Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:55, дипломная работа
Цель работы: исследовать взаимосвязь самооценки с успешностью деятельности.
Объект исследования: профессиональная деятельность сотрудников организации.
Предмет исследования: уровень самооценки и ее влияние на успешность деятельности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и успешностью деятельности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самооценки и ее влияния на профессиональную деятельность человека………………….6
1.1. Характеристика профессиональной деятельности и ее психологические особенности……………………………………………………………………..6
1.2.Представление о самооценке и ее место в структуре личности…………14
1.3. Психологические аспекты проявления самооценки в структуре профессиональной деятельности…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ……………………………….33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность деятельности…………………………………………………….34
2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………….34
2.2. Методика исследования……………………………………………………35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………38
2.4. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………..48
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….54
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………………………………….59
Приложения
Анализ анкетирования показал, что руководство организации «Гармония» считает, 66,6% (16 сотрудников) имеют высокие показатели профессиональных способностей, поэтому у них высокие показатели «трудолюбия», «коммуникативности» и «успешности». 25% (6 человек) средний уровень развития профессиональных способностей и показателя деятельности и 8,4% (2 человека) имеют высокие показатели профессиональных способностей и низкий уровень производительности труда.
Таблица 2
Результаты
показателя уровня развития самооценки
и уровня притязаний по шкале «способности»
среди испытуемых по методике Дембо-Рубинштейна
№п\п | ФИО
успеш.исп. |
Уровень
СО |
Уровень УП | №
п\п |
ФИО
неуспеш.исп. |
Уровень СО | Уровень УП |
1 | А.О. | 50 | 58 | 1 | В.Д. | 45 | 62 |
2 | Б.Ю. | 65 | 69 | 2 | Б.Э. | 50 | 41 |
3 | О.Т. | 78 | 85 | 3 | Х.Д. | 36 | 42 |
4 | А.Ю. | 51 | 60 | 4 | Н.Г. | 39 | 60 |
5 | Д.Т. | 76 | 85 | 5 | Ш.Д. | 40 | 34 |
6 | З.Ш. | 55 | 57 | 6 | В.У. | 51 | 61 |
7 | П.Р. | 87 | 90 | 7 | У.Д. | 66 | 42 |
8 | К.Е. | 89 | 91 | 8 | Ц.Я. | 70 | 61 |
9 | Н.О. | 77 | 84 | 9 | К.У. | 34 | 56 |
10 | Е.Ж. | 76 | 86 | 10 | О.Д. | 37 | 54 |
11 | П.А. | 77 | 84 | 11 | Р.Ю. | 36 | 65 |
12 | В.Ч. | 82 | 87 | 12 | Г.С. | 39 | 57 |
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых 33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки. 16,6% (2 человека) – низкий уровень притязаний; 83,4% (10 человек) – средний уровень притязаний.
Показатели
среди неуспешных испытуемых: 66,7% (8
человек) – заниженная самооценка и
33,3% (4 человека) реалистическая самооценка,
что является нормой. 58,4% (7 человек)
– низкий уровень притязаний; 41,6% (5 человек)
– средний уровень притязаний.
Рис.2. Распределение
уровня самооценки и уровня притязаний
по шкале «способности» среди успешных
и неуспешных испытуемых
Анализируя полученные данные мы наблюдаем, значения самооценки по шкале «способности» у «успешных» сотрудников являются показателем адекватного уровня самооценки. Уровень притязания группы у «успешных», так же соответствует адекватному показателю.
В
группе «неуспешных» сотрудников самооценка
по шкале «способности» является показателем
заниженной самооценки. Уровень притязания
является низким показателем, что говорит
о заниженной самооценке испытуемых и
неуверенности в собственных способностях.
Таблица 3
Результаты
показателя исследования уровня самооценки
и уровня притязания по шкале «трудолюбие»
среди испытуемых
№п\п | ФИО
успеш.исп. |
Уровень
СО |
Уровень УП | №
п\п |
ФИО
неуспеш.исп. |
Уровень СО | Уровень УП |
1 | А.О. | 57 | 66 | 1 | В.Д. | 45 | 62 |
2 | Б.Ю. | 65 | 75 | 2 | Б.Э. | 50 | 67 |
3 | О.Т. | 80 | 85 | 3 | Х.Д. | 36 | 42 |
4 | А.Ю. | 67 | 74 | 4 | Н.Г. | 56 | 60 |
5 | Д.Т. | 84 | 85 | 5 | Ш.Д. | 40 | 71 |
6 | З.Ш. | 67 | 69 | 6 | В.У. | 51 | 61 |
7 | П.Р. | 87 | 88 | 7 | У.Д. | 66 | 42 |
8 | К.Е. | 89 | 94 | 8 | Ц.Я. | 62 | 61 |
9 | Н.О. | 82 | 84 | 9 | К.У. | 34 | 69 |
10 | Е.Ж. | 88 | 86 | 10 | О.Д. | 37 | 54 |
11 | П.А. | 84 | 84 | 11 | Р.Ю. | 36 | 65 |
12 | В.Ч. | 88 | 87 | 12 | Г.С. | 39 | 57 |
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых 33,3 % (4 человека) показали реалистическую самооценку, что является нормой; 66,7 % (8 человек) – оптимальное развития самооценки. 100% (12 человека) – средний уровень притязаний;
Показатели
среди неуспешных испытуемых: 50% (6 человек)
– заниженная самооценка и 50% (6 человека)
реалистическая самооценка, что является
нормой. 16,6% (2 человек) – низкий уровень
притязаний; 83,4% (10 человек) – средний уровень
притязаний.
Рис.3. Распределение
уровня самооценки и уровня притязаний
по шкале «трудолюбие» среди успешных
и неуспешных испытуемых
Анализируя полученные данные, мы наблюдаем, значения самооценки по шкале «трудолюбие» у «успешных» сотрудников являются показателем адекватного уровня самооценки (только один испытуемый этой группы показал завышенный уровень самооценки). Уровень притязания группы успешных соответствует адекватному показателю.
В группе «неуспешных» сотрудников самооценка по шкале «трудолюбие» является показателем заниженной самооценки. Уровень притязания является высокими показателями уровня притязаний как заниженного, так и соответствующего норме.
Таблица 4
Результаты
показателя исследования уровня самооценки
и уровня притязания по шкале «коммуникативность»
среди испытуемых
№п\п | ФИО
успеш.исп. |
Уровень
СО |
Уровень УП | №
п\п |
ФИО
неуспеш.исп. |
Уровень СО | Уровень УП |
1 | А.О. | 75 | 66 | 1 | В.Д. | 45 | 62 |
2 | Б.Ю. | 76 | 75 | 2 | Б.Э. | 50 | 67 |
3 | О.Т. | 80 | 85 | 3 | Х.Д. | 36 | 61 |
4 | А.Ю. | 68 | 74 | 4 | Н.Г. | 56 | 60 |
5 | Д.Т. | 84 | 85 | 5 | Ш.Д. | 40 | 71 |
6 | З.Ш. | 75 | 69 | 6 | В.У. | 51 | 61 |
7 | П.Р. | 87 | 88 | 7 | У.Д. | 44 | 67 |
8 | К.Е. | 89 | 94 | 8 | Ц.Я. | 62 | 61 |
9 | Н.О. | 82 | 84 | 9 | К.У. | 34 | 69 |
10 | Е.Ж. | 88 | 86 | 10 | О.Д. | 37 | 54 |
11 | П.А. | 84 | 84 | 11 | Р.Ю. | 36 | 65 |
12 | В.Ч. | 88 | 87 | 12 | Г.С. | 39 | 68 |
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди успешных испытуемых 100 % (12 человека) показали оптимальное развития самооценки. 100% (12 человека) – средний уровень притязаний;
Показатели среди неуспешных испытуемых: 58,3% (7 человек) – заниженная самооценка и 41,7% (5 человек) реалистическая самооценка, что является нормой. 33,% (4 человека) – низкий уровень притязаний; 66,6% (8 человек) – средний уровень притязаний.
Рис.4. Распределение
уровня самооценки и уровня притязаний
по шкале «коммуникативность» среди успешных
и неуспешных испытуемых
Анализируя полученные данные, мы наблюдаем, значения самооценки по шкале «коммуникативность» у «успешных» сотрудников является показателем адекватного уровня самооценки. Уровень притязания группы «успешных» соответствует адекватному показателю.
В
группе «неуспешных» сотрудников самооценка
по шкале «коммуникативность»
Таблица 5
Результаты
показателя мотивации к успеху и
избеганию неудач среди испытуемых
по методике Элерса
№п\п | ФИО
успеш.исп. |
Мотивация достижения успеха | Мотивац. избеган.
неудач |
№
п\п |
ФИО
неуспеш.исп. |
Мотивация достижения успеха | Мотивац. избеган.
неудач |
1 | А.О. | 12 | 11 | 1 | В.Д. | 10 | 20 |
2 | Б.Ю. | 18 | 16 | 2 | Б.Э. | 12 | 25 |
3 | О.Т. | 15 | 20 | 3 | Х.Д. | 7 | 19 |
4 | А.Ю. | 18 | 16 | 4 | Н.Г. | 21 | 9 |
5 | Д.Т. | 16 | 13 | 5 | Ш.Д. | 18 | 5 |
6 | З.Ш. | 15 | 18 | 6 | В.У. | 9 | 24 |
7 | П.Р. | 11 | 18 | 7 | У.Д. | 19 | 14 |
8 | К.Е. | 17 | 16 | 8 | Ц.Я. | 11 | 17 |
9 | Н.О. | 15 | 16 | 9 | К.У. | 17 | 8 |
10 | Е.Ж. | 21 | 17 | 10 | О.Д. | 20 | 3 |
11 | П.А. | 18 | 11 | 11 | Р.Ю. | 16 | 16 |
12 | В.Ч. | 18 | 16 | 12 | Г.С. | 17 | 16 |
Анализируя данные исследования, мы видим, что среди «успешных» испытуемых 50 % (6 человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха и 8,4% уровень мотивации достижения успеха (1 человек) слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.
66,6 % (8 человек) показали средний уровень мотивации защиты; 33,4% (4 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты.
Среди «неуспешных» испытуемых 41,6 % (5человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха и 16,8% (2 человека) уровень мотивации достижения успеха слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.
25
% (3 человека) показали средний уровень
мотивации защиты; 25% (3 человека) высокий
уровень мотивации достижения
защиты; 16,8% (2 человека) слишком высокий
уровень развития мотивации защиты
и 33,2% (4 человека) низкий уровень развития
мотивации защиты.
Рис.5. Распределение
уровня мотивации достижения успеха
среди успешных и неуспешных испытуемых
Рис.6. Распределение
уровня мотивации избегания неудач
среди успешных и неуспешных испытуемых
Анализируя полученные данные, мы видим, что «успешные» испытуемые свое стремление к достижению успеха в деятельности – 50 % (6 человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха и 8,4% уровень мотивации достижения успеха (1 человек) слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.
Стремление
к защите собственных интересов
и отставаинии собственных
Показатели среди «неуспешных» испытуемых показывают стремление к достижению – 41,6 % (5человек) показали средний уровень мотивации к достижению успеха; 41,6% (5 человек) высокий уровень мотивации достижения успеха и 16,8% (2 человека) уровень мотивации достижения успеха слишком высокий уровень развития мотивации достижения успеха.
Показатели в мотивации защиты различны. Стремление к защите собственных интересов и отставание собственных целей – 25 % (3 человека) показали средний уровень мотивации защиты; 25% (3 человека) высокий уровень мотивации достижения защиты; 16,8% (2 человека) слишком высокий уровень развития мотивации защиты. Также имеется показатель либо безразличия, либо не умения (несформированность уровня мотивации) мотивации защиты – 33,2% (4 человека).
Информация о работе Влияние самооценки на профессиональную деятельность