Влияние самооценки на профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА проф ДЕЯТЕЛЬНОсть.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, анализ теоретической показал, что у реального профессионала заполнение всех функциональных мест в структуре самооценки зависит от субъективных предпочтений и стоящих перед ним профессиональных задач. Для решения конкретной задачи по самооцениванию из всей структуры выделяются необходимые компоненты, и они дифференцируются по требуемым критериям до тех пор, пока не будет возможным решить самооценочную задачу. В этом и состоит цикл функционирования самооценочной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ 

     1) Самооценка является компонентом самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я реального», образ «Я идеальное», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, который выполняет регулирующую функцию. Самооценка есть отношение личности к результату сопоставления своих образов реального и идеального «Я».

     2) Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, 
отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на 
эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

     3) Самооценка тесно связана с уровнем притязания человека, т.е. степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение 
становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная 
тревожность и др.). Расхождения   между   реальными   возможностями   человека   и его самооценкой могут приводить к серьезным личным проблемам. В случае завышенной самооценки неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным вспышкам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности;

     4) В структуру профессиональной самооценки входят два основные компонента: первый - отражающий содержание профессиональной деятельности, второй - отражающий способ осуществления профессиональной деятельности; 

     Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности 

    Исследование  проводилось в несколько этапов:

    1.Сбор  данных, полученных при анкетировании  оценки работы персонала, обработка  полученных данных.

    2.Выделение  двух полярных групп  испытуемых  успешных и неуспешных в профессиональной деятельности.

    3. Диагностика испытуемых с помощью  методик исследования.

    4.Обработка  полученных результатов, статистический  анализ полученных результатов  и сравнение с имеющимися данными. 

2.1. Цель, гипотеза и  задачи исследования.

      Цель  работы: определение взаимосвязи самооценки с успешностью деятельности.

Объект  исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.

          Предмет исследования: уровень самооценки сотрудников и ее влияние на успешность деятельности.

      Гипотеза  исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности.

          Задачи исследования:

    1.Провести теоретический анализ современных подходов к понятию самооценки, определить ее составляющие, выявить функции, свойства и изучить становление самооценки.

    2.Провести экспертную оценку сотрудников организации, на основании которой выделить успешных и неуспешных в профессиональной деятельности сотрудников.

    3.Провести психологическое тестирование, в результате которого сравнить уровни самооценки и притязания в выделяемых группах.

    4.Проанализировать полученные данные, сделать выводы.

  2.2. Методика исследования 

    Исследование  проводилось в г. Москве на базе организации «Гармония», оказывающей услуги в сфере рекламы и формирования бизнес имиджа своих клиентов. На этапе исследования компания существует на рынке труда около 3 лет. Штат сотрудников на момент диагностики составил: 45 человек – сотрудники различных подразделений и 5 человек – руководящее звено в лице директора, заместителя директора, главного менеджера по работе с персоналом, главного менеджера по работе с клиентами, главного бухгалтера. Исследование состояло из нескольких этапов.

      На  первом этапе с использованием метода экспертного оценивания  (в качестве экспертов выступали руководители высшего звена – 5 человек) нами проведено анкетирование по оценке работы персонала. Цель анкетирования - экспертная оценка эффективности работы персонала организации.

      Руководящему  звену предлагалось оценить сотрудников  по перечисленным признакам, используя пятибалльную шкалу.

     На  втором этапе, в результате проведенного метода и на основании выделенных уровней эффективности по анкете, весь контингент обследуемых был разделен на две полярные группы: успешные и неуспешные в профессиональной деятельности.

     В дальнейшем исследовании участвовало 20 человек:

- Десять человек, которые по оценке эффективности набрали высокие баллы от 151 – до 180. Группа испытуемых представлена сотрудниками различных подразделений организации: кадровым отделом, отдел обеспечения, отдел работы с клиентами. Испытуемые представлены мужчинами (5) и женщинами (5), возраст которых колеблется от 35 до 50 лет.

- Десять человек вошли во вторую группу, которые по оценке эффективности работы набрали наименьшее количество баллов от 65 до 94. Обследованные представлены мужчинами (6) и женщинами (4) – сотрудники тех же подразделений, возраст которых от 21 до 40 лет.   

    Методики  исследования.

1. Анкета для оценки персонала (предоставляется руководству предприятия)[28, с.158].

      Цель  анкеты: экспертная оценка эффективности работы персонала организации.

      Данная  анкета предоставляется директору  предприятия и ведущим специалистам для оценки эффективности работы сотрудников организации. Анкета содержит интегральные показатели комбинируемые в результате различных характеристик: качество работы, производительность труда, выявление проблем и неполадок, безопасность труда и правильная эксплуатация оборудования, работа с документами, сотрудничество, профессиональные знания, мотивация к труду, трудовая дисциплина. Итогом является подведение успешности каждого сотрудника из анализа показателей шкал анкеты. 

    После анализа экспертной информации и интерпретации полученных результатов неуспешными признавались те испытуемые, у которых среднее значение экспертной оценки  было  до 5 и выше 7  баллов.   Нормой признавались испытуемые набравшие сумму среднего значения 5-7 баллов.

      По 10 бальной шкале:

      до  5 – заниженная, 

      5 - 7 – нормальная, адекватная оценка,

      8 - 10 – завышенная оценка.

2. Самооценка Дембо-Рубинштейна, модификация А.М.Прихожан [44].

      Цель  методики: выявление уровня самооценки.

     Эксперимент проводится в виде свободной беседы. Экспериментатор предоставляет  на чистом листе испытуемому вертикальные линии, длиной 10 см. Инструкция: «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые, кто красиво пишет (способный, трудолюбивый, коммуникативный), а внизу (показ) кто имеет плохой почерк (неспособный, некачественно выполняет работу, не умеет общаться с людьми). Как вы думает, где ваше место среди этих людей? Поставьте черту, как вам думается, вы находитесь? (Испытуемому дают карандаш для отметки.) А где бы вы находились, если бы приложили усилия? Поставьте крестик».

      3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса [41].

      Цель: выявление уровня мотивации к успеху.

      Данная  методика содержит 41 утверждение, на которые  нужно отвечать либо «да», либо «нет». За каждый ответ схожий с ключом начисляется 1 балл. Затем, полученные баллы суммируются, и получается общий балл, который соответствует следующим нормам:

      1-10 баллов – низкая мотивация  к успеху;

      11-16 баллов – средний уровень мотивации;

      17-20 баллов – умеренно высокий  уровень мотивации;

      свыше 21 балла – слишком высокий  уровень мотивации к успеху.

4. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса [41].

      В данной методике испытуемому предлагается список слов из 30 строк,

по 3 слова  в каждой строке. В каждой строке нужно выбрать только одно из 3-х  слов, которое наиболее точно характеризует  испытуемого и в бланке для ответов пометить выбранное слово.

      За  каждый правильный выбор, в соответствии с ключом, начисляется 1 балл. Подсчитав  общее количество баллов, получается, что чем больше сумма баллов, тем  выше уровень мотивации к избеганию  неудач, защите.

      2-10 баллов – низкая мотивация к защите;

      11-16 баллов – средний уровень мотивации;

      17-20 баллов – высокий уровень мотивации;

      свыше 20 баллов – слишком высокий уровень  мотивации к избеганию неудач, защите.

    Методы  математической статистики (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену). Вычисления проводились  с помощью математической программы EXCEL [48]. 
 

2.3. Результаты исследования

Таблица 1

Результаты  оценки персонала руководством организации  «Гармония» 

    №п\п ФИО «способности» «трудолюбие» «коомуникабельность» «успешность»
    1 А.О. 7 7 5 19
    2 Б.Ю. 7 6 7 20
    3 О.Т. 5 7 7 19
    4 А.Ю. 6 6 6 18
    5 Д.Т. 7 6 6 19
    6 З.Ш. 5 5 5 15
    7 П.Р. 5 6 6 17
    8 К.Е. 5 6 7 18
    9 Н.О. 6 6 6 18
    10 Е.Ж. 7 6 6 19
    11 П.А. 5 5 5 15
    12 В.Ч. 7 7 7 21
    13 В.Д. 5 5 5 15
    14 Б.Э. 4 5 5 14
    15 Х.Д. 4 6 6 16
    16 Н.Г. 4 4 4 12
    17 Ш.Д. 5 5 5 15
    18 В.У. 6 4 4 14
    19 У.Д. 5 5 5 15
    20 Ц.Я. 7 4 4 15
    21 К.У. 5 5 5 15
    22 О.Д. 7 4 4 15
    23 Р.Ю. 4 4 4 12
    24 Г.С. 4 4 4 12

Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность