Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения
Таким
образом, анализ теоретической показал,
что у реального профессионала заполнение
всех функциональных мест в структуре
самооценки зависит от субъективных предпочтений
и стоящих перед ним профессиональных
задач. Для решения конкретной задачи
по самооцениванию из всей структуры выделяются
необходимые компоненты, и они дифференцируются
по требуемым критериям до тех пор, пока
не будет возможным решить самооценочную
задачу. В этом и состоит цикл функционирования
самооценочной деятельности.
ВЫВОДЫ
1) Самооценка является компонентом самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я реального», образ «Я идеальное», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, который выполняет регулирующую функцию. Самооценка есть отношение личности к результату сопоставления своих образов реального и идеального «Я».
2) Относясь
к ядру личности, самооценка является
важным регулятором ее поведения. От самооценки
зависят взаимоотношения человека с окружающими,
его критичность, требовательность к себе,
отношение к успехам и неудачам. Тем самым
самооценка влияет на
эффективность деятельности человека
и дальнейшее развитие его личности.
3) Самооценка
тесно связана с уровнем притязания
человека, т.е. степенью трудностей целей,
которые он ставит перед собой. Расхождение
между притязаниями и реальными возможностями
человека ведет к тому, что он начинает
неправильно себя оценивать, вследствие
чего его поведение
становится неадекватным (возникают эмоциональные
срывы, повышенная
тревожность и др.). Расхождения
между реальными возможностями
человека и его самооценкой могут
приводить к серьезным личным проблемам.
В случае завышенной самооценки неуспех
в какой-либо деятельности приводит к
эмоциональным вспышкам, обидам, отказу
от деятельности. Заниженная самооценка
приводит к тревожности, неуверенности
в себе, робости и пассивности;
4)
В структуру профессиональной самооценки
входят два основные компонента: первый
- отражающий содержание профессиональной
деятельности, второй - отражающий способ
осуществления профессиональной деятельности;
Глава
2. Эмпирическое
исследование влияния
самооценки на успешность
деятельности
Исследование
проводилось в несколько
1.Сбор
данных, полученных при анкетировании
оценки работы персонала,
2.Выделение
двух полярных групп
3.
Диагностика испытуемых с
4.Обработка
полученных результатов,
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования.
Цель работы: определение взаимосвязи самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки сотрудников и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ современных подходов к понятию самооценки, определить ее составляющие, выявить функции, свойства и изучить становление самооценки.
2.Провести экспертную оценку сотрудников организации, на основании которой выделить успешных и неуспешных в профессиональной деятельности сотрудников.
3.Провести психологическое тестирование, в результате которого сравнить уровни самооценки и притязания в выделяемых группах.
4.Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
2.2. Методика исследования
Исследование проводилось в г. Москве на базе организации «Гармония», оказывающей услуги в сфере рекламы и формирования бизнес имиджа своих клиентов. На этапе исследования компания существует на рынке труда около 3 лет. Штат сотрудников на момент диагностики составил: 45 человек – сотрудники различных подразделений и 5 человек – руководящее звено в лице директора, заместителя директора, главного менеджера по работе с персоналом, главного менеджера по работе с клиентами, главного бухгалтера. Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе с использованием метода экспертного оценивания (в качестве экспертов выступали руководители высшего звена – 5 человек) нами проведено анкетирование по оценке работы персонала. Цель анкетирования - экспертная оценка эффективности работы персонала организации.
Руководящему звену предлагалось оценить сотрудников по перечисленным признакам, используя пятибалльную шкалу.
На втором этапе, в результате проведенного метода и на основании выделенных уровней эффективности по анкете, весь контингент обследуемых был разделен на две полярные группы: успешные и неуспешные в профессиональной деятельности.
В дальнейшем исследовании участвовало 20 человек:
- Десять человек, которые по оценке эффективности набрали высокие баллы от 151 – до 180. Группа испытуемых представлена сотрудниками различных подразделений организации: кадровым отделом, отдел обеспечения, отдел работы с клиентами. Испытуемые представлены мужчинами (5) и женщинами (5), возраст которых колеблется от 35 до 50 лет.
- Десять
человек вошли во вторую группу, которые
по оценке эффективности работы набрали
наименьшее количество баллов от 65 до
94. Обследованные представлены мужчинами
(6) и женщинами (4) – сотрудники тех же подразделений,
возраст которых от 21 до 40 лет.
Методики исследования.
1. Анкета для оценки персонала (предоставляется руководству предприятия)[28, с.158].
Цель анкеты: экспертная оценка эффективности работы персонала организации.
Данная анкета предоставляется директору предприятия и ведущим специалистам для оценки эффективности работы сотрудников организации. Анкета содержит интегральные показатели комбинируемые в результате различных характеристик: качество работы, производительность труда, выявление проблем и неполадок, безопасность труда и правильная эксплуатация оборудования, работа с документами, сотрудничество, профессиональные знания, мотивация к труду, трудовая дисциплина. Итогом является подведение успешности каждого сотрудника из анализа показателей шкал анкеты.
После анализа экспертной информации и интерпретации полученных результатов неуспешными признавались те испытуемые, у которых среднее значение экспертной оценки было до 5 и выше 7 баллов. Нормой признавались испытуемые набравшие сумму среднего значения 5-7 баллов.
По 10 бальной шкале:
до 5 – заниженная,
5 - 7 – нормальная, адекватная оценка,
8 - 10 – завышенная оценка.
2. Самооценка Дембо-Рубинштейна, модификация А.М.Прихожан [44].
Цель методики: выявление уровня самооценки.
Эксперимент проводится в виде свободной беседы. Экспериментатор предоставляет на чистом листе испытуемому вертикальные линии, длиной 10 см. Инструкция: «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые, кто красиво пишет (способный, трудолюбивый, коммуникативный), а внизу (показ) кто имеет плохой почерк (неспособный, некачественно выполняет работу, не умеет общаться с людьми). Как вы думает, где ваше место среди этих людей? Поставьте черту, как вам думается, вы находитесь? (Испытуемому дают карандаш для отметки.) А где бы вы находились, если бы приложили усилия? Поставьте крестик».
3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса [41].
Цель: выявление уровня мотивации к успеху.
Данная методика содержит 41 утверждение, на которые нужно отвечать либо «да», либо «нет». За каждый ответ схожий с ключом начисляется 1 балл. Затем, полученные баллы суммируются, и получается общий балл, который соответствует следующим нормам:
1-10 баллов – низкая мотивация к успеху;
11-16
баллов – средний уровень
17-20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху.
4. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса [41].
В данной методике испытуемому предлагается список слов из 30 строк,
по 3 слова в каждой строке. В каждой строке нужно выбрать только одно из 3-х слов, которое наиболее точно характеризует испытуемого и в бланке для ответов пометить выбранное слово.
За каждый правильный выбор, в соответствии с ключом, начисляется 1 балл. Подсчитав общее количество баллов, получается, что чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
2-10 баллов – низкая мотивация к защите;
11-16
баллов – средний уровень
17-20
баллов – высокий уровень
свыше 20 баллов – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методы
математической статистики (описательная
статистика, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный
анализ по Спирмену). Вычисления проводились
с помощью математической программы EXCEL
[48].
2.3. Результаты исследования
Таблица 1
Результаты
оценки персонала руководством организации
«Гармония»
№п\п | ФИО | «способности» | «трудолюбие» | «коомуникабельность» | «успешность» |
1 | А.О. | 7 | 7 | 5 | 19 |
2 | Б.Ю. | 7 | 6 | 7 | 20 |
3 | О.Т. | 5 | 7 | 7 | 19 |
4 | А.Ю. | 6 | 6 | 6 | 18 |
5 | Д.Т. | 7 | 6 | 6 | 19 |
6 | З.Ш. | 5 | 5 | 5 | 15 |
7 | П.Р. | 5 | 6 | 6 | 17 |
8 | К.Е. | 5 | 6 | 7 | 18 |
9 | Н.О. | 6 | 6 | 6 | 18 |
10 | Е.Ж. | 7 | 6 | 6 | 19 |
11 | П.А. | 5 | 5 | 5 | 15 |
12 | В.Ч. | 7 | 7 | 7 | 21 |
13 | В.Д. | 5 | 5 | 5 | 15 |
14 | Б.Э. | 4 | 5 | 5 | 14 |
15 | Х.Д. | 4 | 6 | 6 | 16 |
16 | Н.Г. | 4 | 4 | 4 | 12 |
17 | Ш.Д. | 5 | 5 | 5 | 15 |
18 | В.У. | 6 | 4 | 4 | 14 |
19 | У.Д. | 5 | 5 | 5 | 15 |
20 | Ц.Я. | 7 | 4 | 4 | 15 |
21 | К.У. | 5 | 5 | 5 | 15 |
22 | О.Д. | 7 | 4 | 4 | 15 |
23 | Р.Ю. | 4 | 4 | 4 | 12 |
24 | Г.С. | 4 | 4 | 4 | 12 |
Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность