Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения
Таблица 6
Обнаруженные значимые корреляции среди «успешных»
и «неуспешных»
сотрудников
Шкалы теста |
«успешные» сотрудники |
«неуспешные» сотрудники |
Сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни) |
«самооценка» |
5,06±0,44 |
3,09±0,11 |
У «успешных» сотрудников уровень адекватной самооценки выше, чем у «неуспешных» сотрудников |
«способности» |
7,63±0,81 |
7,1±0,88 |
У «успешных» сотрудников уровень «способностей» выше, чем у «неуспешных» сотрудников |
«трудолюбие» |
17,03±0,91 |
17,07±0,12 |
У «успешных» и «неуспешных» сотрудников уровень «трудолюбия» значимых различий не имеет |
«коммуникативность» |
8,21±0,16 |
8,56±0,17 |
У «успешных» и «неуспешных» сотрудников уровень «коммуникативности» значимых различий не имеет |
«мотивация достижения успеха» | 16,07±1,11 |
9,02±0,56 |
У «успешных» сотрудников уровень «мотивации достижения успеха» выше, чем у «неуспешных» сотрудников |
«мотивация избегания неудач» | 9,47±0,88 |
10,33±1,26 |
У «неуспешных» сотрудников уровень «мотивации избегания неудач» выше, чем у «успешных» сотрудников |
- уровень значимости p<0,05.
Результаты нашего исследования показали, разницу на уровне значимости не ниже p<0,05 в следующих показателях, у «успешных» сотрудников показатели уровня «самооценки», «способностей», «мотивации достижения успеха» выше, чем у «неуспешных». У «неуспешных» показатель уровня «коммуникативности», «мотивации избегания неудач» выше, чем у «успешных» сотрудников». Показатель уровня «трудолюбие» значимых различий между «успешными» и «неуспешными» сотрудниками не имеет.
Таблица 7
Обнаруженные значимые корреляции между самооценкой и показателями профессиональной успешности у «успешных» и «неуспешных» сотрудников
Шкалы теста |
«успешные» сотрудники |
«неуспешные» сотрудники |
«способности» |
0,69* | - |
«трудолюбие» |
0,39* | 0,35* |
«коммуникативность» |
- | 0,45* |
«мотивация достижения успеха» | 0,55* | - |
«мотивация избегания неудач» | - | 0,55* |
- уровень значимости p < 0,05*
Анализируя показатели между самооценкой и показателями профессиональной успешности у «успешных» и «неуспешных» сотрудников мы наблюдаем следующее:
У «успешных» сотрудников показатели «способность», «трудолюбие», «мотивация достижения успеха» коррелирует с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне p<0,05.
У
«неуспешных» сотрудников показатели
«трудолюбие», «коммуникативность», «мотивация
избегания неудач» коррелирует
с показателем «самооценка», «имея
статистическую значимость на уровне
p<0,05.
2.4.
Обсуждение результатов
Результаты нашего эмпирического исследования подтвердили нашу гипотезу, самооценка влияет на успешность деятельности, подтвердилась.
Анализ анкетирования показал, что руководство организации «Гармония» считает, 66,6% (16 сотрудников) имеют высокие показатели профессиональных способностей, поэтому у них высокие показатели «трудолюбия», «коммуникативности» и «успешности». 25% (6 человек) средний уровень развития профессиональных способностей и показателя деятельности и 8,4% (2 человека) имеют высокие показатели профессиональных способностей и низкий уровень производительности труда. Работники организации, которые в ходе экспертной оценки получили наивысшие баллы по успешности деятельности, т.е. являющиеся успешными, имеют адекватную самооценку, а работники неуспешные, с низкими баллами по оценке успешности имеют неадекватную самооценку, в нашем случае заниженную и завышенную.
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых 33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки. 16,6% (2 человека) – низкий уровень притязаний; 83,4% (10 человек) – средний уровень притязаний.
Показатели среди неуспешных испытуемых: 66,7% (8 человек) – заниженная самооценка и 33,3% (4 человека) реалистическая самооценка, что является нормой. 58,4% (7 человек) – низкий уровень притязаний; 41,6% (5 человек) – средний уровень притязаний. Уровень самооценки - определяется уровнем достижений личности и степенью сформированности у нее тех или иных качеств, которые она сама для себя определяет.Адекватность самооценки - определяется соответствием различных оценочных суждений личности о себе ее реальным качествам. Адекватность самооценки определяется в первую очередь «истинностью отражения» личностью своих реальных качеств, т. е. надежностью процедур самопознания.
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых 33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки. 100% (12 человека) – средний уровень притязаний; показатели среди неуспешных испытуемых: 50% (6 человек) – заниженная самооценка и 50% (6 человека) реалистическая самооценка, что является нормой. 16,6% (2 человек) – низкий уровень притязаний; 83,4% (10 человек) – средний уровень притязаний. Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых 100 % (12 человека) показали оптимальное развития самооценки. 100% (12 человека) – средний уровень притязаний; показатели среди неуспешных испытуемых: 58,3% (7 человек) – заниженная самооценка и 41,7% (5 человек) реалистическая самооценка, что является нормой. 33,% (4 человека) – низкий уровень притязаний; 66,6% (8 человек) – средний уровень притязаний.
В
профессиональном самосознании личность
представляет себя и как объект в определенной
социально-профессиональной системе,
и как ее субъект [1]. Это связано прежде
всего, во-первых, с осознанием соответствия
своих личностных возможностей профессиональным
требованиям и задачам, во-вторых, с рефлексией,
с удовлетворенностью, успешностью деятельности,
в-третьих, с социальным одобрением.
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди «успешных» испытуемых 50 % (6 человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха и 8,4% уровень мотивации достижения успеха (1 человек) слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.
Деятельность определяется не только внешне опосредованными, но также и внутренне опосредованными последствиями. К последним относятся позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, причем эти реакции определяются личностным стандартом результатов действия, устанавливаемым самим субъектом или же воспринимаемым им в качестве обязательного [56, c. 190].
66,6
% (8 человек) показали средний
уровень мотивации защиты; 33,4% (4 человека)
высокий уровень мотивации
Анализируя полученные данные, мы видим, что «успешные» испытуемые свое стремление к достижению успеха в деятельности – 50 % (6 человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха и 8,4% уровень мотивации достижения успеха (1 человек) слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.
Стремление к защите собственных интересов и отставании собственных целее – 66,6 % (8 человек) показали средний уровень мотивации защиты; 33,4% (4 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты.
Показатели среди «неуспешных»
испытуемых показывают
Показатели в мотивации защиты различны. Стремление к защите собственных интересов и отставание собственных целей – 25 % (3 человека) показали средний уровень мотивации защиты; 25% (3 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты; 16,8% (2 человека) слишком высокий уровень развития мотивации защиты. Также имеется показатель либо безразличия, либо не умения (несформированность уровня мотивации) мотивации защиты – 33,2% (4 человека).
Свой аспект влияния на эффективность действия вносит и самооценка. Анализируя и оценивая сильные и слабые стороны своей личности в той или иной ситуации, мы как бы ищем внутренние «опоры» и стараемся выработать оптимальный путь и способы достижения различных целей. Знание и правильная оценка человеком своих особенностей составляет в любой сфере профессиональной деятельности основу сознательного или интуитивного управления и регулирования процессом этой деятельности, во многом определяя ее эффективность. Так, у людей с неадекватной самооценкой наблюдается выбор неправильной стратегии в выполнении своих профессиональных обязанностей, что способствует резкому снижению эффективности профессиональных действий. При неадекватно низкой самооценке, когда личность значительно «умаляет» свои способности и возможности, это ведет к низкой результативности и снижению инициативы. В противоположном случае, когда самооценка завышена, а уровень притязаний значительно превышает реальные возможности, наблюдается возникновение внутренних конфликтов, срывов в работе [59].
Результаты нашего исследования показали, разницу на уровне значимости не ниже p<0,05 в следующих показателях, у «успешных» сотрудников показатели уровня «самооценки» (5,06±0,44 и 3,09±0,11), «способностей» (7,63±0,81 и 7,01±0,88), «мотивации достижения успеха» (16,07±1,11 и 9,02±0,56), выше, чем у «неуспешных». У «неуспешных» показатель уровня «коммуникативности» (8,21±0,16 и 8,56±0,17), «мотивации избегания неудач» (9,47±0,88 и 10,33±1,26) выше, чем у «успешных» сотрудников». Показатель уровня «трудолюбие» значимых различий между «успешными» и «неуспешными» сотрудниками не имеет.
Анализируя
показатели между самооценкой и
показателями профессиональной успешности
у «успешных» и «неуспешных» сотрудников
мы наблюдаем следующее: у «успешных»
сотрудников показатели «способность»
(p = 0,69*), «трудолюбие» (p = 0,39*), «мотивация
достижения успеха» (p = 0,55*), коррелирует
с показателем «самооценка», «имея статистическую
значимость на уровне p<0,05. У «неуспешных»
сотрудников показатели «трудолюбие»
(p = 0,35*), «коммуникативность» (p = 0,45*), «мотивация
избегания неудач» (p = 0,55*) коррелирует
с показателем «самооценка», «имея статистическую
значимость на уровне p<0,05. Нами получена
значимая связь между успешностью деятельности
и самооценкой по шкалам «способности»
и «коммуникативность». Это свидетельствует
о том, что испытуемые в своей профессиональной
деятельности придают большое значение
этим качествам, являющимися важными при
работе с клиентами и относящиеся к профессионально
важным качествам. Чем человек способнее
и коммуникативнее, тем он успешнее в своей
профессиональной деятельности.
Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность