Влияние самооценки на профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА проф ДЕЯТЕЛЬНОсть.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.А.ШОЛОХОВА 
 

Факультет психологии 

Кафедра психологии управления (менеджмента) 

Квиткевич Ксения Юрьевна 

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
 

Выпускная квалификационная работа 
 
 
 
 

      Научный руководитель:

                                                                           Петрова Е.В., ст. преподаватель 

                                                                                 
 
 
 

Москва

2012 

   

СОДЕРЖАНИЕ    

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6 

1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6

1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14

1.3. Психологические  аспекты проявления самооценки  в структуре профессиональной  деятельности…………………………………………24

ВЫВОДЫ  ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ГЛАВЕ……………………………….33

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34 

2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34

2.2. Методика  исследования……………………………………………………35

2.3. Результаты  исследования и их обсуждение………………………………38

2.4. Анализ  результатов и их обсуждение……………………………………..48

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………………………………….59

Приложения……………………………………………………………………63 
 
 
 
 
 
 
 

          

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность исследования. Успешность  деятельности работников предприятий зависит от многих факторов, не последнее место среди которых занимает уровень их самооценки. Проблема самооценки стала уже классической в психологии, есть немало исследований и по ее влиянию на эффективность труда персонала. Однако в условиях рыночных отношений в России проблемная область самооценки неисчерпаема.

     Самооценка - оценка личностью самой себя, своих  возможностей, качеств и места среди других людей, относясь к ядру личности, является 
важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения 
человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, 
отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на 
эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

        Самооценка тесно связана с  уровнем притязания человека, т.е.  степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между 
притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он 
начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение 
становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная 
тревожность и др.).

            Самооценка получает объективное выражение в том, как человек 
оценивает возможности и результаты деятельности других (например, 
принижает их при завышенной самооценке).

    Цель  работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.

    Объект  исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.

    Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.              

    Гипотеза  исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

             

    Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ современных подходов к понятию самооценки, определить ее составляющие, выявить функции, свойства и изучить становление самооценки.
  2. Провести экспертную оценку сотрудников организации, на основании которой выделить успешных и неуспешных в профессиональной деятельности сотрудников.
  3. Провести психологическое тестирование, в результате которого сравнить уровни самооценки и притязания в выделяемых группах.
  4. Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
 

     Методика исследования.

    1. Теоретические методы анализ по проблеме исследования, анализ, сравнение.

    2. В число эмпирических методов вошли экспертная оценка, тестирование; интерпретационно-описательные методы - количественный и качественный анализ полученных данных.

    3. Используемые методики: Анкета для оценки персонала (предоставляется руководству предприятия) [28, с.158]; 2. Самооценка Дембо-Рубинштейна, модификация А.М.Прихожан[44]; 3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса [41];  4. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса [41].

    Теоретико-методологическую основу исследования составили:

    Проблемой деятельностного подхода, структуры  деятельности, её разновидностей и  влияния на различные сферы человеческой жизни занимались такие авторы как  С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.А. Коростылёва, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, О.Н Родина, Н.В. Самоукина, С.В. Славнов, Х. Хекхаузен, А.Е. Чирикова, П.А. Шавир и др.

    Над исследованием самооценки, её составляющих, а также влияния на жизнедеятельность индивида работали следующие авторы: Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и др.

      Практическая  значимость предлагаемого исследования заключается в том, что полученные результаты могут помочь психологу организаций ближе подойти к пониманию причин успешности личности в профессиональном плане, а именно при формировании кадрового резерва необходимо проводить анализ структуры самооценки, которая задает потенциал изменения системы успешности деятельности; в процессе обучения кадров акцентировать внимание на познание своих профессиональных возможностей и выявление адекватной самооценки достигнутого уровня в профессиональной деятельности; в процессе профессиональной подготовки и обучения кадров соответствующие технологии.

      Теоретическая значимость предлагаемого исследования заключается в проведенном анализе литературы и сделанных на этой основе обобщениях по теме исследования, которые могут быть положены в основу дальнейшего эмпирического исследования этой проблемы. 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека 

1.1. Характеристика профессиональной  деятельности и  ее психологические  особенности 

    Почти все формы и способы организации  человеческой деятельности связаны  со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, – умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных [12].

    Деятельность  отличается не только от активности, но и от поведения, под которым понимают присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В отличие от поведения, которое не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта и носит зачастую пассивный характер, деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична [6].

    Деятельность  человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества [7].

    Характеризуя  профессиональную деятельность, мы должны обратиться к понятию «профессия». Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

1. Профессия  как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, обнаруживая иные «радости» в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых «доходов»).

2. Профессия  как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия  как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (еще К. Маркс говорил, что главный результат труда – это не производимые товары, а «сам человек в его общественных отношениях»).

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profited – «говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии», – отмечает Е.А.Климов1. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды («темные эпохи») использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами).

5. Профессия  как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются [23].

Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность