Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки и уровня мотивации достижения успеха.
Гипотеза: людям с адекватной самооценкой свойственен средний уровень мотивации достижения успеха.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ №37 г. Кемерово. Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая сущность самооценки и мотивации……………………...4
1.1 Понятие, виды мотивации ……………………………………………………..4
1.2Понятие, параметры самооценки……………………...………………………9
Глава2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации……………………………………………………………………..…….15
2.1 Организация и методики исследования………………………………………15
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и мотивации...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.
В западной психологии
к изучению самооценки
Понятие самооценки было
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Я-концепция рассматривается
Так как образов Я очень много (реальное, идеальное, зеркальное и др.), считается, что высокая степень совпадения Я-реального с Я-идеальным есть важный показатель психического здоровья и высокой самооценки. При формировании самооценки важно, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности существенно влияют на формирование самооценки : чем больше достижения, тем выше самооценка [1,78].
Немецкий психиатр Х. Ремшмидт
пишет о Я-концепции как о
динамической психологической
Под влиянием оценки
Если человек недооценивает
Неадекватная самооценка
В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.
Слишком высокая
самооценка приводит к тому, что
человек переоценивает себя и
свои возможности. В
Знать самооценку
человека очень важно для
Особенности самооценки
влияют и на эмоциональное
состояние, и на степень
Известно несколько путей оценивая себя индивидом:
1. Оценка себя путем
сопоставления уровня
2. Оценка себя через
сравнение себя с другими.
3. Оценка себя путем
интериоризации чужих оценок. Представление
человека о себе во многом
зависит от того, как оценивают
его окружающие. Под влиянием
благоприятных мнений
4. Оценка себя через сравнение себя с самим собой.
5. Оценка себя через сравнение «Я- реального» и «Я - идеального».
Таким образом,
оценивание можно
Итак мы видим,
что жизненные обстоятельства
дают возможность для
Но как доказано
теоретически и практически,
Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации
2.1 Организация и методики исследования
Целью экспериментальной
работы было изучение
Исследование проводилось на базе МОУ №37 г. Кемерово. Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.
Объектом исследования
является личностная сфера
В своей гипотезе мы предположили, что подросткам с адекватной самооценкой свойственен средний уровень мотивации достижения успеха. Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Методика диагностики
личности на мотивацию к
Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Инструкция: «Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
Стимульный материал:
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе
я более строг, чем по
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие - это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги
считают меня дельным
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без
вдохновения, это обычно заметн
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я
обычно радуюсь, что скоро
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег
33. Бессмысленно
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Обработка результатов: По 1 баллу за ответы «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41
По 1 баллу начисляется за ответы «нет» на следующие вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39, ответы на вопросы: 1, 11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются.
Анализ результата.
от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху
от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации
от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации
21 балл и выше - слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Методика определения
Инструкция. Ниже
нарисованы лесенки,
Обработка результатов.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно - адекватная самооценка, и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы -неадекватная самооценка.
2.2 Анализ результатов
исследования взаимосвязи
Исследования показали,
что люди, умеренно и сильно
ориентированные на успех,
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.