Уровни и формы политического участия личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.

Оглавление

Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность

3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Личность как субъект политики.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

                                 Содержание. 

Введение.

1. Личность  как первичный субъект и объект  политики. 

2. Концепция  прав человека: история и современность 
 

3. Основополагающие  права человека и их роль  в гуманизации политики. 

4. Мотивация  и предпосылки политической деятельности. 

5. Уровни  и  формы политического участия   личности 

Заключение.

Литература. 
 
 

                                  Введение. 

     В  нормальном,  цивилизованном  обществе  политика  осуществляется  для

людей и  через людей.   Какую  значительную  роль  ни  играли  бы  социальные

группы, массовые общественные  движения,  политические  партии,  в  конечном

счете  ее  главным  субъектом  выступает  личность,  ибо  сами  эти  группы,

движения,  партии и другие общественные и политические  организации  состоят

из реальных личностей и только через  взаимодействие  их  интересов  и  воли

определяется  содержание  и  направленность  политического  процесса,   всей

политической  жизни общества.

     Активное участие   личности   в   политической   жизни   общества  имеет

многоплановое значение.

     Во-первых, через такое участие   создаются  условия  для   более  полного

раскрытия  всех потенций человека,  для его  творческого  самовыражения,  что

в свою очередь  составляет  необходимую  предпосылку   наиболее  эффективного

решения общественных задач.  Так, качественное  преобразование  всех  сторон

жизни  предполагает   всемерную   интенсификацию    человеческого   фактора,

активное  и сознательное участие в этом процессе широких народных  масс.   Но

вне демократии,  доверия и гласности становятся  невозможны  ни  творчество,

ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

     Во-вторых, всеобщее развитие человека  как  субъекта  политики  является

важным   условием  тесной  связи  политических  институтов   с   гражданским

обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих  структур

со стороны  народа,  средством противодействия  бюрократическим извращениям  в

деятельном  аппарате управления, отделений функций  управления от общества.

      В-третьих,   через    развитие   демократии   общество   удовлетворяет

потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. 
 
 

             1.Личность как первичный субъект  и объект политики.

 Анализ     места    человека    в     политической     жизни     открывает

крупный   раздел политической науки, посвященный  субъектам политики.  Обычно

под субъектами понимаются индивиды  и  социальные  группы  (слои),  а  также

организации,  принимающие  непосредственное  более  или  менее  сознательное

участие в  политической  деятельности,  хотя  степень  такой  сознательности

может быть различной. Так, известный  американский  политолог  Г.  Алмонд  в

зависимости от осознанности участия  в  политике  различает  три  группы  ее

субъектов.

1)  субъекты   персональные,   движимые   заботой   о   реализации   своих

непосредственных,  местных,   повседневных   интересов   и   не   осознающие

политических  последствий своего участия, своей  политической роли;

2) субъекты-подданные,  понимающие свою политическую  роль и назначение,  но

не видящие  возможности выйти за их  пределы,  самостоятельно  воздействовать

на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои  цели и пути  их

реализации  и использующие для  этого  институциональные  механизмы  (партии,

движения  и т.п.) (Almond G. and  Powell  G.  Comparative  Politics.  Boston,

1966. P. 58-59).

 Классификация   субъектов  политики   достаточно   разнообразна.   Пожалуй,

наиболее  широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные   социальные  слои  (в  том

числе профессиональные, этнические, демографические и др.).  Сюда  относятся

личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2)  институциональный,  охватывающий   государство,   партии,   профсоюзы,

политические  движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

 Иногда  выделяется  и   третий,   «функциональный»   уровень,   включающий

социальные  институты,  предназначенные   для   выполнения   преимущественно

неполитических  задач, хотя в действительности оказывающие  заметное, а  порою

и  весьма  существенное  влияние   на   политику:   церковь,   университеты,

корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

 В англоязычной  политологии вместо термина «субъект  политики» употребляется

понятие «политический актер» (или «актор»). Это связано прежде всего с  тем,

что слово  «субъект»  (subject)  в  английском  языке  традиционно  означает

«подданный».    Однако    имеющиеся    в    мировой    политической    науке

терминологические  расхождения  не  меняют  сути  дела.   Анализ   субъектов

политики  занимает в ней одно из центральных  мест.

 Первичным  субъектом политики является  личность (индивид).   Как   отмечали

еще  древние  (Протагор),  «человек  есть    мера   всех     вещей».     Это

полностью применимо и к политике. Именно личность, ее  интересы,  ценностные

ориентации  и   цели   выступают   «мерой   политики»,   движущим    началом

политической  активности наций, классов,  партий  и  т.д.  Проблема  личности

имеет в  политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1)  личность  как  индивидуальные  психо-физиологические   (эмоциональные,

интеллектуальные  и др.) особенности человека,  его  специфические  привычки,

ценностные  ориентации, стиль поведения и  т.п. При анализе личности  под  эти

углом зрения основное внимание обычно  уделяется  политическим  лидерам,  от

индивидуальных  особенностей которых часто зависит  большая политика;

2)  личность  как  представитель  группы:   статусной,   профессиональной,

социально-этнической,  классовой,  элиты,  масс  и   т.п.,   а   также   как

исполнитель  определенной  политической  роли:  избирателя,  члена   партии,

парламентария, министра. Такой подход к личности  как  бы  растворяет  ее  в

более крупных  социальных образованьях или же  предписанных  ей  ролях  и  не

позволяет  отразить  автономию  и  активность  индивида  как  специфического

субъекта  политики;

3)  личность   как   относительно   самостоятельный,   активный   участник

политической  и общественной жизни, обладающий разумом  и  свободой  воли,  не

только  общечеловеческими, но и уникальными  в своем роде  чертами,  т.е.  как

целостность,  не  сводимая  к  ее  отдельным  социальным  (профессиональным,

классовым, национальным  и  т.п.)  характеристикам  и  имеющая  политический

статус  гражданина или подданного государства. Именно в  этом  своем  аспекте

человек   обычно   взаимодействует   с   властью,   выполняет   определенные

политические  обязанности  и  выступает  субъектом  и  объектом,   предметом

воздействия политики. О таком понимании личности и пойдет речь  в  настоящей

главе.

 Патермалистская  концепция личности.

 Место  человека в политической  жизни  издавна  является  предметом   горячих

споров, которые  не утихли и в наши дни.  Уже  в древности появляются  учения,

по-разному  оценивающие  отношение  личности  к  политике   и   государству.

Наиболее  влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля.  Первый

из   этих   мыслителей   детально   разработал   патерналистскую   концепцию

государства, господствовавшую в мировой  политической  мысли  на  протяжении

многих  веков, а на Востоке — почти  двух тысячелетий.

 Патерналистский  взгляд на  политику  и  личность  исходит  из  неравенства

политического  статуса  людей,  трактовки  государства  как  одной   большой

патриархальной  семьи, в которой вся полнота  власти  принадлежит  правителю-

отцу.  Остальные  же  граждане  делятся  на   старших   —   аристократию   и

чиновничество,  и  младших  —  простой  люд.   Младшие   должны   безропотно

подчиняться  старшим,  которые,  и  прежде  всего  монарх,  в  свою  очередь

призваны  заботиться о благе народа.

 В   патерналистской  концепции   власти  рядовому  человеку  уделяется   роль

простого  исполнителя царской воли,  освещаемой  божественным  происхождением

или  церковным  благословением   монарха.   Индивид   выступает   здесь   не

сознательным  или  полусознательным  субъектом  политики,  не   гражданином,

обладающим  неотчуждаемыми правами,  а  главным  образом  лишь  парохиальным,

т.е. политически  бессознательным участником политики.  И  лишь  высшие  слои

общества  поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

 В современном  мире  патерналистские  взгляды   на  соотношение  индивида  и

власти  в основном преодолены, хотя многие из отмеченных выше идей и  сегодня

достаточно  широко распространены в развивающихся  странах  с  преимущественно

крестьянским  населением, в авторитарных   и    тоталитарных    государствах,

  представляющих  вождя-диктатора  как  отца   нации,   защитника   простого

Информация о работе Уровни и формы политического участия личности