. Затем вышедший возвращается и должен взглядом определить, кто хочет вступить с ним в контакт. Оставшиеся предварительно инструктируются, что взгляды троих, желающих вступить в контакт, должны отличаться от взглядов остальных (быть необыкновенным взглядом, быть воплощением мысли о желании вступить в контакт). Не рекомендуются явные подсказки: подмигивание, кивки головой и т.д.

Время проведения: 20 мин.

 

  1. Занятие «Смысл слова»

Цель: распознание интолерантного поведения, размышления на тему терпимости.

Время проведения: 70 мин.

Оборудование  и материалы: воздушные шарики (1), бумага, ручка (3).

  1. «Шарики в воздухе»

Цель: разогрев, сплочение коллектива, разминка, обучение координации совместных действий, уверенному поведению при необходимости адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию;

Содержание:

Участники объединяются в  команды по 3-4 человека и встают в  круги, взявшись за руки. Каждая команда  получает по 5 надутых резиновых  шариков. Нужно удержать их в воздухе  в течение 5 минут не расцепляя  рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать  нельзя. Побеждает команда, которая  сумеет удержать больше шаров [2].

Время проведения: 10 мин.

  1. Упражнение «Вспомните ситуации»

Цель: осознать виды интолерантности.

Этапы игры:

  1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации, когда вы чувствовали себя ущемлено или обидно.
  2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации, когда вы себя почувствовали некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.
  3. В малых группах необходимо выписать проявления интолерантности по отношению к участникам группы в течение их жизни на основе уже предложенных ситуаций (языковая, возрастная, религиозная и т.п.).
  4. Формируется сводный список уровней интолерантности.
  5. Каждая группа должна выбрать один вид интолерантности и проиллюстрировать его в виде сценки.
  6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)

Время проведения: 30 мин.

  1. Упражнение «Синквейн – "Толерантность"»

Цель: Способность резюмировать информацию, – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Этапы игры:

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это  стихотворение, состоящее из 5 строк:

  1. – тема существительное,
  2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
  3. – три глагола по теме,
  4. – осмысленная фраза на данную тему,
  5. – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально пишут синквейны, потом по группам – общий.

Обсуждение игры.

Время проведения: 30 мин.

 

  1. Занятие «Я не один»

Цель: повышение умения выделять индивидуальные черты своей личности.

Время проведения: 65 мин.

Оборудование  и материалы: бланки с деревьями, ручка, карандаш (3).

  1. «Японская бабочка»

Цель: вовлечение участников в групповую работу;

Содержание:

Подготовка: Отставьте столы  и стулья в сторону.

Выберите участник, который  будет играть роль «тори». «Тори» –  это по-японски «птица». Все остальные  – «бабочки».

Тори стоит с закрытыми  глазами и вытянутыми руками в  центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки  идут по кругу вокруг Тори.

Время от времени одна из Бабочек останавливается перед  Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого  игрока.

Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так  же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую  Бабочку.

Игра продолжается до тех  пор, пока на свободе не останется  только одна Бабочка.

Эта Бабочка становится новым  Тори во втором раунде, но Вы можете закончить  игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого  Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).

Время проведения: 10 мин.

    1. Упражнение «Телефакс»

Цель: проработать умения активного слушания.

Это упражнение похоже на игру «Испорченный телефон», но в ней  есть своя изюминка.

Подготовка:

Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения  объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме  того, каждой команде понадобятся  бумага и карандаш.

Этапы игры:

  1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
  2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.
  3. Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.
  4. Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.
  5. В конце игры обсудите несколько вопросов:
    • Слаженно ли работала команда?
    • Как можно было повысить эффективность работы?
    • Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка