Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Самооценка получает адекватную опору  в пространстве внешних социальных оценок личности.

Подросток может попасть в асоциальную  группу. Надо не просто вырвать подростка  из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо одной асоциальной  группы другую - просоциальной ориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы  самооценка подростка находила бы в  ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Этот подход свидетельствует о  том, что подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней низкое положение.

В этом случае переход личности в  данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако принадлежность к асоциальной  группе удовлетворяет потребность  во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путем  проявления агрессии, унижающей и  подчиняющей других подростков - не членов группы [20, с. 52].

Таким образом, самооценка у подростков формируется под влиянием многих факторов. Сначала подросток оценивает  себя с другими сверстниками, усиливается  склонность к самонаблюдению. Стремление себя сравнить себя с другими может  привести к снижению чувства значимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, а  не на учителя. Самооценка тесно связана  с социальным статусом подростка  в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в  группе, а может быть наоборот. Очень  важно, что бы самооценка подростка  нашла опору в социуме, а иначе  это может привести к асоциальному поведению и негативным последствиям. При работе с подростками это  нужно учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы

Проблема агрессивности  является предметом большого числа  психологических работ как в России, так и за рубежом. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным [12, с. 67].

В обыденном сознании "агрессия" ассоциируется с множеством разнообразных действий, которые нарушают физическую или психологическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению [30, с. 167]. С позиции науки можно выделить несколько определений понятия "агрессия", охватывающих почти все стороны изучения этого конструкта на сегодняшний день:

- в рамках поведенческого  подхода можно выделить два  определения. Согласно одному  из них, предложенному Бассом [2]., агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям. Второе определение содержит следующее положение [4]: чтобы действия были признаны агрессивными, они должны включать в себя намерения обиды и оскорбления;

- большинством западных  специалистов в области социальных  наук принимается следующее определение: "Агрессия - это любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему подобного обращения" [6, с. 26];

- в отечественной психологии, наряду с выше перечисленными  составляющими понятия "агрессия" (такими как намерение обиды  и оскорбления, ущерб и др.), включается также и социальный  аспект. Ниже представлены два  определения, в которых делается  попытка охватить все сферы  проявления агрессии:

а) Агрессия - целенаправленное разруш гтельное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности [24, с. 8].;

б) Агрессия (агрессивность) - системное социально-психологическое  свойство, которое формируется в  процессе социализации человека и которое  описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень  разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс [28, с. 239].

Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия необязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом  нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально  и социально мотивированную, можно  также говорить о своекорыстной  и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  3. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  4. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  5. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [21, с. 9].

Из форм враждебных реакций  отмечаются:

  1. Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  2. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и  оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому  лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных  действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки [16, с. 40].

Многие авторы, как было указано выше, разводят понятия "агрессии" как специфической формы поведения человека и "агрессивности" как психического свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс (действие), агрессивность — как некоторая структура [12, с. 69].

Агрессию рассматривают  не только как поведение, но и как  психическое состояние, выделяя  его познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Познавательный компонент  заключается в ориентировке, которая  требует понимание ситуации, нахождения объекта для нападения и идентификации  своих наступательных средств. Некоторые  психологи считают основным возмутителем агрессии угрозу, полагая, что последняя  вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Однако, далеко не всякая угроза вызывает агрессивное  состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние  провоцируется угрозой. В тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного поведения. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознания своего бессилия [24, с. 12].

В эмоциональном компоненте агрессивного состояния выделяется гнев. Часто человек, на всех этапах агрессивного состояниям (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления, при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающего форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и  не всякий гнев приводит к агрессивности. Совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим  агрессию. Существует «бессильный» гнев при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме не выражается.

Можно выделить несколько  теоретических подходов к пониманию  агрессии.

1. Психоаналитический подход. Агрессия понимается в психоаналитической  литературе очень широко. Она  может включать в себя физическое  или вербальное действие; сознательные  или бессознательные желания  напряженности, специфический тип  психической энергии и идею  инстинкта смерти. У З.Фрейда агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов; агрессивное поведение не только врожденное, берущее начало из встроенного в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса ("влечения к смерти") не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить проявление более опасных действий (в психотерапевтической практике это называется "выходом гнева" ("агрессии")) [29, с. 172].

2. Эволюционный подход. В  рамках одного из направлений  данного подхода, а именно этологического, началом агрессии считается врожденный  инстинкт борьбы за существование,  который присутствует у людей  так же, как и у всех других  существ. К.Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии [15, с. 42].

Сторонники эволюционного  подхода есть и у нас в стране; в то же время присутствуют и критики, которые противопоставляют эволюционному этико-гуманистический подход. Агрессия — причинение вреда другому человеку — расценивается здесь как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Отсутствие такой сущности — пагубно и должно быть устранено, так как блокирует самоосуществление личности [17, с. 59].

3. Фрустрационный подход. Теория "фрустрации-агрессии" была  предложена Доллардом с соавторами  [3]. Агрессия определялась ими как "акт", целью которого является вред некоторой личности или объекту, а фрустрация — как такое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. Фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако проведенные экспериментальные исследования не установили жесткой связи между фрустрацией и агрессией.

Наиболее значительным изменениям эта теория обязана Л.Берковицу  [1]. Именно он ввел понятие "гнев" как эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Агрессия, по его мнению, не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. В концепцию "фрустрации-агрессии" он внес три существенные поправки:

а) Фрустрация не обязательно  реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к  ним;

б) даже при готовности агрессия не возникает без соответствующих  посылов — средовых стимулов, связанных  с актуальными или предшествующими  факторами, провоцирующими злость, или  с агрессией в целом;

в) выход из окружающей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Таким образом, существуют различные  определения агрессии и подходы  к ее изучению. Однако стоит различать  агрессию как поведение, направленное на нанесение физического или  психического вреда, и агрессивность  как свойство личности, готовность к проявлению агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Специфика агрессии в подростковом возрасте

Психические нарушения имеют  определенные этапы развития, проходя  через которые они достигают  наибольшей степени выраженности. Любые  психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую  стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового  кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка