Взаимосвязь мотивации и самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки и уровня мотивации достижения успеха.
Гипотеза: людям с адекватной самооценкой свойственен средний уровень мотивации достижения успеха.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ №37 г. Кемерово. Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая сущность самооценки и мотивации……………………...4
1.1 Понятие, виды мотивации ……………………………………………………..4
1.2Понятие, параметры самооценки……………………...………………………9
Глава2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации……………………………………………………………………..…….15
2.1 Организация и методики исследования………………………………………15
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и мотивации...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь мотивации и самооценки+мет2.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

      После проведения  исследования и обработки данных, получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

      Таблица 1

Результаты исследования самооценки и мотивации

 

|№п/п         |Результаты  исследования самооценки                        |Результаты исследования                                          |

|             |                                                          |мотивации достижения успеха                                      |

|1            |адекватная                                                |средний                                                          |

|2            |заниженная                                                |низкий                                                           |

|3            |заниженная                                                |средний                                                          |

|4            |завышенная                                                |высокий                                                          |

|5            |адекватная                                                |средний                                                          |

|6            |адекватная                                                |средний                                                          |

|7            |заниженная                                                |средний                                                          |

|8            |завышенная                                                |средний                                                          |

|9            |адекватная                                                |средний                                                          |

|10           |заниженная                                                |низкий                                                           |

|11           |завышенная                                                |высокий                                                          |

|12           |завышенная                                                |высокий                                                          |

|13           |завышенная                                                |высокий                                                          |

|14           |адекватная                                                |высокий                                                          |

|15           |адекватная                                                |средний                                                          |

|16           |завышенная                                                |высокий                                                          |

|17           |адекватная                                                |высокий                                                          |

|18           |адекватная                                                |средний                                                          |

|19           |адекватная                                                |высокий                                                          |

|20           |заниженная                                                |низкий                                                           |

|21           |заниженная                                                |низкий                                                           |

|22           |адекватная                                                |средний                                                          |

|23           |адекватная                                                |средний                                                          |

|24           |завышенная                                                |высокий                                                          |

|25          |адекватная                                                |средний                                                          |

|26           |адекватная                                                |средний                                                          |

|27           |адекватная                                                |средний                                                          |

|28           |адекватная                                                |средний                                                          |

|29           |заниженная                                                |средний                                                          |

|30           |адекватная                                                |средний                                                          |

 

   Уровень выраженности мотива  достижения успеха у подростков  старшего школьного возраста  изучался с помощью методики  «Мотивация к успеху» Т. Элерса. В ходе проведения исследования  с помощью данной методики были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно  17 человек (57 %) имеют средний уровень мотивации к достижению успеха, у 9 подростков (30%) выявлен высокий уровень мотивации к достижению успеха и у 4 испытуемых (13%) низкий уровень мотивации к достижению успеха.

      Результаты исследования  самооценки испытуемых распределились  следующим образом: адекватная  самооценка у 16 подростков, что  составляет 53%, завышенная самооценка  выявлена у 7 испытуемых, это 23,5%, заниженная самооценка тоже составляет 23,5%  (7ребят).

 

      Вывод:

      В процессе нашего  исследования гипотеза о том,  что подросткам с адекватной  самооценкой свойственен средний  уровень мотивации достижения  успеха, подтвердилась. Средний и  высокий уровень мотивации на  успех говорит о том, что подростки предпочитают средний уровень риска, а это свойственно людям с адекватной самооценкой, способными правильно оценить свои способности и мобилизоваться при неудачах.

      Кроме того мы  можем наблюдать, что у подростков  с низким уровнем мотивации достижения успеха - заниженные самооценки.

      Таким образом,  самооценка, являясь специфическим  индивидуально-личностным образованием  и представляет собой направленный  побудитель и регулятор поведения  и деятельности, она обуславливает отношение к успехам и неудачам и существенным образом влияет на эффективность деятельности человека.

 

Заключение

 

      Проведя данную  работу, мы убедились в том,  что существует взаимосвязь между  мотивом достижения успеха и  самооценкой, в данном случае  испытуемых подростков старшего школьного возраста.

      Мотив - это одно  из главных понятий, с помощью  которого раскрывается природа  человеческих действий, их сущность. Мотивы формируются в раннем  детстве и значительное влияние  на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива и семья. Он выступает важным компонентом психологической структуры любой деятельности, ее движущей силой.

      В развитии мотивации  достижения успеха важную роль  играет самооценка, являющаяся сердцевиной  личности, важнейшим органом, регулирующим  поведение и деятельность человека.

      В ходе нашего исследования  установлено, что у подростков, ориентированных на успех, чаще  преобладают адекватные самооценки, а у индивидов, ориентированных  на неудачу, - нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи.

      Слишком высокая самооценка приводит  к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии.

      Самооценка влияет на восприятие  человеком самого себя, на его  поведение в самых разных ситуациях.

Список  литературы

 

1.Бернс,  Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р.Бернс.- М.: Мысль, 2004. - 420с. - ISBN 5-3256-0284-4.

2.Вилюнас,  В.К. Психологические механизмы  мотивации человека [Текст] / В.К.Вилюнас. - М.:  Мысль, 2003. - 214с. - ISBN 5-219-00165- 3.

3.Захарова, А.В. Психология формирования  самооценки [Текст] / А.В.Захарова. - СПб.: Питер, 2000. - 320с. - ISBN 5-8046-0176-8.

4.Зейгарник,  Б.В. Теории личности в зарубежной  психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник.- М.:  Мысль, 2004. - 256с. - ISBN 5-548-00245-6.

5.Ильин,  Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. – 258с.- ISBN 5-5347-0011-5.

6.Леонтьев, А.Н. Избранные психологические  произведения [Текст] / А.Н.    Леонтьев. - М.:  Мысль, 2006. - 458с. - ISBN 5-264-00478-3.

7.Маслоу, А.  Мотивация и личность [Текст] / А.  Маслоу. - СПб.: Питер, 2007. – 341с.-ISBN 5-5148-0014-3.

8. Немов,  Р. С. Психология [Текст] / Р. С.  Немов. - М.:  Мысль, 2005. - 324с. - ISBN 5-691-00268-6.

9.Ремшмидт, X. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - СПб.: Питер, 2001. - 130с. - ISBN 5-8025-0158-8.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712с. - ISBN 5-314-00016-4.

11.Хекхаузен,Х.  Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2006. -245с. - ISBN 5-158-00189-8.


Информация о работе Взаимосвязь мотивации и самооценки