Влияние самооценки на профессиональную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА проф ДЕЯТЕЛЬНОсть.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

     Для преодоления этого недостатка мы исходили из представления о том, что отношение является предельно абстрактной, исходной категорией для определения таких понятий как: эмоции, чувства, оценки. Основываясь на введенных Анисимовым О.С. различениях, можно определить понятие отношения как вообще выражение небезразличности существования одного объекта, вещи относительно другого [4]. Тогда самоотношением в психологическом предмете будет являться выражение небезразличности существования человека относительно самого себя. Понятие «самоотношение» фиксирует саму важность, заинтересованность значимость человека для самого себя, этот конструкт раскрывается в ряде терминов типа: самоуважение, самосимпатия, самопринятие, любовь к себе и т.д. Самооценка же понятие более строгое, оно обязательно требует некоторого эталона сравнения, но это не безразличное сравнение (не экспертиза, где производится бесстрастный анализ).

     В процессе самооценки сопоставление  производится для выработки последующего отношения к результату этого  сопоставления. Различие этих процессов  достаточно очевидное. Например, при научном анализе исследователь стремится максимально уйти от своей системы значимости, он хочет сделать так, чтобы результат его познания зависел бы только от структуры самого объекта изучения, он сознательно отвлекается от момента последующего использования результатов этого познания. Совсем иное, когда исследование проводится под определенную задачу. В этом случае на результатах познания сказывается уже не только структура самого объекта изучения, но и структура самой задачи, направленность на познание. Для самооценки более специфичны процессы второго типа. Только на достаточно высоком уровне развития самооценки возникает способность к совмещению объективного характера самопознавательных процессов и субъективной акцентировке на требуемом содержании.

     В рамках анализа самооценки большой  интерес представляет исследование ее в контексте мотивации достижения и уровня притязаний личности. Уровень  притязаний, понимаемый как некоторое  приближение к поставленной цели, которую личность готова достигнуть в конкретных условиях, очень часто либо связывается, либо просто отождествляется с самооценкой. Такую связь подчеркивает Зейгарник Б.В. в своих работах, указывая, в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке [19].

     Многие исследователи указывают, что анализ уровня притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя (Липкина А.И., Мерлин B.C., Серебрякова Е.А., Савонько Е.И., Хекхаузен X. и др.). Например, по данным Серебряковой Е.А., неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи [47]. Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо уровень притязаний, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а уровень притязаний считается ее выражением - это более принятая точка зрения [9, с.52]. В дальнейшем мы будем считать уровень притязаний проявлением самооценки в действии личности.

     Подобная  проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации  достижения (мотива достижений). Например, Хекхаузен X. утверждает, что «мотив достижения выступает как система самооценки» [56, с. 194]. В рамках модели Маклелланда Д., который охарактеризовал ситуацию мотивации достижения следующим образом: в ней существуют определенные стандарты качества; исход решения задач оценивается по этим стандартам; исход решения может быть успешным или неуспешным; человек воспринимает свою ответственность за исход, эта проблема может быть успешно снята. Самооценка связывается с мотивом достижения через процесс самоопределения. И мотив достижения, как результирующая процесса самоопределения, и самооценка, как один из критериев (средств) этого процесса, участвуют в принятии личностью решения. Хотя в структуре результата отражается структура средства, с помощью которого этот результат достигается, их все же нельзя отождествлять. Мотив достижения ориентирован на внешнее проявление личности в деятельности и лишь опосредованно отражает состояние субъекта этой деятельности. «Слепка» этих понятий происходит тогда, когда мотивацией достижения становятся процессы самосовершенствования, для отделения мотива достижения от самооценки в этом процессе требуется более подробный анализ. Но эти феномены не меняют сути указанных различий между мотивацией достижения и самооценкой.

     Переход к рассмотрению профессиональной самооценки связан с анализом профессионального самосознания. «Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу» [30, с.88].

      Профессиональное  самосознание по мнению Марковой А.К. включает:

  • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;
  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;
  • самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем);
  • положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной Я-концепции [30, с.88].

      Очевидно, что непосредственно к самооценке относятся последние два компонента из структуры самосознания профессионала.

     Климов  Е.А. расставляет несколько иные акценты. «В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания можно охарактеризовать следующими положениями:

  • сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;
  • знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений;
  • знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
  • знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе» [22, с.73].

      Опираясь  на введенное нами ранее определение самооценки, и учитывая характеристики профессионального самосознания, можно дать определение

профессиональной  самооценке как отношения профессионала  к результату сопоставления своего реального и идеального образа «Я профессионал». Под реальным образом «Я профессионал» мы понимаем результат адекватного самопознания человеком того, каким профессионалом он является, а под образом идеального «Я профессионал» - результат концептуального конструирования образа идеального типового профессионала в данной области труда. Построение образа идеального «Я профессионал» осуществляется с обязательным привлечением научных знаний о данной профессии и соответствующей профессиограммы. Результатом сопоставления реального образа «Я профессионал» и идеального образа «Я профессионал» будет представление, отражающее соответствие (или не соответствие) этих образов друг другу и степень такого соответствия или несоответствия. Оно несет явно выраженный когнитивный характер.

     Самоотношение к результату такого сопоставления базируется на системе профессиональных ценностей и идеалов пребывания человека в данной профессии и носит явно выраженный эмоционально-чувственный характер. Эта компонента самооценки определяет зависимость результата сопоставления реального и идеального образов «Я профессионал» относительно разных ценностных систем. Например, один и тот же результат сопоставления образов «Я профессионал» в науке, может задавать противоположное отношение в гуманистической и естественно-научной системе ценностей научной деятельности.

     Таким образом, результат профессиональной самооценки может быть  четырех  типов:

  1. отрицательное отношение к соответствию реального и идеального 
    образов «Я-профессионал»;
  2. положительное отношение к соответствию реального и идеального 
    образов «Я-профессионал»;
  3. отрицательное отношение к несоответствию реального и идеального 
    образов «Я-профессионал»;
  4. положительное отношение к несоответствию реального и идеального образов «Я-профессионал».

      Мы  полагаем, что в структуру профессиональной самооценки входят два основные компонента: первый - отражающий содержание профессиональной деятельности, второй - отражающий способ осуществления профессиональной деятельности. Кроме этого, исследования Марковой А.К. позволяют выделить в самооценке мотивационный и операциональный компоненты:

    А) содержательный компонент профессиональной самооценки включает в себя следующие моменты:

а) оценка  себя   как   профессионала   вообще   (в   оппозиции 
профессионал - непрофессионал):

  • мотивационная часть: оценка своих социокультурных ценностей;   оценка   своего   понимания   значимости профессионализма вообще; оценка своего мировоззрения как профессионала вообще; оценка своих этических норм как профессионала;
  • операциональная часть: оценка своих профессиональных и психологических знаний о труде;  оценка своего сознания и самосознания как профессионала; оценка своего мышления на профессиональность и т.д.;

б) оценка   себя   как   профессионала   определенного   типа профессиональной         деятельности         (профессионала-педагога, профессионала-управленца и т.д.);

  • мотивационная часть: оценка своих профессиональных ценностей;    оценка   понимания    значимости    своей профессии;     оценка     своего     профессионального мировоззрения;   оценка   своих   этических   норм в профессии;
  • операциональная часть:  оценка профессиональных и психологических знаний о своей профессии; оценка своего профессионального сознания и самосознания; оценка своего профессионального мышления; и т.д.;

в) оценка себя как профессионала по определенной специальности 
(управление производством, управление экономикой и т.д.):

  • мотивационная часть: оценка своих профессионально-специальных ценностей: оценка понимания значимости своей специальности; оценка мировоззрения по своей специальности;   оценка   своих   этических   норм   по специальности;
  • операциональная   часть:   оценка   своих   знаний   о специальности; оценка своего сознания и самосознания как   специалиста;   оценка   своего   мышления   как специалиста; и т.д.;

г) оценка себя как профессионала в определенной области данной 
специальности (управление финансами, управление недвижимостью и 
т.д.);

    Б) формальный компонент самооценки включает в себя следующие моменты:

а) оценка себя как профессионала-практика (исполнителя) в этой 
деятельности:

  • мотивационная  часть:  оценка  своих  ценностей  как практика-профессионала;   оценка   своего   понимания значимости практики; оценка своего мировоззрения как практика; оценка своих этических норм как практика;
  • операциональная   часть:   оценка   своих   знаний   о практической части труда; оценка своего практического сознания и самосознания; оценка своего практического мышления; и т.д.;

б) оценка   себя   как   профессионала-исследователя   в   этой 
профессиональной деятельности:

  • мотивационная  часть:  оценка  своих  ценностей  как исследователя; оценка своего понимания значимости исследования;    оценка    своего    исследовательского мировоззрения;   оценка  своих  этических   норм как исследователя;
  • операциональная часть: оценка своих профессиональных и психологических знаний о труде исследователя; оценка своего исследовательского сознания и самосознания; оценка своего исследовательского мышления и т.д.;

в) оценка   себя    как   профессионала-управленца   в    этой профессиональной деятельности:

  • мотивационная  часть:  оценка  своих  ценностей  как управленца;   оценка   своего   понимания   значимости управления;      оценка     своего      управленческого мировозрения;   оценка   своих   этических   норм   как исследователя;
  • операциональная часть: оценка своих профессиональных и психологических знаний о труде исследователя; оценка своего управленческого сознания и самосознания; оценка своего управленческого мышления; и т.д.

Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность