Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения
Для преодоления этого недостатка мы исходили из представления о том, что отношение является предельно абстрактной, исходной категорией для определения таких понятий как: эмоции, чувства, оценки. Основываясь на введенных Анисимовым О.С. различениях, можно определить понятие отношения как вообще выражение небезразличности существования одного объекта, вещи относительно другого [4]. Тогда самоотношением в психологическом предмете будет являться выражение небезразличности существования человека относительно самого себя. Понятие «самоотношение» фиксирует саму важность, заинтересованность значимость человека для самого себя, этот конструкт раскрывается в ряде терминов типа: самоуважение, самосимпатия, самопринятие, любовь к себе и т.д. Самооценка же понятие более строгое, оно обязательно требует некоторого эталона сравнения, но это не безразличное сравнение (не экспертиза, где производится бесстрастный анализ).
В процессе самооценки сопоставление производится для выработки последующего отношения к результату этого сопоставления. Различие этих процессов достаточно очевидное. Например, при научном анализе исследователь стремится максимально уйти от своей системы значимости, он хочет сделать так, чтобы результат его познания зависел бы только от структуры самого объекта изучения, он сознательно отвлекается от момента последующего использования результатов этого познания. Совсем иное, когда исследование проводится под определенную задачу. В этом случае на результатах познания сказывается уже не только структура самого объекта изучения, но и структура самой задачи, направленность на познание. Для самооценки более специфичны процессы второго типа. Только на достаточно высоком уровне развития самооценки возникает способность к совмещению объективного характера самопознавательных процессов и субъективной акцентировке на требуемом содержании.
В
рамках анализа самооценки большой
интерес представляет исследование
ее в контексте мотивации
Многие исследователи указывают, что анализ уровня притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя (Липкина А.И., Мерлин B.C., Серебрякова Е.А., Савонько Е.И., Хекхаузен X. и др.). Например, по данным Серебряковой Е.А., неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи [47]. Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо уровень притязаний, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а уровень притязаний считается ее выражением - это более принятая точка зрения [9, с.52]. В дальнейшем мы будем считать уровень притязаний проявлением самооценки в действии личности.
Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения (мотива достижений). Например, Хекхаузен X. утверждает, что «мотив достижения выступает как система самооценки» [56, с. 194]. В рамках модели Маклелланда Д., который охарактеризовал ситуацию мотивации достижения следующим образом: в ней существуют определенные стандарты качества; исход решения задач оценивается по этим стандартам; исход решения может быть успешным или неуспешным; человек воспринимает свою ответственность за исход, эта проблема может быть успешно снята. Самооценка связывается с мотивом достижения через процесс самоопределения. И мотив достижения, как результирующая процесса самоопределения, и самооценка, как один из критериев (средств) этого процесса, участвуют в принятии личностью решения. Хотя в структуре результата отражается структура средства, с помощью которого этот результат достигается, их все же нельзя отождествлять. Мотив достижения ориентирован на внешнее проявление личности в деятельности и лишь опосредованно отражает состояние субъекта этой деятельности. «Слепка» этих понятий происходит тогда, когда мотивацией достижения становятся процессы самосовершенствования, для отделения мотива достижения от самооценки в этом процессе требуется более подробный анализ. Но эти феномены не меняют сути указанных различий между мотивацией достижения и самооценкой.
Переход к рассмотрению профессиональной самооценки связан с анализом профессионального самосознания. «Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу» [30, с.88].
Профессиональное самосознание по мнению Марковой А.К. включает:
Очевидно,
что непосредственно к
Климов Е.А. расставляет несколько иные акценты. «В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания можно охарактеризовать следующими положениями:
Опираясь на введенное нами ранее определение самооценки, и учитывая характеристики профессионального самосознания, можно дать определение
профессиональной самооценке как отношения профессионала к результату сопоставления своего реального и идеального образа «Я профессионал». Под реальным образом «Я профессионал» мы понимаем результат адекватного самопознания человеком того, каким профессионалом он является, а под образом идеального «Я профессионал» - результат концептуального конструирования образа идеального типового профессионала в данной области труда. Построение образа идеального «Я профессионал» осуществляется с обязательным привлечением научных знаний о данной профессии и соответствующей профессиограммы. Результатом сопоставления реального образа «Я профессионал» и идеального образа «Я профессионал» будет представление, отражающее соответствие (или не соответствие) этих образов друг другу и степень такого соответствия или несоответствия. Оно несет явно выраженный когнитивный характер.
Самоотношение к результату такого сопоставления базируется на системе профессиональных ценностей и идеалов пребывания человека в данной профессии и носит явно выраженный эмоционально-чувственный характер. Эта компонента самооценки определяет зависимость результата сопоставления реального и идеального образов «Я профессионал» относительно разных ценностных систем. Например, один и тот же результат сопоставления образов «Я профессионал» в науке, может задавать противоположное отношение в гуманистической и естественно-научной системе ценностей научной деятельности.
Таким образом, результат профессиональной самооценки может быть четырех типов:
Мы
полагаем, что в структуру
А) содержательный компонент профессиональной самооценки включает в себя следующие моменты:
а) оценка
себя как профессионала
вообще (в оппозиции
профессионал - непрофессионал):
б) оценка себя как профессионала определенного типа профессиональной деятельности (профессионала-педагога, профессионала-управленца и т.д.);
в) оценка
себя как профессионала по определенной
специальности
(управление производством, управление
экономикой и т.д.):
г) оценка
себя как профессионала в определенной
области данной
специальности (управление финансами,
управление недвижимостью и
т.д.);
Б) формальный компонент самооценки включает в себя следующие моменты:
а) оценка
себя как профессионала-практика (исполнителя)
в этой
деятельности:
б) оценка
себя как профессионала-исследователя
в этой
профессиональной деятельности:
в) оценка себя как профессионала-управленца в этой профессиональной деятельности:
Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность