Влияние самооценки на профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА проф ДЕЯТЕЛЬНОсть.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

     Рассмотрение профессиональной самооценки связано с анализом профессионального самосознания. «Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу»[30, c.88]. Переживание успеха или неуспеха и изменение в связи с этим уровня своих притязаний в первую очередь зависит от самооценки. Он указывает на то, что адекватная реакция наблюдается у тех лиц, которые правильно, адекватно оценивают свои возможности; те же, кто их переоценивает на успех реагирует адекватно, а на неуспех - неадекватно [32]. 

     Возвращаясь к нашему исследованию, хочется отметить, что картина в группе неуспешных в профессиональной деятельности менеджеров несколько отличается. Хотя в уровне самооценки и уровне притязания в  двух группах значимых различий не отмечено, тем не менее,  в описываемой группе преобладает завышенная самооценка, а также отмечается и заниженная самооценка. Кроме того, в этой группе имеется низкий уровень мотивации достижения, слишком высокий уровень избегания неудачи. Необходимо отметить, что люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку.

     Здесь также установлена значимая положительная  корреляция между мотивацией избегания  неудачи и самооценкой  и уровнем  притязания (по шкале общительность). Надо сказать, что уровень притязаний имеет большее значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи. Существенные изменения в самооценке появляются в том, случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей, а именно коммуникативностью, которая рассматривается как способность вступать в контакт.  

ВЫВОДЫ

     Результаты  нашего эмпирического исследования подтвердили нашу гипотезу, самооценка влияет на успешность деятельности, подтвердилась.

     Чем успешнее сотрудник, тем реалистичнее и сформированная у него самооценка,  среди успешных испытуемых   33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки.  Показатели среди неуспешных испытуемых: 66,7% (8 человек) – заниженная самооценка и 33,3% (4 человека) реалистическая самооценка, что является нормой.  Рассмотрение профессиональной самооценки связано с анализом профессионального самосознания. «Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу».

     Чем успешнее сотрудник, тем выше у него показатель мотивации достижения успеха. Среди «успешных» испытуемых   50 % (6 человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха.  Показатели среди «неуспешных» испытуемых показывают стремление к достижению –   41,6 % (5человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха  и  16,8%  (2 человека) уровень мотивации достижения успеха слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.

     Неуверенность в себе, в собственные способности  и возможности способствуют формированию мотивации достижения защиты от неудач. 25% (3 человека) показали средний уровень  мотивации защиты; 25% (3 человека) высокий  уровень мотивации достижения защиты; 16,8% (2 человека) слишком высокий уровень развития мотивации защиты.

     Уровень притязаний, понимаемый как некоторое  приближение к поставленной цели, которую личность готова достигнуть в конкретных условиях, очень часто либо связывается, либо просто отождествляется с самооценкой. Такую связь подчеркивает Зейгарник Б.В. в своих работах, указывая, в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке.

      Нами  выявлена положительная корреляция самооценки и мотивации к успеху и отрицательная зависимость самооценки с мотивацией избеганием неудач. Это значит, что чем выше самооценка (неадекватна), тем больше личность мотивирована на успех и меньше проявляется защита на неудачу, и наоборот, чем ниже уровень самооценки (неадекватный) тем меньше личность мотивирована на успех и в большей степени проявляет защиту от неудач. В нашем исследовании адекватное оценивание себя приводит к среднему уровню мотивации к успеху и среднему уровню защиты от неудач.

    Результаты  нашего исследования показали, разницу на уровне значимости не ниже p<0,05 в следующих показателях, у «успешных» сотрудников показатели уровня «самооценки» (5,06±0,44 и 3,09±0,11), «способностей» (7,63±0,81 и 7,01±0,88), «мотивации достижения успеха» (16,07±1,11 и 9,02±0,56), выше, чем у «неуспешных».  У «неуспешных» показатель уровня «коммуникативности» (8,21±0,16 и 8,56±0,17), «мотивации избегания неудач» (9,47±0,88 и 10,33±1,26) выше, чем у «успешных» сотрудников». Показатель уровня «трудолюбие» значимых различий между «успешными» и «неуспешными» сотрудниками не  имеет.

    Анализируя  показатели между самооценкой и  показателями профессиональной успешности у «успешных» и «неуспешных» сотрудников  мы наблюдаем следующее: у «успешных» сотрудников показатели «способность» (p = 0,69*), «трудолюбие» (p = 0,39*), «мотивация достижения успеха» (p = 0,55*), коррелирует с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне  p<0,05. У «неуспешных» сотрудников показатели «трудолюбие» (p = 0,35*), «коммуникативность» (p = 0,45*), «мотивация избегания неудач» (p = 0,55*) коррелирует с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне  p<0,05. Нами получена значимая связь между успешностью деятельности и самооценкой по шкалам «способности» и «коммуникативность». Это свидетельствует о том, что испытуемые в своей профессиональной деятельности придают большое значение этим качествам, являющимися важными при работе с клиентами и относящиеся к профессионально важным качествам. Чем человек способнее и коммуникативнее, тем он успешнее в своей профессиональной деятельности.

    Необходимо  добавить, что мотивация достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них  во многом зависит судьба и положение  человека в обществе. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. Установлено, что у людей ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей профессиональной деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. 
 
 
 
 
 
 
 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Теоретический анализ и эмпирическая проверка научной гипотезы о том, что самооценка влияет на успешность деятельности, позволили сделать следующие обобщения, выводы и положения.

      Самооценка  является системообразующим элементом  профессионального самосознания, при этом профессиональная самооценка выступает как фактор развития мотивации достижения. В рамках проведенного исследования профессиональная самооценка рассматривалась как самоотношение к результату сопоставления образов реального и идеального «Я – профессионал», формирующееся в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности в сравнении с другими и с самим собой).

      Содержанием профессиональной самооценки выступает  самоотношение  к профессионально  значимым параметрам, необходимым для  осуществления профессиональной деятельности: деловые и личностные качества, качества профессионального общения, аналитические умения и ценностные ориентиры профессиональной деятельности.

      Эмпирическая  проверка подтвердила, что адекватная самооценка присуще лицам, которые оцениваются как успешные сотрудники, профессионалы своего дела, неадекватные формы самооценки – менее успешным сотрудникам, таким образом, существует взаимосвязь самооценки и эффективности деятельности работника в организации. Самооценка играет очень важную роль  в организации результативного управления своим поведением. Она является субъективным основанием для определения уровня притязаний, т.е. задач, которые личность ставит перед собой в трудовой деятельности и к реализации которых она считает себя способной. Она позволяет вовремя отказаться от начатого действия, если руководитель понял, что это действие нерезультативно и тем более ошибочно.

     На  основе результатов теоретического и эмпирического исследования нами предложены следующие практические рекомендации:

- целесообразно в качестве средства анализа профессиональной самооценки использовать   профессиограммы,   соответствующие   типу деятельности, профессиональной ориентации, специальности и занимаемой должности;

  • при формировании кадрового резерва необходимо и проводить анализ структуры самооценки, которая задает потенциал изменения системы успешности деятельности;

- в процессе обучения кадров акцентировать    внимание на познание своих профессиональных возможностей и выявление адекватной самооценки достигнутого уровня в профессиональной деятельности;

  • для эффективного взаимодействия и продуктивного профессионального взаимодействия руководителям необходимы психологические знания, особенно важно уделять повышенное внимание не только и не столько мотивационной сфере своих подчиненных, сколько формированию у них адекватной самооценки;
  • целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки и обучения кадров соответствующие технологии: анкетирование и тестирование в сочетании с индивидуальными консультациями, тренингами аутопсихологической и рефлексивной компетентности, которые стимулируют развитие профессиональной самооценки.

      Нам представляется, что проведенное  исследование открывает новые перспективы  дальнейшего изучения данной проблемы, актуальны на данном этапе разработка методического инструментария развития мотивации достижения, изучение структурных компонентов профессиональной самооценки. 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М: Мысль, 1991. - 299 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - Т.1. - М., 1980.-232 с.
  3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Известия АПН РСФСР. - Вып.18. - 1998. - С. 111-115.
  4. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. (Учебное пособие). - М., 1995. - 272 с.
  5. Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. – 1987. - № 3.
  6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1979. - М. - №4. - С. 23-34.
  7. Боришевский М.И. Саморегуляция личности как показатель эффективности социальных   воздействий      //Тезисы   научных   сообщений   советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу (ГДР, Лейпциг, 6-12 июля 1980 года). - М., 1981. - С. 136-137.
  8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.-1993.-№1. - С.104-113.
  9. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. //Учебное пособие. - М., 1993. - 141с.
  10. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал. - Т. 13. - №4, 1992. - С.99.
  11. Деркач А.А. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности. - М., 1993.-156 с.
  12. Джемс У. Психология. - М., 1991.- 368 с.
  13. Димитров И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников//Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1979. - 24 с.
  14. Жариков Е.С. Психология управления. – М., 2002.
  15. Жданова Е.А. Прогнозирование успешной профессиональной деятельности. – М., 1978.
  16. 3азыкин В.Г., Чернышов А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М, 1993. - 48 с.
  17. 3ак А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. -Таллин, 1980. - С. 106- 108.
  18. Захарова   А.В.   Деятельностный   подход   к   изучению   самооценки //Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. - Таллин, 1980. - С 103- 104.
  19. 3ейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. - М., 1981.- 169 с.
  20. Зинченко В.П., Мунипов С.Н., Рубахин В.Ф. Психологические вопросы эффективности и качества труда // Психологический журнал. – 1984. - № 2.
  21. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М., 2003.
  22. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996, 400 с.
  23. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие / Сост. Кашапов Р.Р. – Екатеринбург, 1996. 
  24. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. – М., 1996.
  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.
  1. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. - М., 1994. - 24 с.
  2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.-47 с.
  3. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации. – М., 2002. – 176 с.
  4. Маркова  А.К.   Психологические  критерии  эффективности  учебного процесса //Вопросы психологии. -1977. - №4. - С.40-51.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. – 308 с.
  6. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. – М., 2003.
  7. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М., 1996. - 279 с.
  8. Мескон М.Х., Альюерт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
  9. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом // Психологический журнал. – 1985. № 5.
  10. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995. - 410 с.
  11. Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода//Вопросы психологии. - М, 1981. - №1. - С. 40-58.
  12. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента /Под ред. Г.Никифорова и др. – СПб., 2001. – 240 с.
  13. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. – СПб., 2003. 
  14. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц 8-е изд. – СПб., 2003.
  15. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1996. - 440 с.
  16. Психологическое  тестирование.   Раздел   7.   Личность:   опросниковые методики. Часть 1. Тексты опросников. - Пенза, 1990. - 124 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика,Т.2., 1989.-317 с.
  18. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 336 с.
  19. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1999. – 448 с.
  20. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд. СПб., 2003.
  21. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (Монография). - М., 1990. - 216 с.
  22. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников //Ученые записки Тамбовского пед. ин-та. - 1996. - Вып. 10. - С.42 - 44.
  23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001. – 350 с.
  24. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М, 1989. - 87 с.
  25. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1992. - С. 148-149.
  26. Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова Е.А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. - М., 1993. - 65 с.
  27. Столин В.В. Мотивация и самосознание. //Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования). - М., 1992. - С. 58-67.
  28. Столин В.В. Познание и себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. - М., 1985. - 378 с.
  29. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1993. - 284 с.
  30. Столин В.В., Пантелеев СР. Опросник самоотношения. //Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. - М., 1988. - С. 123-130.

Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность