Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции. Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов [21, с. 10].
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [24, с. 10].
Сравнение степени выраженности
различных компонентов
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения
у подростков - сложный процесс, в
котором участвуют многие факторы.
Агрессивное поведение
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия". Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение. Методы и технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков более подробно рассмотрим в следующей главе.
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков
2.1. Цели, задачи и методы исследования
Данное исследование посвящено выявлению зависимости между самооценкой и агрессивностью подростков. Исследование проведено на базе МОУ СОШ №5 г. Тобольска в рамках психологической практики; выборку составляют учащиеся 7Б класса, возраст испытуемых 13-14 лет, количество испытуемых – 17 человек, из них 9 мальчиков и 8 девочек. Всего в классе 26 детей: 13 мальчиков и 13 девочек.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели, объекту и предмету исследования, и качественным анализом эмпирического материала.
В исследовании использовались следующие методики, ориентированные на изучение самооценки и агрессивности детей подросткового возраста:
1.Описание. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция: «Каждый человек оценивает свои способности, возможности характер и т.п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной чертой (линией) нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя наивысшее. На следующей странице нарисовано девять таких линий – шкал, каждая шкала имеет своё обозначение:
1.-Здоровье, 2- Ум, способности, 3- Характер. 4- Авторитет у сверстников, 5- Умелые руки, 6 – Внешность, 7- Уверенность в себе, 8- Отношение учителей, 9 – Отношение родителей.
Под каждой линией написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой /-/ отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком /х/ отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя. Итак:
"-" - уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;
"х" - такой уровень развития качеств, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно
обозначает развитие определенного
качества, стороны человеческой личности
от низшего уровня – (нижняя точка)
до наивысшего – (верхняя точка).
Например, в линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.
Задание. Далее изображено девять линий, шкал длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и средины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметно точкой (см. Приложение 1.).
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия
– использование физической
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло,
а также ощущаемые им
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (см. Приложение 2).
Таким образом, данные методики позволяют определить уровень самооценки и степень проявления агрессии у подростков.
2.2. Анализ взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста
Для изучения уровня самооценки подростков были использованы данные, полученные с помощью методики Дембо-Рубинштейн. При обработке данных подсчитывались ответы испытуемых по каждой шкале в отдельности. Полученные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1.
ФИО испытуемого |
Уровень притязаний |
Самооценка |
Величина расхождений |
1. Бенчерская |
80 |
60 |
20 |
2. Богданов |
100 |
80 |
20 |
3. Булатов |
85 |
75 |
10 |
4. Герасимов |
70 |
50 |
20 |
5. Гуляганова |
100 |
75 |
25 |
6. Камалетдинова |
100 |
75 |
25 |
7. Кориков |
90 |
75 |
15 |
8. Корнеева |
100 |
65 |
35 |
9. Коскин |
80 |
60 |
20 |
10. Кришталев |
90 |
35 |
55 |
11. Малкова |
90 |
75 |
15 |
12. Насретдинов |
100 |
75 |
25 |
13. Смирнов |
100 |
60 |
40 |
14. Таджибаева |
90 |
40 |
50 |
15. Терентьева |
90 |
40 |
50 |
16. Хучашева |
100 |
75 |
25 |
17. Чабаров |
100 |
55 |
45 |
Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка