Взаимосвязь мотивации и самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки и уровня мотивации достижения успеха.
Гипотеза: людям с адекватной самооценкой свойственен средний уровень мотивации достижения успеха.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ №37 г. Кемерово. Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретическая сущность самооценки и мотивации……………………...4
1.1 Понятие, виды мотивации ……………………………………………………..4
1.2Понятие, параметры самооценки……………………...………………………9
Глава2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации……………………………………………………………………..…….15
2.1 Организация и методики исследования………………………………………15
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи самооценки и мотивации...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь мотивации и самооценки+мет2.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

      Знания, накопленные  человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности.

      В западной психологии  к изучению самооценки обращали  взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса представление об актуализации идеального - Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

      Понятие самооценки было детально  исследовано Р.Бернсом. Ученый рассматривал самооценку в составе системы, известной как «Я-концепция личности». По мнению Бернса Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [1,57].

      Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

      Я-концепция рассматривается как  динамическая совокупность личностных  установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно меняется, поскольку и сама личность изменяется, меняются ее представления о себе и отношение к себе.

      Так как образов Я очень  много (реальное, идеальное, зеркальное  и др.), считается, что высокая степень совпадения Я-реального с Я-идеальным есть важный показатель психического здоровья и высокой самооценки. При формировании самооценки  важно, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности существенно влияют на формирование самооценки : чем больше достижения, тем выше самооценка [1,78].

      Немецкий психиатр Х. Ремшмидт  пишет о Я-концепции как о  динамической психологической величине, зависящей от изменений социального окружения и общественных отношений. Развивается под влиянием первичного опыта социализации в семье, в дальнейшем все большее значение приобретают внесемейные факторы. Я-концепция - результат взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных влияний в ходе развития. Это основа чувства самоценности, весьма важного для формирования поведения человека и восприятия им собственного положения в обществе.

      Под влиянием оценки окружающих  у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний [3,46].

      Если человек недооценивает себя  по сравнению с тем, что он  в действительности есть, то у  него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

      Неадекватная самооценка осложняет  жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

      В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.

      Слишком высокая  самооценка приводит к тому, что  человек переоценивает себя и  свои возможности. В результате  этого у него возникают необоснованные  претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.

      Знать самооценку  человека очень важно для установления  отношений с ним, для нормального  общения, в которое люди, как  социальные существа, неизбежно включаются [3,46].

      Особенности самооценки  влияют и на эмоциональное  состояние, и на степень удовлетворенности  своей работой, учебой, жизнью, и  на отношения с окружающими.

      Известно несколько  путей оценивая себя индивидом:

    1. Оценка себя путем  сопоставления уровня притязаний  с объективными результатами  своей деятельности.

    2. Оценка себя через  сравнение себя с другими. Оценивая  себя, индивид вольно или невольно  сравнивает себя с другими,  учитывая не только собственные достижения, но и социальную ситуацию в целом.

    3. Оценка себя путем  интериоризации чужих оценок. Представление  человека о себе во многом  зависит от того, как оценивают  его окружающие. Под влиянием  благоприятных мнений самооценка  повышается, неблагоприятных понижается.

    4.  Оценка себя через  сравнение себя с самим собой.

    5. Оценка себя через  сравнение «Я- реального» и «Я - идеального».

      Таким образом,  оценивание можно рассматривать  на двух уровнях: через соотнесение  самого себя с другими людьми, т.е. «Я и другой»; соотнесение происходит в рамках «Я и Я».

       Итак мы видим,  что жизненные обстоятельства  дают возможность для постоянного  изменения самооценки, её укреплению, т.е. быть средством самоутверждения.  Всё это приводит к изменению  содержания, способа выработки самооценки и меры её участия в регуляции поведения. Этому мы находим подтверждение у многих авторов. Например, в работах В.Сатир: «К счастью для нас для всех, существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, поскольку формирование самооценки происходит постоянно на протяжении всей жизни».

      Но как доказано  теоретически и практически, человек  с заниженной самооценкой будет  переживать любую неудачу глубже  и тяжелее, чем уверенный в  себе человек. Поэтому основная  функция самооценки в психической жизни личности в том, что выступает в качестве необходимого внутреннего условия регуляции поведения и деятельности, для установления конструктивного взаимодействия человека с самим собой и с социальным окружением [10,47].

      Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

 

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации

2.1 Организация  и методики исследования

 

      Целью экспериментальной  работы было изучение взаимосвязи  самооценки и уровня мотивации  достижения успеха школьников.

    Исследование проводилось  на базе МОУ №37 г. Кемерово.  Количество испытуемых 30 человек, ученики 10 класса.

       Объектом исследования  является личностная сфера подростка,  а  предметом самооценка и  уровень мотивации достижения  успеха школьниками подросткового  возраста.

      В своей гипотезе  мы предположили, что подросткам с адекватной самооценкой свойственен средний уровень мотивации достижения успеха. Для проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и методика определения самооценки   (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн).

 

      Методика диагностики  личности на мотивацию к успеху  Т. Элерса предназначена для  диагностики мотивационной направленности  личности на достижение успеха.

 

      Стимульный материал  представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

      Инструкция:  «Вам  будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

      Стимульный материал:

    1. Когда имеется выбор  между двумя вариантами, его лучше  сделать быстрее, чем отложить  на определенное время.

    2. Я легко раздражаюсь,  когда замечаю, что не могу  на все 100 % выполнить задание.

    3. Когда я работаю,  это выглядит так, будто я  все ставлю на карту.

    4. Когда возникает проблемная  ситуация, я чаще всего принимаю  решение одним из последних.

    5. Когда у меня два  дня подряд нет дела, я теряю  покой.

    6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

    7. По отношению к себе  я более строг, чем по отношению  к другим.

    8. Я более доброжелателен, чем другие.

    9. Когда я отказываюсь  от трудного задания, я потом  сурово осуждаю себя, так как  знаю, что в нем я добился бы успеха.

   10. В процессе работы я  нуждаюсь в небольших паузах  для отдыха.

   11. Усердие - это не основная  моя черта.

   12. Мои достижения в труде  не всегда одинаковы.

   13. Меня больше привлекает  другая работа, чем та, которой  я занят.

   14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

   15. Я знаю, что мои коллеги  считают меня дельным человеком.

   16. Препятствия делают мои  решения более твердыми.

   17. У меня легко вызвать  честолюбие.

   18. Когда я работаю без  вдохновения, это обычно заметно.

   19. При выполнении работы  я не рассчитываю на помощь  других.

   20. Иногда я откладываю  то, что должен был сделать  сейчас.

   21. Нужно полагаться только  на самого себя.

   22. В жизни мало вещей,  более важных, чем деньги.

   23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем    другом не думаю.

   24. Я менее честолюбив, чем  многие другие.

   25. В конце отпуска я  обычно радуюсь, что скоро выйду  на работу.

   26. Когда я расположен  к работе, я делаю ее лучше  и квалифицированнее, чем другие.

   27. Мне проще и легче  общаться с людьми, которые могут  упорно работать.

   28. Когда у меня нет  дел, я чувствую, что мне не  по себе.

   29. Мне приходится выполнять  ответственную работу чаще, чем  другим.

   30. Когда мне приходится  принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

   31. Мои друзья иногда считают  меня ленивым.

   32. Мои успехи в какой-то  мере зависят от моих коллег

   33. Бессмысленно противодействовать  воле руководителя.

   34. Иногда не знаешь, какую  работу придется выполнять.

   35. Когда что-то не ладится,  я нетерпелив.

   36. Я обычно обращаю мало  внимания на свои достижения.

   37. Когда я работаю вместе  с другими, моя работа дает  большие результаты, чем работы  других.

   38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

   39. Я завидую людям, которые  не загружены работой.

   40. Я не завидую тем,  кто стремится к власти и  положению.

   41. Когда я уверен, что  стою на правильном пути, для  доказательства своей правоты  я иду вплоть до крайних  мер.

      Обработка результатов: По 1 баллу за ответы «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41

 По 1 баллу начисляется за  ответы «нет» на следующие  вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39, ответы  на вопросы: 1, 11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются.

      Анализ результата.

от 1 до 10 баллов - низкая мотивация  к успеху

от 11 до 16 баллов - средний уровень  мотивации

от 17 до 20 баллов - умеренно высокий  уровень мотивации

21 балл и выше - слишком высокий  уровень мотивации к успеху.

 

   Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

      Инструкция. Ниже  нарисованы лесенки, обозначающие  здоровье, умственное развитие, характер  и счастье. Если условно на  этих лесенках (из 9 ступеней) расположить  людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

      Обработка результатов.

      Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно - адекватная самооценка, и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы -неадекватная самооценка.

 

2.2 Анализ результатов  исследования взаимосвязи самооценки  и мотивации

      Исследования показали, что люди, умеренно и сильно  ориентированные на успех, предпочитают  средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают  малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

      К тому же людям,  мотивированным на успех и  имеющим большие надежды на  него, свойственно избегать высокого  риска.

      Те, кто сильно  мотивирован на успех и имеют  высокую готовность к риску,  реже попадают в несчастные  случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Информация о работе Взаимосвязь мотивации и самооценки