Влияние самооценки на профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА проф ДЕЯТЕЛЬНОсть.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

    Назовем основные характеристики профессии:

1) это  ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

2) это  общественно полезная деятельность. Хотя четкого критерия «полезности» не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше;

3) это  деятельность, предполагающая специальную подготовку В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не присваивается квалификация («ключевая квалификация», по Д. Мартенсу), если работник не демонстрирует «способность адаптироваться к динамичному производству и к легкому переходу от одного вида труда к другому»)2;

4) это  деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

5) это  деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа – его главная «визитная карточка»);

6) можно  также вспомнить определение  профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником [14].

    Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т. п.

    Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт и т.п.).

    Квалификация  – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную квалификацию, т. е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификациями конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят «по блату» на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство собственного достоинства) [3].

    Интересно, что А.К. Маркова выделяет близкое понятие – «профессиональную компетентность», понимаемую как «индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне» [16].

    По  определению А.Н.Леонтьева, деятельность представляет собой развивающуюся систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, оттого, как она складывается в неповторимых обстоятельствах. Характер и особенности деятельности определяются потребностями и мотивами, а ее структура обеспечивается определенными действиями и операциями. Таким образом, в деятельности различают две стороны: мотивационно-потребностную и операционально-техническую. Потребности конкретизируются в системе мотивов, которые представляют собой сложную иерархию: основные, стержневые мотивы и дополнительные мотивы-стимулы. По утверждению А.Н.Леонтьева, стержневые мотивы приобретают для человека личностный смысл. Деятельность мотивирует человека в той степени, в какой она приобретает для него личностный смысл.

В основу проектирования концептуальной модели положено определение деятельности, данное В.В.Давыдовым: «Деятельность  – это специфическая форма  общественно-исторического бытия  людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, процесс преобразования и его результат. При выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам ее субъект» [34].

    При определении профессиональной структуры деятельности мы основывались на моделях деятельности, разработанных психологами Е.М.Ивановой, Б.Ф.Ломовым, Г.В.Суходольским, В.Д.Шадриковым [8].В психологической структуре деятельности выделяют три уровня обобщения:

    • конкретные виды деятельности и ситуации;
    • типовые профессиональные функции и задачи;
    • профессиональные действия, умения и навыки.

    Частью  теории деятельности, характеризующей  развитие деятельности и ее компонентов  во времени, учитывающей профессионально  обусловленный характер ее динамики, является праксиология. Важное положение праксиологии – признание саморазвития любой деятельности. Она развивается, функционируя и функционирует развиваясь. Саморазвитие конкретной деятельности и состоит в порождении новых, прогрессивных ее элементов взамен существующих старых. Становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта, и самой деятельности. Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности. В отличие от этого процесса становление профессиональной деятельности проявляется в развитии ее приемов и способов, совершенствовании технологии, обогащении методологического инструментария и расширении области его применения. В результате развития субъекта ему становятся доступными все более сложные профессиональные задачи. А в результате становления деятельности формируются новые задачи и способы их решения. Это пополняет предметную область профессии, совершенствует ее технику и технологию, систему знаний и практического опыта [22].

    Динамику  деятельности в процессе профессионального  становления исследовала Н.С.Глуханюк [26].На стадии оптации учебно-профессиональная деятельность, которую выбирает оптант, отражается не всегда адекватным представлением о ее социальной значимости, способах профессиональной подготовки, области распространения, условиях труда, материальных благах. О содержании профессиональной деятельности представление у оптанта, как правило, достаточно поверхностное. Развитие деятельности на этапе профессиональной подготовки происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее – к реальной профессиональной деятельности.

    Существующая  система профессиональной подготовки видит свою цель в формировании учебно-познавательной деятельности: ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков. На ее освоение и направлены усилия обучаемых. Возникает противоречие между целью обучения и результатами профессиональной подготовки. Цель обучения – освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат профподготовки – освоение профессиональной деятельности. Преодоление этого противоречия возможно путем изменения деятельности обучаемых с учетом ее становления. Реализация развивающейся профессионально ориентированной деятельности обусловливает выбор адекватных развивающих и развивающихся технологий обучения. На стадии адаптации идет активное освоение деятельности через овладение исполнительской частью нормативно одобряемой профессиональной деятельности. Выполнение профессиональных функций приводит к формированию умений и навыков. Развитие деятельности на этом этапе связано с уровнем умений [18].

    Стадия  первичной профессионализации характеризуется  образованием блоков интегративных элементов деятельности, так называемых модулей деятельности, которые формируются по мере совершенствования исполнительской части в процессе ее освоения. Образование таких крупных блоков приводит к выработке наиболее стабильного индивидуального стиля выполнения деятельности. Стабилизацией нормативно одобряемой деятельности, как правило, заканчивается становление специалиста. На стадии вторичной профессионализации происходит образование гибких интегративных констелляций, представляющих собой сплав профессиональных умений и качеств, необходимых для широкого круга специальностей и смежных профессий. Высококвалифицированная, качественная деятельность характерна для профессионала. На стадии мастерства развитие деятельности приводит к новому качественному уровню ее выполнения – творческому. Особенностями этого уровня являются мобильность деятельности при сформированное™ ее структурных и функциональных элементов, поиск нового инструментария, его освоение и совершенствование, самопроектирование деятельности, развитие ее исследовательского компонента [9].

    Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что деятельность человека характеризуется мотивом, целью. Имеет свою структуру, предмет и средства достижения. Успешность деятельности заключается в готовности человека выполнять данную работу, показывать высокие результаты достижения. При этом большую роль будет играть насколько показателен мотив деятельности человека, что его побуждает, ради чего она будет осуществляться. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Представления о самооценке и ее место в структуре личности

     В современной психологической науке  существует несколько подходов к  анализу самооценки: изучение самооценки как компонента самосознания, изучение самооценки как самоотношения, как  особого типа Я-концепции и как рефлексивного процесса. Большинство исследователей склоняются к тому мнению, что самооценка как психологический феномен лежит в структуре самосознания личности. Эта линия (ее можно назвать линией функционального анализа) обусловлена исследованиями самосознания личности Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Мерлина B.C., Рубинштейна С.Л. и др.

      Так, Б.Г.Ананьев самооценку определяет как наиболее сложный и многогранный компонент самосознания, она является прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [3].

      Мерлин  B.C. так же пишет, что «... четвертой стороной самосознания (наряду с основанием своих психических свойств, сознанием «Я» и сознанием тождественности) выступает социальная нравственная самооценка ... осознание своих психических свойств всегда в той или иной степени связано с их оценкой» [32, с. 279].

      Рубинштейн  С.Л. отмечает, что «самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки" [42, с.244]. Он так же высказал суждение о трехкомпонентной структуре самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого [43, с.336]. Наличие оценочного компонента в самосознании утверждается и составителями психологического словаря [40].

      Положение классической психологии о том, что  самооценка входит в компонентный состав самосознания, сегодня является общепризнанным, но, к сожалению, до конца остается невыясненной функция самооценки в структуре акта самосознания. Эта проблема осталась нерешенной и в более поздних исследованиях по тематике самосознания Спиркина А.Г., Столина В.В., Чесноковой И.И. и др. [50, 53, 57]. Так, например, Спиркин А.Г., анализируя особенности самосознания и самооценки, исследуя механизмы их развития, фактически отождествляет эти явления: «сама сущность самосознания выражается в оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей,  чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной оценке самого себя и своего места в жизни» [50, с.148].

     Неудовлетворенность такой ситуацией заставила исследователей обратится к анализу содержательной стороны самосознания - концепции  «Я». В рамках этого подхода исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [35, с.407]. В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже - с образом «Я» или концепцией «Я» в целом [10, с.99]. На наличие, наряду с когнитивным, аффективного компонента в структуре самооценки обращают внимание Столин В.В., Димитров И.Т., Лисина М.И., Силвестру А.И., и др. [13, 27, 52].

     Недостаток  этого подхода состоит в том, что самооценка сводится к  самопознанию, к констатации, категоризации личностью  своих свойств. Что, как справедливо  указывает Бороздина Л.В., рано или поздно «приводит к полной потере очень важного личностного конструкта (самооценки)». Она подчеркивает, что «самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей»[10].  На  фазу  сопоставления критического характера между образом «Я» и некоторым эталоном указывают и другие исследователи. Так, Петровский А.В. утверждает: «Самооценка есть результат ... своего рода проекции реального «Я» на «Я» идеальное» [35, с.411]. На это указывает и Хекхаузен X. [56, с. 190].

     В процессе исследования содержательный анализ самосознания и самооценки выявил ряд важных атрибутов самооценки, таких как: образ «Я», эталон (Я- идеальное), критическое сопоставление, самоотношение, но это не позволяет нам дать самооценке исчерпывающую характеристику. Стремление более точно определить место самооценки и ее роль в жизни человека заставило исследователей обратить внимание на способ и характер ее проявления в деятельности субъекта.

     Исследования в педагогике показывают, что наиболее содержательно особенности самооценки личности проявляются и могут быть изучены в контексте ведущей деятельности, центральным звеном которой применительно к педагогической деятельности являются учебная задача и учебные действия. Маркова А.К. определила, что процесс саморегуляции личности, выступающей в качестве субъекта учебной деятельности, должен основываться на специальном формировании самооценочной деятельности учащихся, которая выступает условием активизации интеллектуальной деятельности личности [29, с.40]. Именно в процессе деятельности личность познает, анализирует, осознает и оценивает себя, выступая в качестве субъекта деятельности и самосознания одновременно. Это участие делает необходимым для личности и осуществление рефлексии своего пребывания в деятельности. Именно в рефлексии, по мнению Захаровой А.В., человек оценивает в себе проявившиеся качества и соотносит их с целями, способами действия и результатами. В ходе осуществления деятельности самооценка выступает как важнейший регулятор, своего рода «пусковой механизм» активности личности, средство саморегуляции [18, с. 103]. В этом же плане анализ самооценки проводит М.И.Боришевский. Он подчеркивает, что самооценка, самокритичность в значительной мере определяют способность человека к быстрому и точному реагированию в конкретных ситуациях, а также прогнозированию результатов собственных поступков в будущем [7, с. 136].

Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность