Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:54, реферат
Кардинально меняющаяся социокультурная и образовательная среда в условиях информатизации общества существенно повлияла на важнейший её ресурс - культуру чтения, уровень которой определяет личностный и профессиональный рост человека. Современное состояние в читательской культуре характеризуется снижением качества чтения, что подтверждается данными ВЦИОМ, PISA (Programme for International Student Assessment) и другими исследованиями.
Введение
Глава 1 Теоретические основы читательского развития
Глава 2 Читательское развитие детей
Глава 3 Технологический подход к читательскому развитию взрослых читателей
Вывод
Список использованной литературы
Анализ категории «развитие» в разных науках свидетельствует о ее фундаментальности для исследования жизнедеятельности человека в целом. Для обоснования теории и технологии читательского развития она выступает в качестве методологической основы систематизации и обобщения накопленного теоретического и практического опыта в читателеведении.
Читательское развитие личности – закономерные количественные и качественные изменения в личности читателя. Они происходят эволюционно и скачкообразно в форме движения от неоформленной структуры и содержания читательского поведения к сложному иерархическому явлению читательского мира, реализуемого в двух формах (филогенеза и онтогенеза) и отражающего разные аспекты развития (биогенетические, психофизиологические, речевые, психолого-педагогические, социально-психологические, культурологические коммуникативные).
Движущей силой читательского развития выступают противоречия, имеющие разные основания (между личностью и обществом, генетико-биопсихическими предпосылками и социальными условиями, между желаемым и возможным, целями и средствами и условиями, целями и результатами, стихийностью и целенаправленностью, между внутренними противоречиями в читательском сознании, читательской деятельности, читательском общении и при взаимодействии их; между уровнями читательского развития, необходимостью и свободой, а также противоречия в закономерностях динамики потребностей, полимотивации, многообразии интересов, иерархии установок). Читательское развитие имеет поверхностный и глубокий характер. При поверхностном развитии происходят изменения в психическом состоянии и процессах; при глубоком - в психических свойствах личности возникают психические новообразования. Читательское развитие может характеризоваться в антонимичных аспектах: стереотипности - оригинальности, репродуктивности - творческой продуктивности, эволюционности - инволюционности, стагнации – динамики; фрустрации и комфортности, катамболичности и акмеологичности.
Оно происходит в трех сферах (читательском сознании, читательской деятельности, читательском общении); проявляется на трех уровнях: актуальном (реальном), актуализируемом (реализуемом) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития); осуществляется тремя путями (стихийным, целенаправленным; самоуправлением).
Читательское сознание - высшая форма отражения читательской действительности, читательского мира посредством познания, переживания и отношения на основе динамики и устойчивости психических явлений (процессов, состояний, свойств). Содержание читательского сознания составляют система взглядов, идей, представлений, знаний, мнений, эмоций, интересов, установок, заблуждений, предрассудков, иллюзий и т.д. Они возникают на основе собственного читательского опыта и взаимодействия с другими читателями. Читательское сознание познает, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное "читательское Я" среди других, идентифицируя себя на основе определенных критериев и показателей и относя к конкретной читательской группе.[4]
Читательская деятельность - один из способов бытия человека, его жизнедеятельности. Психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентационном, познавательно-коммуникативном и эмоционально-эстети-ческом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира вещей, людей, событий, фактов, мыслей, идей, чувств, описанных в печатном или рукописном тексте. Читатель этот мир не только воспринимает, познает, переживает и оценивает его, но и преломляет в своем сознании в соответствии с разнообразными личными и общественными потребностями, а затем использует (применяет) полученное в других видах жизнедеятельности (профессиональной, досуговой, семейно-бытовой и т.д.).
Особенность
читательской деятельности заключается
в том, что проникновение в
предметный, содержательный мир, стоящий
за текстом, происходит с помощью общепсихологических
и психолингвистических механизмов читательской
деятельности. Поэтому значимо понятие
«квалификация читательской деятельности»,
отражающая уровень сформированности
психологического механизма осуществления
читательской деятельности в сочетании
с филологическими и культурологическими
составляющими.
Читательское общение - способ бытия и познания собственного читательского "Я" и читательского мира в межчитательском сообществе на основе обмена мнениями, оценками по поводу прочитанного. Читательское общение - процесс возникновения, установления, развития, разрушения и прекращения контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, творческие, коммуникативные, познавательные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту. Читательское общение происходит в разнообразных видах, отражая читательское сознание и читательскую деятельность. Принцип единства сознания, деятельности и общения читательского развития можно выразить в формуле: сознание деятельно и коммуникативно, деятельность сознательна и коммуникативна, общение деятельно и сознательно.
Личность читателя - человек как носитель сознания, имеет определенный читательский статус в обществе, исполняя социально-психологическую роль в соответствии с этапом читательского развития, сознательно удовлетворяет свои многообразные жизнедеятельностные потребности с помощью чтения различной литературы.
В структуре личности читателя несколько «срезов» (пластов).
В процессе читательской деятельности читатель вступает в опосредованное (через текст) общение с другим субъектом, создавшим текст. Содержание многих подструктур личности читателя влияет на характер восприятия содержания текста. Особенно это касается читательской направленности, понимаемой как система отношений, определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, общении, деятельности. По характеру и особенностям содержания читательской направленности можно судить о читательском сознании личности. Содержание читательской направленности влияет и на все фазы читательской деятельности (мотивационно-потребностную, процессуально-результативную, результативно -оценочную, рефлексивно-прикладную). [5]
Читательское
развитие личности в онтогенезе проходит
определенные этапы - временные периоды,
определяющие специфику психологического
портрета читателя. В основу выделения
этапов положен образовательно-
На основе данной теории можно описывать, анализировать и сравнивать изменения, происходящие на каждом онтогенетическом этапе читательского развития конкретной личности и социальной группы; выявляя индивидуальные различия в соответствии с общими закономерностями филогенеза.[6]
Глава 2
Читательское
развитие детей
Ребенок растет, совершенствуется его психика, поэтому должна усложняться и методика читательского развития ребенка в семье. Но она должна соответствовать психолого-педагогическим закономерностям общепсихического, возрастного и образовательного развития. С усложнением задач по развитию читателя меняется и круг чтения, требующий тщательного отбора. Всё хорошее надо взращивать каждодневно, помогая ребенку продвигаться по ступенькам саморазвития как человека и гражданина, используя лучшую литературу. В этом важную роль играет читательская среда в семье, библиотеке, школе.
Конструктивное взаимодействие семьи, библиотеки и школы во многом облегчит трудный путь читательского развития детей, формирование самостоятельной читательской деятельности в процессе перехода от подготовительного этапа к начальному. И семья, и библиотека, и школа сталкиваются со значительными трудностями в обучении чтению. Всё больше появляется фактов о росте школьной дезадаптации, неврозах, падении психического здоровья. Поэтому достаточно остро встаёт вопрос о выборе методик обучения самостоятельной читательской деятельности. Их много, как отечественных, так и зарубежных. Пока нет данных в пользу какой-то одной из них, поскольку ни одна методика не является целостной и многоаспектной системой, решающей задачи читательского развития в гармонии многоаспектности.
Полагая , что в начальной школе акцент с обучения чтению должен быть смещен на читательское развитие личности. Тогда и все стороны личности ученика (аксиологическая, креативная, когнитивная, эстетически-нравственная, эмоционально-волевая, коммуникативная, рефлексивная) будут задействованы, включенные органично в три сферы читательского развития (сознания, деятельности и общения), а на каждом уроке возможно формирование знаний и умений книговедческих, библиотековедческих, языковых и литературо-ведческих, культурологических и психологических. Взаимодействие ученика и учителя, учеников друг с другом осуществляется в психологически комфортном интерактивном режиме на основе личностно-ориентированного подхода, соблюдая правило, как можно меньше учителя на уроке и как можно больше самостоятельной деятельности ученика на творческой, созидающей основе. Библиотека (школьная и общедоступная) и семья как социальные институты органично включаются в эту деятельность со своими ресурсами. Нами разработаны такие уроки и занятия для младших школьников. Все они прошли проверку. Их можно использовать на практике по-разному: без переработки, в модифицированном виде для конструирования собственных занятий на другом содержательном материале, выборочно и полностью, в иных целях, в разных организационных формах (классное и внеклассное чтение, творческие конкурсы и др.). [7]
Читательское
развитие детей будет продуктивно
в том случае, если в нем будут
непрерывно участвовать все социальные
институты, координируя корпоративную
деятельность, на основе учета закономерностей
общепсихического, возрастного и
образовательно-культурного развития.
Глава 3
Технологический
подход к читательскому
развитию взрослых читателей
Технология читательского развития является открытой системой эвристического типа, базирующаяся на методологии и стратегии акмеологии. Главная её цель – гармонизация личностного мира чтения человека на уровне акме как одной из базовых ценностей развития человека. Движение к «акме» (вершине, расцвету) в читательском развитии идет по онтогенетической «лестнице»: от пренатального этапа к следующим, каждый из которых по отношению к предшествующему является зоной ближайшего развития.
Основные концептуальные положения технологии:
Информация о работе Пути и уровни читательского развития личности