Влияние самооценки на профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА проф ДЕЯТЕЛЬНОсть.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

      Таблица 6

Обнаруженные  значимые корреляции среди «успешных»

и «неуспешных» сотрудников  

 
 
Шкалы теста
 
 
«успешные»  сотрудники
 
 
«неуспешные»  сотрудники
Сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни)
 
«самооценка»
 
5,06±0,44
 
3,09±0,11
У «успешных» сотрудников  уровень адекватной самооценки выше, чем у «неуспешных» сотрудников
 
«способности»
 
7,63±0,81
 
7,1±0,88
У «успешных» сотрудников  уровень «способностей» выше, чем у «неуспешных» сотрудников
 
«трудолюбие»
 
17,03±0,91
 
17,07±0,12
У «успешных» и  «неуспешных» сотрудников уровень  «трудолюбия» значимых различий не имеет 
 
«коммуникативность»
 
8,21±0,16
 
8,56±0,17
У «успешных» и  «неуспешных» сотрудников уровень «коммуникативности» значимых различий не имеет
«мотивация  достижения успеха»  
16,07±1,11
 
9,02±0,56
У «успешных» сотрудников  уровень «мотивации достижения успеха»  выше, чем у «неуспешных» сотрудников
«мотивация  избегания неудач»  
9,47±0,88
 
10,33±1,26
У «неуспешных» сотрудников уровень «мотивации избегания неудач» выше, чем у «успешных» сотрудников
 

- уровень значимости  p<0,05.

    Результаты  нашего исследования показали, разницу  на уровне значимости не ниже p<0,05 в следующих показателях, у «успешных» сотрудников показатели уровня «самооценки», «способностей», «мотивации достижения успеха» выше, чем у «неуспешных». У «неуспешных» показатель уровня «коммуникативности», «мотивации избегания неудач» выше, чем у «успешных» сотрудников». Показатель уровня «трудолюбие» значимых различий между «успешными» и «неуспешными» сотрудниками не  имеет.

Таблица 7

Обнаруженные  значимые корреляции между самооценкой и показателями профессиональной успешности у «успешных» и «неуспешных» сотрудников

 
 
Шкалы теста
 
 
«успешные» сотрудники
 
 
«неуспешные»  сотрудники
 
«способности»
0,69* -
 
«трудолюбие»
0,39* 0,35*
 
«коммуникативность»
- 0,45*
«мотивация  достижения успеха» 0,55* -
«мотивация  избегания неудач» - 0,55*

- уровень  значимости p < 0,05*

    Анализируя  показатели между самооценкой и показателями профессиональной успешности у «успешных» и «неуспешных» сотрудников мы наблюдаем следующее:

    У «успешных» сотрудников показатели «способность», «трудолюбие», «мотивация достижения успеха» коррелирует  с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне  p<0,05.

    У «неуспешных» сотрудников показатели «трудолюбие», «коммуникативность», «мотивация избегания неудач» коррелирует  с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне  p<0,05. 
 

2.4. Обсуждение результатов 

     Результаты  нашего эмпирического исследования подтвердили нашу гипотезу, самооценка влияет на успешность деятельности, подтвердилась.

    Анализ  анкетирования показал, что руководство организации  «Гармония» считает, 66,6% (16 сотрудников) имеют высокие показатели профессиональных способностей, поэтому у них высокие показатели «трудолюбия», «коммуникативности» и «успешности». 25% (6 человек) средний уровень развития  профессиональных способностей и показателя деятельности и 8,4% (2 человека) имеют высокие показатели профессиональных способностей и низкий уровень производительности труда. Работники организации, которые в ходе экспертной оценки получили наивысшие баллы по успешности деятельности, т.е. являющиеся успешными, имеют адекватную самооценку, а работники неуспешные, с низкими баллами по оценке успешности имеют неадекватную самооценку, в нашем случае заниженную и завышенную.

     Анализируя  данные исследования, мы видим, что  среди успешных испытуемых   33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки. 16,6% (2 человека) – низкий уровень притязаний; 83,4% (10 человек) – средний уровень притязаний.

    Показатели  среди неуспешных испытуемых: 66,7% (8 человек) – заниженная самооценка и 33,3% (4 человека) реалистическая самооценка, что является нормой.  58,4% (7 человек) – низкий уровень притязаний; 41,6% (5 человек) – средний уровень притязаний. Уровень самооценки - определяется уровнем достижений личности и степенью сформированности у нее тех или иных качеств, которые она сама для себя определяет.Адекватность самооценки - определяется соответствием различных оценочных суждений личности о себе ее реальным качествам. Адекватность самооценки определяется в первую очередь «истинностью отражения» личностью своих реальных качеств, т. е. надежностью процедур самопознания.

     Анализируя  данные исследования, мы видим, что  среди успешных испытуемых   33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки. 100% (12 человека) – средний уровень притязаний; показатели среди неуспешных испытуемых: 50% (6 человек) – заниженная самооценка и 50% (6 человека) реалистическая самооценка, что является нормой.  16,6% (2 человек) – низкий уровень притязаний; 83,4% (10 человек) – средний уровень притязаний. Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых   100 % (12 человека) показали оптимальное развития самооценки. 100% (12 человека) – средний уровень притязаний; показатели среди неуспешных испытуемых: 58,3% (7 человек) – заниженная самооценка и 41,7% (5 человек) реалистическая самооценка, что является нормой.  33,% (4 человека) – низкий уровень притязаний; 66,6% (8 человек) – средний уровень притязаний.

      В профессиональном самосознании личность представляет себя и как объект в определенной социально-профессиональной системе, и как ее субъект [1]. Это связано прежде всего, во-первых, с осознанием соответствия своих личностных возможностей профессиональным требованиям и задачам, во-вторых, с рефлексией, с удовлетворенностью, успешностью деятельности, в-третьих, с социальным одобрением. 

     Анализируя  данные исследования, мы видим, что  среди «успешных» испытуемых   50 % (6 человек) показали средний уровень  мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха  и  8,4% уровень мотивации достижения успеха (1 человек) слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.

     Деятельность определяется не только внешне опосредованными, но также и внутренне опосредованными последствиями. К последним относятся позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, причем эти реакции определяются личностным стандартом результатов действия, устанавливаемым самим субъектом или же воспринимаемым им в качестве обязательного [56, c. 190].

     66,6 % (8 человек) показали средний  уровень мотивации защиты; 33,4% (4 человека) высокий уровень мотивации достижения  защиты. Среди «неуспешных» испытуемых   41,6 % (5человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха  и  16,8%  (2 человека) уровень мотивации достижения успеха слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха. 25 % (3 человека) показали средний уровень мотивации защиты; 25% (3 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты; 16,8% (2 человека) слишком высокий уровень развития мотивации защиты и 33,2% (4 человека) низкий уровень развития мотивации защиты.

     Анализируя  полученные данные, мы видим, что «успешные» испытуемые   свое стремление к достижению успеха в деятельности – 50 % (6 человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха  и  8,4% уровень мотивации достижения успеха (1 человек) слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.

     Стремление  к защите собственных интересов и отставании собственных целее – 66,6 % (8 человек) показали средний уровень мотивации защиты; 33,4% (4 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты.

       Показатели среди «неуспешных»  испытуемых показывают стремление  к достижению –   41,6 % (5человек)  показали средний уровень мотивации  к достижению успеха; 41,6% (5 человек)  высокий уровень мотивации достижения  успеха  и  16,8%  (2 человека) уровень мотивации достижения успеха слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.

      Показатели  в мотивации защиты различны. Стремление к защите собственных интересов  и отставание собственных целей  – 25 % (3 человека) показали средний уровень мотивации защиты; 25% (3 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты; 16,8% (2 человека) слишком высокий уровень развития мотивации защиты. Также имеется показатель либо безразличия, либо не умения (несформированность уровня мотивации)  мотивации защиты – 33,2% (4 человека).

      Свой  аспект влияния на эффективность  действия вносит и самооценка. Анализируя и оценивая сильные и слабые стороны своей личности в той или иной ситуации, мы как бы ищем внутренние «опоры» и стараемся выработать оптимальный путь и способы достижения различных целей. Знание и правильная оценка человеком своих особенностей составляет в любой сфере профессиональной деятельности основу сознательного или интуитивного управления и регулирования процессом этой деятельности, во многом определяя ее эффективность. Так, у людей с неадекватной самооценкой наблюдается выбор неправильной стратегии в выполнении своих профессиональных обязанностей, что способствует резкому снижению эффективности профессиональных действий. При неадекватно низкой самооценке, когда личность значительно «умаляет» свои способности и возможности, это ведет к низкой результативности и снижению инициативы. В противоположном случае, когда самооценка завышена, а уровень притязаний значительно превышает реальные возможности, наблюдается возникновение внутренних конфликтов, срывов в работе [59].

    Результаты  нашего исследования показали, разницу  на уровне значимости не ниже p<0,05 в следующих показателях, у «успешных» сотрудников показатели уровня «самооценки» (5,06±0,44 и 3,09±0,11), «способностей» (7,63±0,81 и 7,01±0,88), «мотивации достижения успеха» (16,07±1,11 и 9,02±0,56), выше, чем у «неуспешных».  У «неуспешных» показатель уровня «коммуникативности» (8,21±0,16 и 8,56±0,17), «мотивации избегания неудач» (9,47±0,88 и 10,33±1,26) выше, чем у «успешных» сотрудников». Показатель уровня «трудолюбие» значимых различий между «успешными» и «неуспешными» сотрудниками не  имеет.

    Анализируя  показатели между самооценкой и  показателями профессиональной успешности у «успешных» и «неуспешных» сотрудников мы наблюдаем следующее: у «успешных» сотрудников показатели «способность» (p = 0,69*), «трудолюбие» (p = 0,39*), «мотивация достижения успеха» (p = 0,55*), коррелирует с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне  p<0,05. У «неуспешных» сотрудников показатели «трудолюбие» (p = 0,35*), «коммуникативность» (p = 0,45*), «мотивация избегания неудач» (p = 0,55*) коррелирует с показателем «самооценка», «имея статистическую значимость на уровне  p<0,05. Нами получена значимая связь между успешностью деятельности и самооценкой по шкалам «способности» и «коммуникативность». Это свидетельствует о том, что испытуемые в своей профессиональной деятельности придают большое значение этим качествам, являющимися важными при работе с клиентами и относящиеся к профессионально важным качествам. Чем человек способнее и коммуникативнее, тем он успешнее в своей профессиональной деятельности. 
 
 
 

Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность