Пути и уровни читательского развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Кардинально меняющаяся социокультурная и образовательная среда в условиях информатизации общества существенно повлияла на важнейший её ресурс - культуру чтения, уровень которой определяет личностный и профессиональный рост человека. Современное состояние в читательской культуре характеризуется снижением качества чтения, что подтверждается данными ВЦИОМ, PISA (Programme for International Student Assessment) и другими исследованиями.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы читательского развития

Глава 2 Читательское развитие детей

Глава 3 Технологический подход к читательскому развитию взрослых читателей

Вывод

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат катя.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

5. Использование  принципов учения и обучения  акмеологическому чтению:

  • личностного подхода к глубинно-вершинному развитию всей психосемиотико-коммуникативной культуры личности;
  • системности, комплексности и гармоничности в мотивации, целеполагании, содержании, технологичности и результативности;
  • встроенности в разнообразные виды учебной деятельности в разные системы знаний;
  • психологической комфортности;
  • творческой иронии и самоиронии по отношению к процессу и результатам обучения;
  • приоритета развития лексического опыта;
  • созидательно-игрового характера;
  • преодоления информационных фобий в целом и текстовых в частности;
  • постижения эстетичности и прелести классической литературы, ее уникальности в акмеологическом развитии личности;
  • гедонизма в социально-психологическом контексте;
  • социально-психологической зрелости личности в целом;
  • наглядности в результативности;
  • экологичности и биоэнергетической целесообразности;
  • рефлексивности;
  • самоконтроля, самоорганизации и саморазвития.

   [8] 

   Теория  читательского развития личности позволяет системно и комплексно изучать закономерности проявления, становления, функционирования и развития человека как читателя в онтогенезе и филогенезе с использованием всего комплекса известных и новых методов: психолингвистических, герменев-тических, экспертных, ассоциативных, рефлексивно-оценочных, психофизио-логических, социометрии. Они применяются в соответствии с принципом единства сознания, деятельности и общения в читательском развитии. [9] 

Вывод 

Всего выделено в 41 публикации 13 единиц наблюдения. В них отражено 229 аспектов изучаемой проблемы. В сферах читательского развития на первое место вышла категория «читательская деятельность» (40), на второе – «читательское общение» (19), на третье – «читательское сознание» (8). В категорию «читательская деятельность» включено формирование навыков чтения и грамотности, понимание содержания текста (в терминах авторов). Отметим, что «читательская деятельность» и «читательское сознание» как термины не употреблялись. Интерес для отечественного библиотековедения представляет внимание к проблемам связи чтения с жизнедеятельностными задачами и изучение влияния на читательское развитие национальных и этнокультурных факторов. Положительным фактом в анализируемых иссле-дованиях является использование разнообразных методов, среди которых методы математического анализа, что свидетельствует о высокой исследо-вательской культуре специалистов в области чтения. Выявлен и повышенный интерес к решению проблем читательского развития растущего поколения.

   Среди изучаемых субъектов на первое место вышли младшие школьники и подростки, а также дошкольники. К ним примыкают учителя и родители, которые изучались не сами по себе, а вместе с дошкольниками и школьниками. Этот факт вполне закономерен. Таким образом, проведенный анализ позволяет увидеть основные тенденции в исследованиях по чтению в рамках Международной ассоциации чтения, которые позволяют обнаружить общее и различия в исследованиях в России и за рубежом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

   1. Теория и технология читательского  развития в отечественном библиотековедении.  – М. : Школьная библиотека, 2006. - 336 с.

   C (15)

   2. Психология чтения: учеб. программа  и методические материалы. - СПб. : СПбГАК, 1996. – 52 с.

   C (2,3)

   3. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие. – М. : Либерея, 2004. – 168 с.

   С (54)

   4. Библиотечно-информационное образование:  психологический аспект // Библиотековедение.  – 2001. - № 6. – С. 16-20.

   С (16,17)

   5. Читательская деятельность: теоретический  аспект // Психология чтения и проблемы типологии читателей: сб. науч. тр. - Л. : ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1984. - С. 6-28.

   С (6,8,9)

   6. Изучение продуктивности читательской  деятельности как комплексная  проблема // Комплексный подход к  руководству чтением и пропаганде литературы: сб. науч. тр. - Л. : ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1985. - С. 150-163.

   С (150-153)

   7. Психолого-педагогические основы  чтения // Самостоятельная работа  студента: учеб. пособие. - СПб. : Образование, 1994. - С. 48-71.

   С (48)

   8. История изучения петербургского читателя: психологический аспект // История библиотечного, книжного и архивного дела Санкт-Петербурга: по материалам «Петербургских чтений» 1997-2002 гг. - СПб. : РНБ, 2003. – С. 17-20.

   С (17,19)

   9. Мотивация в структуре чтения // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности: сб. ст. и учеб.-метод. материалов. – СПб. : ЛЕМА, 2005. – С. 39-45. (соавт.)

   С (39,40,) 

Информация о работе Пути и уровни читательского развития личности