Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

 

Приложение 4

Тренинговая программа

 «Коррекция  завышенной самооценки подростка»

Занятия и их содержание

Блок I. «Знакомство»

  1. Занятие «Давайте познакомимся!»

Цель: знакомство участников друг с другом, установление межличностных контактов.

Время проведения: 60 мин.

Оборудование  и материалы: колокольчик (упр. 1).

  1. Упражнение «Представление»

Цель упражнения:

  • формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
  • умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Участникам дается следующее  пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники  сразу запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный  в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого  цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин, но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной в любой  компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады»  или «Возраст у меня средний, внешность  не броская, способности и возможности  обыкновенные. Единственное, в чем  я разбираюсь может быть лучше  других и готова посвящать все  свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог  к чаю».

Время проведения: 15 мин.

  1. «Пожалуйста»

Цель: предназначено для разогрева участников;

Содержание:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий  говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять  лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто  ошибется, выходит на середину и  выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Время проведения: 25 мин.

  1. Упражнение «Танец»

Цель: Развитие чувства общности, повышение самооценки.

Материал: Аудиокассета с веселой танцевальной музыкой.

Проведение: Звучит веселая танцевальная музыка. По кругу, дети, взявшись за руки: Идем направо, начиная с правой ноги 8 шагов. Поворачиваемся влево и идем 8 шагов с левой ноги. Останавливаемся, опускаем руки. С правой ноги делаем 2 шага в круг и 3 притопа. Идем назад с левой ноги 2 шага, 3 притопа.

Стоя на месте, хлопаем 3 раза в ладоши, 3 хлопка по коленям, кружимся вокруг себя. Движения 3-5 повторяются 2 раза. Движение повторяется с 1 по 6 позиции.

2 танец: В середине круга ставится стул. Ведущий называет имена детей, стоящих напротив друг друга. Ребенок, чье имя названо, приставными шагами обходит стул справа и спиной возвращается на место. Остальные хлопают в ладоши.

Время проведения: 20 мин.

 

 

Блок II. «Коррекция самооценки»

 

  1. Занятие «Качества»

Цель: развитие способности выделять положительные и отрицательные особенности своей личности.

Время проведения: 60 мин.

Оборудование  и материалы: нет.

  1. «Поздоровайся локтями»

Цель: разогрев участников, установление контакта между ними;

Содержание:

Участники здороваются, соприкоснувшись  локтями.

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли  свободно ходить по помещению.

Попросите участников встать в круг. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

- каждый «номер первый»  складывает руки за головой,  так чтобы локти были направлены  в разные стороны; 

- каждый «номер второй»  упирается руками в бедра так,  чтобы локти также были направлены  вправо и влево; 

- каждый «номер третий»  кладет левую руку на левое  бедро, правую руку – на  правое колено, при этом руки  согнуты, локти отведены в стороны;

- каждый «номер четвертый»  держит сложенные крест-накрест  руки на груди (локти смотрят  в стороны).

Скажите участникам, что  на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно  большим числом членов группы, просто назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями.

Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы  вместе оказались соответственно все  первые, вторые, третьи и четвертые  номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы [2].

Время проведения: 10 мин.

2)Упражнение «Качества»

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Каждый должен написать 10 положительных  и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует  обратить внимание на первые и последние  качества.

Время проведения: 15 мин.

3) Упражнение «Последний герой»

Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика.

Материалы: Карточки с ролями для двух групп.

Ход упражнения:

  1. Выбирают десять добровольцев (1-я группа).
  2. Члены 1-й группы выходят с тренером из комнаты и получают роли и инструкцию.
  3. Оставшиеся участники (2-я группа) становятся в круг и тоже получают роли и инструкцию.
  4. Игровое время.
  5. Обратная связь.

Задание:

1-я группа: «Вы – пассажиры корабля, получившего пробоину; на обломках корабля вы подплываете к красивому острову, который оказался неподалеку, – здесь вам, возможно, придется остаться надолго. Ваша задача попасть на остров, т.е. в круг. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием роли себе на грудь); в роль необходимо вжиться и вести себя в соответствии с ней. Каждый сам решает, каким образом он пройдет в круг. Объединяться нельзя».

2-я группа: «Вы – жители острова, ваши предки жили тут с незапамятных времен. На острове у вас есть все, что нужно, вы не голодаете, но и не имеете излишков. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием своей роли себе на грудь), вам хорошо и дружно вместе. Но вот на ваш остров приплыл корабль, и, возможно, его пассажиры захотят остаться здесь. Каждый из вас решает сам, пустить кого-нибудь на остров или нет».

Участники 2-й группы поворачиваются спиной к центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение  кого-нибудь пропустить, разворачивается  лицом в центр и не участвует  в дальнейшей игре. При этом если «островитяне» не согласны с его  решением, они могут «прогнать» своего соседа с острова (расцепиться с  ним, вытолкнуть его за пределы круга  и вновь сомкнуться).

Примеры ролей для пассажиров:

  • домохозяйка
  • матрос
  • потребитель наркотиков
  • судья
  • коммивояжер
  • секс-работница
  • капитан корабля
  • школьник из маленького города и другие

Примеры ролей для островитян:

  • холостой фермер
  • школьник
  • пенсионер
  • многодетная мать
  • судья
  • дворник
  • полицейский
  • глава муниципалитета и другие.

Тренер наблюдает за ходом игры.

Обсуждение:

Тренер задает вопросы:

  1. Что чувствовали:
    • а) пассажиры, проникшие в круг;
    • б) пассажиры, оставшиеся вне круга;
    • в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших крушение;
    • г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;
    • д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».
  2. Как и какие изменения происходили в жизни на острове? С чем это связано?

Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.

Время проведения: 35 мин.

 

  1. Занятие «Я и Оно»

Цель: идентификация себя с другими.

Время проведения: 65 мин.

Оборудование  и материалы: нет.

  1. Игра «Переходы»

Встаньте в круг, лицом к центру круга. Обратите внимание на цвет волос  каждого из вас. Сейчас по моей команде  вам нужно будет сесть таким  образом, чтобы крайнее правое место  занял участник с самыми тёмными  волосами. Рядом с ним должен расположиться  тот, у кого волосы немного светлей, а крайнее левое место займёт тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. По моей команде вам нужно будет  сесть на соответствующие места. Тот, кто, нарушает порядок, выбывает из игры. (Проводить не более 3-х раз).

Время проведения: 10 мин.

  1. Упражнение «Я-реальное и Я-идеальное»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздаются  по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий  просит нарисовать себя в «двух ипостасях» – Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

  • Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?
  • Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

Время проведения: 25 мин.

  1. Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»

Цель: Осознание собственной идентичности.

Этапы игры: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями.

Обсуждение игры:

  1. Что легче сделать: рассказать о себе или о других?
  2. Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?
  3. Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?
  4. В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?

Время проведения: 30 мин.

 

  1. Занятие «Мнения»

Цель: развить умение высказывать мнения о себе и других.

Время проведения: 80 мин.

Оборудование  и материалы: бумага, ручки (упр.4).

  1. Игра «Найди свое место»

Всем участникам завязывают глаза, разводят в разные стороны на недалекое  расстояние. Предлагают построиться  в одну шеренгу по росту.

Время проведения: 10 мин.

  1. Упражнение «Моё имя»

Цель: Идентификация со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Материал: Не требуется.

Психолог говорит, что  для каждого человека его имя  – самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая  лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно  не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо  в горах. Давайте это сделаем. Ведущий задает вопросы, а дети по очереди отвечают.

  • Тебе нравится твое имя?
  • Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка