Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель исследования. Исследование взаимосвязи уровня агрессии и самооценки личности.
Задачи исследования.
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме агрессии и самооценки.
Изучить особенности самооценки и уровень агрессивности личности в юношеский период.
Определить связь самооценки с агрессивностью.
Разработать программу личностного развития для лиц юношеского возраста.
Введение
1. Теоретические аспекты проявления агрессии и самооценки личности
Понятие агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
1.2 Самооценка как компонент самосознания; структура и проявления
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование агрессии и самооценки
Методы и методики исследования
Анализ полученных результатов
Программа личностного развития в юношеский период
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Aggression and social status
Coevals do not love aggressive children and often hang the label of most «unpleasant on them» (Dodge, 1983; Dodge, Coie & Brakke, 1982; Dubow, 1988; Наrtup, Glazer & Charlesworth, 1967; Lyons, Serbin & Marchessault, 1988; McGuire, 1973; Perry, Kusel & Perry, 1988; Shantz, 1986). Which and Кupershmydt (Coie & Kupersmidt, 1983) explored dependence between an aggressiveness and social status on the selections of acquaintances between itself and unknown children. Setting social status of students of fourth classes (the reviews of their class-mates served by basis), researchers invited boys - both acquaintances between itself (that all - from the same class) and unknown (for example, all - from different schools) - after schools employments to take part in the command game. In complete accordance with the results of other experiments, schoolboys which were estimated by the coevals as most «unpleasant», in intercourse with coevals more frequent demonstrated the social conduct, both verbal (threats, curses) and physical (shots, kicks), causing hostility. In obedience to the reports of other members of their commands, the most «unpleasant» showed most unsociability and most willingness to fight also. In most cases, regardless of whether a student played with the acquainted or unknown boys, his social status in a playing group was the same, as in a class. Although until now there is no adequate information testifying to the presence of hard prychynno-oledstvennoy svyazy between an aggressiveness and social status among coevals, this experiment showed all the same, what hostility of coevals, and aggressiveness are the parameters saved in different situations, that, if a child is aggressive and unfavourite at school, he probably will be aggressive and unfavourite in other environment.
The information resulted higher would allow to us to assume that the child rejected by coevals must be a very unpleasant subject with a few of friends.
However optionally, that child to which some coevals belong hostilely, will ignore absolutely all children. Actually a child which one group does not adopt can get approval from the side of other group and, moreover, to play in her important role. Кeyrns and his colleagues (Cairns, Cairns, Neckerman, Gest & Gariepy, 1988) asserts that aggressive children will be plugged in tasks forces with the same probability, as well as their non-aggressive coevals, but here aggressive children will get in groups consisting of the same aggressive children. Researchers, conducting questioning and testing over 600 students fourth and seventh classes, discovered that schoolboys and schoolgirls with the high level of aggression were named as the best friends by the same amount of coevals, what less aggressive; similarly often named them the members of tasks forces. Nevertheless, as well as was assumed, aggressive children are inclined to team up with so aggressive coevals. Summing up, say, that:
«... hostility from the side of the separately taken coevals does not mean rejecting by whole society or complete isolation from social structures. From teenagers with the high level of aggression many yearlings can be turned away, but the relations which are set at aggressive teenagers with some coevals appear no less important, by what relations of …»- (Cairns & others, 1988).
So, vzaymootnoshenyya of little Martin with coevals probably will be next lessons for the purpose efficiency of aggressive conduct.
Also, fully probably, he can discover that he is uneasy to become the member of task force and that more frequent than all he has to play with pretty aggressive children.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. В этом разделе мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми, приобретает навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная реакция ребенка на сверстников.
Научение агрессивным действиям
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры -- в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред -- фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр (Humphrey & Smith, 1987).
Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посещавших дошкольные учреждения, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью (Belsky & Steinberg, 1978; Haskins, 1985). Хаскинс (Haskins, 1985) сообщает, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками (например, в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях (например, в школе).
Агрессия и социальный статус
Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных» (Dodge, 1983; Dodge, Coie & Brakke, 1982; Dubow, 1988; Наrtup, Glazer & Charlesworth, 1967; Lyons, Serbin & Marchessault, 1988; McGuire, 1973; Perry, Kusel & Perry, 1988; Shantz, 1986). Кои и Купершмидт (Coie & Kupersmidt, 1983) исследовали зависимость между агрессивностью и социальным статусом на выборках знакомых между собой и незнакомых детей. Установив социальный статус учеников четвертых классов (основой послужили отзывы их одноклассников), исследователи пригласили мальчиков -- как знакомых между собой (то есть все -- из одного и того же класса), так и незнакомых (например, все -- из разных школ) -- после школьных занятий принять участие в командной игре. В полном соответствии с результатами других экспериментов, школьники, которые оценивались своими сверстниками как «самые неприятные», в общении со сверстниками чаще демонстрировали социальное поведение, как вербальное (угрозы, ругательства), так и физическое (удары, пинки), вызывающее неприязнь. Согласно сообщениям других членов их команд, «самые неприятные» проявляли также наибольшую неуживчивость и наибольшую готовность подраться. В большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со знакомыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же, как в классе. Хотя до сих пор нет адекватных данных, свидетельствующих о наличии жесткой причинно-оледственной связи между агрессивностью и социальным статусом среди сверстников, этот эксперимент все-таки продемонстрировал, что и неприязнь сверстников, и агрессивность -- параметры, сохраняющиеся в различных ситуациях, то есть, если ребенок агрессивен и нелюбим в школе, он скорее всего будет агрессивен и нелюбим и в другой окружающей обстановке.
Приведенные выше данные могли бы позволить нам предположить, что отвергаемый сверстниками ребенок должен быть весьма неприятным субъектом с малым количеством друзей.
Однако необязательно, что ребенка, к которому неприязненно относятся некоторые сверстники, будут игнорировать абсолютно все дети. Фактически ребенок, которого не принимает одна группа, может получать одобрение со стороны другой группы и, более того, играть в ней важную роль. Кэйрнс и его коллеги (Cairns, Cairns, Neckerman, Gest & Gariepy, 1988) утверждают, что агрессивные дети будут включены в социальные группы с такой же вероятностью, как и их неагрессивные сверстники, но при этом агрессивные дети попадут в группы, состоящие из таких же агрессивных детей. Исследователи, проведя опрос и тестирование свыше 600 учащихся четвертых и седьмых классов, обнаружили, что школьников и школьниц с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих лучших друзей такое же количество сверстников, что и менее агрессивных; их так же часто называли членами социальных групп. Тем не менее, как и предполагалось, агрессивные дети склонны объединяться со столь же агрессивными сверстниками. Резюмируя, скажем, что:
«...неприязнь со стороны отдельно взятых сверстников не означает отвержения целым обществом или полную изоляцию от социальных структур. От подростков с высоким уровнем агрессии могут отворачиваться многие одногодки, но отношения, которые устанавливаются у агрессивных подростков с некоторыми сверстниками, представляются не менее важными, чем отношения неагрессивных»- (Cairns & others, 1988).
Итак, взаимоотношения маленького Мартина со сверстниками, скорее всего, будут очередными уроками на предмет эффективности агрессивного поведения.
Также, вполне вероятно, он может обнаружить, что ему нелегко стать членом социальной группы и что чаще всего ему приходится играть с довольно агрессивными детьми.
Информация о работе Взаимосвязь уровня агрессии и самооценки личности