Взаимосвязь мотивации и самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки и уровня мотивации достижения успеха.
Гипотеза: людям с адекватной самооценкой свойственен средний уровень мотивации достижения успеха.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ №37 г. Кемерово. Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая сущность самооценки и мотивации……………………...4
1.1 Понятие, виды мотивации ……………………………………………………..4
1.2Понятие, параметры самооценки……………………...………………………9
Глава2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации……………………………………………………………………..…….15
2.1 Организация и методики исследования………………………………………15
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и мотивации...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь мотивации и самооценки+мет2.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретическая сущность самооценки и мотивации……………………...4

1.1 Понятие, виды  мотивации ……………………………………………………..4

1.2Понятие, параметры самооценки……………………...………………………9

Глава2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации……………………………………………………………………..…….15

2.1 Организация и методики исследования………………………………………15

2.2 Анализ результатов исследования  взаимосвязи самооценки и мотивации...19

Заключение………………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………………23

Введение

 

       Наиболее значимым  для развития самооценки, уровня  притязаний и мотивации достижения  успеха является подростковый  возраст. Невнимание к тому, как  оно происходит, недостаточная исследованность  особенностей развития этих личностных качеств, может стать причиной неполной реализации школьниками своих возможностей в более старшем возрасте.

      Самооценка, т.е. оценка  личностью самого себя, своих  возможностей, качеств и места  среди других людей, являясь  регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности.

      А. Маслоу рассматривает  обучение как процесс, продолжающийся  всю жизнь и не ограниченный  стенами учебного класса.

      Проблемами формирования  самооценки, уровня притязаний и  мотивации достижения успеха занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: Р.Бернс, А.В.Брушлинский, Л.И. Божович, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, ПЯ. Гальперин, Б.В. Зейгарник., А.В.Захарова, Е.П. Ильин, И.С.Кон, Т. В. Корнилова, А.Н.Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.С.Мухина, М. Ш. Магомед-Эминов,  Л.Ф. Обухова, А.Ц.Пуни, И. М. Палей, К. Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Х. Хекхаузен, В.Д.Шадриков, Д.Б. Эльконин и многие другие.

      Объект исследования: личностная сфера человека.

      Предмет исследования: самооценка и уровень мотивации достижения успеха.

      Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки  и уровня мотивации достижения  успеха.

      Гипотеза: людям с  адекватной самооценкой свойственен  средний уровень мотивации достижения  успеха.

    Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ №37 г. Кемерово.  Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.

 

Глава 1 Теоретическая  сущность самооценки и мотивации

1. Понятие,  виды  мотивации

 

    Мотив - побуждение к  деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность- мотивацию.

      Каждый человек  имеет возможность свободно создавать  свой собственный стиль жизни.  Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация - «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели» [4,89].

      Потребности представляют  тот фундамент, на котором строится  все поведение и вся психическая  деятельность человека. Активность  поведения обусловлена наличием  потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность [5, 67].

      А. Маслоу считал, что человек - существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго [6].

       Маслоу считал  потребности человека врожденными  и организованными в иерархическую  систему, в основе которой он  ставил принцип актуализации  потребностей более высоких уровней  по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Например, физиологические потребности должны быть достаточно удовлетворены ещё до того, как возникнут потребности в безопасности, и т. д.

      Иерархия потребностей, согласно А. Маслоу, выглядит следующим  образом:

      1) физиологические  потребности;

      2) потребности безопасности  и защиты;

      3) потребности в  принадлежности и любви;

      4) потребности в  признании;

      5) потребности самоактуализации.

      Удовлетворение потребности  в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния [6,154].

      Мотивация достижения  является одним из видов мотивации,  определяющих творческое, инициативное  отношение человека к делу  и влияющих как на характер, так и на качество выполнения  труда.

     Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. У человека есть два разных мотива - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения [7,145].

      Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [11,128].

      Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут к главной, пусть даже очень отдаленной цели.

 

      Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение [9,97].

      М. Ш. Магомед-Эминов  определяет мотивацию достижения  как функциональную систему интегрированных  воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

      Важной особенностью  мотивации человека является  двухмодальное, положительно - отрицательное  её строение. Эти две модальности  побуждений проявляются в относительно  различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды, то есть в виде стремления к чему-либо или избегания, в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания.  Эмоциональные переживания, пишет В. К. Вилюнас, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности открываются субъекту, указывая на соответствующие им предметы и воздействия [2,167].

      Важное значение  эмоций заключается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека практически постоянно одновременно проявляются мотивационные факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха - неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта, оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности» [2,78].

      Эмоции успеха  - неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются  на констатирующие, предвосхищающие  и обобщающие. Констатирующая -сопровождает  отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная - ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха - неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение. Обобщенная эмоция успеха - неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач [2, 214].

      Кроме того, мотивация рассматривается и как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности .

 

2.  Понятие,  параметры самооценки

      Самооценка является  сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [8,145]. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности, самооценке принадлежит особо важное место.

      Самооценка связана  с одной из центральных потребностей  человека -потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются  тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей [3, 165].

      Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности, личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

      В соответствии  с привычным целостным восприятием  человека о единстве его чувств, ума и воли, проявления самооценки  могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

      Самооценка не  есть нечто данное, изначально  присущее личности. Само формирование  самооценки происходит в процессе  деятельности и межличностного  взаимодействия. Социум в значительной  степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации. [6,197].

      Развивается самооценка  путем постепенного погружения внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.

      Ведущим мотивом  в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для  молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку [9,175].

Информация о работе Взаимосвязь мотивации и самооценки