Пути и уровни читательского развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Кардинально меняющаяся социокультурная и образовательная среда в условиях информатизации общества существенно повлияла на важнейший её ресурс - культуру чтения, уровень которой определяет личностный и профессиональный рост человека. Современное состояние в читательской культуре характеризуется снижением качества чтения, что подтверждается данными ВЦИОМ, PISA (Programme for International Student Assessment) и другими исследованиями.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы читательского развития

Глава 2 Читательское развитие детей

Глава 3 Технологический подход к читательскому развитию взрослых читателей

Вывод

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат катя.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный университет культуры и искусств 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 
 
 
 

На тему : Пути и уровни читательского развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20.05.2010

Содержание  
 
 
 

Введение  

Глава 1 Теоретические основы читательского развития  

Глава 2 Читательское развитие детей 

Глава 3 Технологический подход к читательскому развитию взрослых читателей 

Вывод 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Кардинально меняющаяся социокультурная и образовательная среда в условиях информатизации общества существенно повлияла на важнейший её ресурс - культуру чтения, уровень которой определяет личностный и профессиональный рост человека. Современное состояние в читательской культуре характеризуется снижением качества чтения, что подтверждается данными ВЦИОМ, PISA (Programme for International Student Assessment) и другими исследованиями. Изменение ситуации возможно на основе стратегий системного типа в обучении, воспитании и развитии читателя. Для этого необходим целостный подход в осмыслении данной проблемы на междисциплинарном уровне. Однако вопросы чтения находятся в сфере интересов разных наук, обособленных друг от друга и направленных на достижение собственных целей. Богатейший материал, полученный каждой из них, не обобщается в качестве знания, значимого и для других наук. Острая необходимость осмысления и обобщения разнородного междисциплинарного знания о чтении требует синтеза научных представлений о разных его аспектах на иной теоретико-методологической основе, что обусловлено рядом факторов. Усиливается противоречие между интенсивным развитием информационных технологий, способных обеспечить оперативный доступ к любой информации в неограниченных объемах, и психофизиологическими возможностями ее восприятия, осмысления, понимания и оценки читателем. Психические механизмы процесса чтения остаются практически без изменений по скорости и качеству усвоения и переработки информации. Мало меняется стратегия психолого-педагогического сопровождения читательского развития. В общественном сознании изменился ценностный статус чтения из-за экспансии экранной и компьютерной культур. Уменьшается количество взрослых, обладающих высокой читательской культурой и способных передавать её.

   Профессиональное  читательское сообщество озаботилось деформацией культуры чтения - основы развития личности, её интеллектуально-эмоционального, эстетического и духовного потенциала. Активизировалось движение по преодолению негативных тенденций в читательской социализации. Организованы Центры чтения при библиотеках. Созданы общественные организации: Русская ассоциация чтения, Русская школьная библиотечная ассоциация; научные секции «Психология и педагогика чтения» при Российском психологическом обществе, отделения Международной ассоциации чтения. Несколько лет обсуждалась национальная программа поддержки и развития чтения и велась ее разработка, текст которой опубликован в конце 2006 года. Существенно обогатились информационные ресурсы в читателеведении: появились новые журналы, в которых печатается разнообразный материал по чтению; проводятся конференции, научно-практические семинары, круглые столы, мастер-классы, родительские собрания. Такая деятельность не только стимулирует интерес к чтению, но и приводит к увеличению информационных ресурсов, усиливая информационный хаос. Огромный массив эмпирического материала, разнородный по характеру и трудно сопоставимый, требует анализа, обобщения и уплотнения на концептуальных основах интегрирующего типа.

   Читатель  должен стать предметом познания как целостное структурное образование, включающее в себя разные грани развития (генетическое, биологическое, социальное, культурно-историческое, психологическое и сугубо личностное, приобретенное в процессе жизни), так как развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Осваивая ее, он испытывает значительные трудности в формировании личностного мира чтения. Задача библиотекарей и других субъектов, участвующих в читательской социализации, заключается в том, чтобы, учитывая особенности индивида, помочь индивидуальному становлению личности человека как читателя. Знание теоретических, технологических и организационных основ читательского развития будет способствовать более конструктивному, продуктивному и эффективному решению сложных задач сохранения и приумножения культуры чтения личности на основе взаимодействия социальных институтов, в системе которых библиотека занимает важное место. Данный  реферат посвящен разработке теории, технологии и организации читательского развития личности, способного интегрировать разные теоретико-методологические аспекты. 

Глава1 
 

Теоретические основы читательского  развития 

   Обосновывается  системное понятие «читательское  развитие». Основой для её интерпретации  явилась категория «развитие». В результате выстроена терминосистема, предложены основные определения. Дальнейшая логика  структурных и содержательных компонентов читательского развития и построения ее модели с учетом акмеологической концепции.

   Категория «развитие» содержит эвристический и прогностический потенциал, являясь системообразующей в структурном и функциональном планах в обосновании и решении научно-практических задач в области чтения. Развитие - закономерное количественное и качественное изменение, характеризующее необратимость и направленность, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Развитие человека (индивидуума, личности, субъекта деятельности) происходит в биогенезе, социогенезе, онтогенезе как процессе перехода из одного состояния в другое, более совершенное; от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому. Это же происходит с читательским развитием личности.

   Оно включает виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо), связанные с филологическими, культурологическими и психическими процессами в интеграции этих и других составляющих. Понимание культуры чтения, ее интерпретация как уровня развития личности, отражает особенности психики, речевой деятельности, литературного и культурного развития, основных видов деятельности (игры, учения, труда), общения и ментальности личности в социокультурном и информационном пространстве. Культура чтения - достижение личности, уровень читательского развития, количественные и качественные показатели сознания, деятельности и общения, одновременно является и продуктом, и фактором развития личности.

   Методологической  основой теоретико-экспериментальных  исследований в сфере читательского  развития может стать тезис Н.А. Рубакина о читателе, представляющего собой разные «факты» (юридический, экономический, исторический, географический, психологический, анатомический, физиологический, химический, физический, космический), изучаемые одновременно множеством наук. Приоритетным является анализ чтения как факта психологического. Психология - ведущая наука о человеке, а значит и о человеке читающем. Чтение - психический процесс, определяемый развитием психики в онтогенезе в двух формах (прогресс и регресс) с учетом достижений в филогенезе. [1]

   В разработанной  теории читательского развития одной из центральных категорий является личность, которой становятся в деятельности и общении на основе индивидуального развития. В психологии констатируется, что осознание своего «Я», выделение себя как субъекта в мире предметов приходит в детстве. К началу младшего школьного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди окружающих. В подростковом возрасте возникает особая форма самосознания – рефлексия, размышления о своих внутренних психических процессах (потребность в самоутверждении и самовыражении). В старшем школьном возрасте развитие самосознания приводит к потребности в самоопределении и определении собственного места в качестве члена общества. Нами выявлено: формирование рефлексии возможно на более ранних этапах развития через эмоции.

   Теоретическое обоснование эмоций – первичной  формы психической жизни имеет  значение и для понимания их роли в практике чтения, поэтому в раннем возрасте важны стихотворные формы  в круге чтения детей (потешки, считалки и т.п.). Поэзия первична по отношению к прозе, она более всего связана с эмоциями через ритмичность, музыкальность, движения.

   Категория «личность» раскрывается с помощью  других понятий. Б.Г. Ананьев выделяет индивидуальное развитие - труднейшую, но особенно важную для педагогики проблему. Во всех видах развития, какими бы они не представлялись специализированными, проявляется единство развития человека как сложнейшего организма (индивида), личности, субъекта (познания, деятельности, общения), индивидуальности.

   Для проблемы читательского развития значимо положение, о том, что индивидуальное развитие человека есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Оно нашло отражение в историческом экскурсе по теории, методикам и технологиям читательского развития. Концепция Н.А. Рубакина о читателе - системе фактов совпадает с тезисом Б.Г. Ананьева об индивидуальной изменчивости всех свойств человека как личности, определяемой взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т.д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах в социальном становлении человека. Социализация личности начинается с первых минут жизни человека. Она осуществляется в деятельности, общении, самосознании. Происходит расширение, умножение социальных связей личности с внешним миром.

   А.Г. Асмолов с позиций историко-эволюционного подхода рассматривает личность, где биологические свойства человека выступают как «безличные» предпосылки развития личности; общество – как условие осуществления деятельностей, коммуникаций, в ходе которых человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой происходит усвоение заданных социальных ролей, культурных норм восприятия, мышления и поведения.

   Л.С. Выготский отмечал, что развитие личности и реакции личности - по существу две стороны одного и того же процесса, что значимо для понимания роли рефлексии. Его же тезис о связи слова, мысли, мышления, развития важен для обоснования методик, методов и технологий обучения чтению в онтогенезе.

   Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому, от слова к предложению. Читательское развитие на ранних этапах начинается в рамках развития речи и проходит достаточно длительный путь развития от читателя-слушателя до начала собственно читательской деятельности. Им анализировались не только речь, мышление и сознание, но и другие психические функции, в частности – память. Всё это необходимо учитывать в читательском развитии ребенка в раннем возрасте.[2]

   Эвристичны  дискуссионные моменты о развитии речи ребенка в двух планах: индивидуализации и социализации. Продуктивнее исходить из единства противоречий в процессах  индивидуализации и социализации, несмотря на все трудности методологического характера. Отметим неравномерность возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», другие «забегают вперед». В читательском развитии это проявляется в противоречиях между читательским сознанием, читательской деятельностью и читательским общением.

   На  разных онтогенетических этапах неравновесность  трех сфер проявляется в «подтягивании» друг друга, в результате происходит читательское развитие в целом.

   К.К. Платонов развитие психики относит к общепсихологической категории, выделяя важный принцип - постепенное и скачкообразное усложнение психики в процессуальном и содержательном аспектах. При отрицательном развитии психики происходят ее деградация и распад. Периоды развития психики: филогенез, антропогенез, общественно-историческое развитие, онтогенез. Резюмируется, что развитие личности - высший уровень развития психики; оно имеет специфические этапы (от пренатального до гармоничного совершенствования с последующей деградацией, но не обязательной) и рубежи развития личности (от рождения до пенсионного). Развитие как форма движения от простой к сложной организации осуществляется на основе разрешения противоречий. В этом движении главная роль принадлежит личности.

   К категории «развитие» обращался  Л.Н. Толстой, интерпретируя её в связи с эффективностью способа обучения, личного интереса, с процессом самообучения, с сознанием, с развитием чувств, ума, воображения, памяти, дара слова, сосредоточенностью, самодеятельностью, привычкой работать в обществе, уважением к порядку; с возбуждением в детях охоты и любви к учению. Поднимался вопрос и о формах развития.

   Среди педагогических задач особое место  отводят формированию волевой и  нравственной сферы, воспитанию произвольности с доминированием нравственных мотивов. Общее развивающее воздействие на личность, ее интеллектуальный потенциал, умственную деятельность и самосознание оказывает развивающее чтение (Л.Н. Засорина). Заметим, что термин «развивающее чтение» встречается в 1861 г. у А. Филонова.[3]

   В библиотековедении и библиографоведении принцип развития выдвинут Ю.С. Зубовым. Он лег в основу построения моделей структуры и динамики читательской деятельности, отражающие уровни и направления художественного развития личности. Ставилась задача разработки новых методик развивающего чтения, обладающих высокоэффективными и реально измеримыми конечными результатами в качественных изменениях потребностей и интересов читателей. Им использован информационно-психологический подход, в котором информационно-психическая деятельность рассматривалась в форме конкретных психических процессов.

Информация о работе Пути и уровни читательского развития личности