Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.
Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность
3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.
заключается в утверждении, что стремление человека к власти есть отражение
его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится
компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть
чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно
распространенная, тем не менее не получила всеобщего признания. Более того,
высказывалось противоположное мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение
личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании
активной политической деятельности.
Нетрудно заметить, что и в том и в другом случаях проблема мотивации
политического участия сильно психологизируется, иначе говоря, вопрос о
мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим
качествам участников политической жизни. Значимость такого подхода к
проблеме, разумеется, не следует приуменьшать — он помогает дополнить
характеристику политического участия на личностном уровне. Однако для
получения более полной, а следовательно, адекватной картины вопрос о
мотивации политической деятельности следует поставить в более- широком
социальном контексте.
Вполне возможна мотивация иного рода: нельзя исключать бескорыстное
служение людям и делу. Пусть людей с такой мотивацией немного, но они все-
таки есть. И пример их достоин подражания. Очевидно, более распространенной
является сугубо прагматическая мотивация: учитывая возрастающее влияние
внутренней и внешней политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят
контролировать это влияние, оказывая на политику свое воздействие. В
литературе отмечался такой мотив: «нередко человек вовлекается в политику,
чтобы стать частью группы, испытать чувство «мы»... Это избавляет от
одиночества, дает ощущение силы и возможно важный мотив, если учесть, что в
начале 80-х годов 2/з западноевропейцев и 47% жителей США страдали ют
одиночества, от «дефицита общности».
Необходимо отметить и чисто корыстные мотивы политического участия.
Например, в силу сложившихся условий политическая деятельность в нашем
обществе, связанная с занятием определенных партийных и государственных
постов, привлекала еще и потому, что при всеобщей бедности и повальном
дефиците товаров и услуг занятие постов обещало выгоды другого (не общего
для всех, а номенклатурного) обеспечения. Это был сильный мотив
политического участия, который во многом диктовал свои критерии кадровой
политики
и безнравственные способы
Однако в целом вопрос о мотивации политического участия требует
дальнейшего, более углубленного изучения. Чтобы получить об этой мотивации
достаточно полное представление, необходимы широкие социологические
исследования конкретных мотивов конкретных личностей с учетом их
принадлежности к разным социальным группам, а также с учетом других
факторов социальной среды.
Активное
включение личности в
предпосылок. Их можно разделить натри группы: материальные, социально-
культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в
нормальной политической деятельности необходимо добиться удовлетворения
потребностей человека в основных продуктах питания, товарах первой
необходимости и услугах, создать современные жилищно-бытовые условия,
повысить, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей
и политической культуры. Как писал Ф. Энгельс, «...подобно тому, как Дарвин
открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития
человеческой истории: тот до последнего времени скрытый под идеологическими
наслоениями факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище
и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой,
искусством, религией и т. д.».
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния
общества и его политической системы, политического участия рассматривается,
по крайней мере, в четырех аспектах. Во-первых, обосновывается тезис о том,
что объективно чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим
формам функционирования. Один из крупнейших американских политологов С. М.
Липсет, исследовавший корреляцию между основными показателями материального
благосостояния общества и существующим в нем политическим режимом, пришел к
выводу, что «чем более процветающим является народ, тем больше шансов, что
он будет поддерживать демократию». «...Все различные аспекты экономического
развития,— пишет он далее,— индустриализация, урбанизация, благосостояние и
образование — так тесно взаимосвязаны, что образуют один главный фактор,
которому в политическом плане соответствует демократия». В экономически
развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не
принадлежат ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу
двухполюсная,
имущественная поляризация
(средние слои), который по своему положению в обществе и объективным
интересам составляет опору демократического режима.
Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на
политические убеждения и ориентации человека. Опираясь на эмпирические
исследования, С. М. Липсет пришел к выводу, что материально более
обеспеченные люди являются и более либеральными, а более бедные — более
интолерантными (нетерпимыми). «Данные изучения общественного мнения,
полученные в ряде стран,— отмечает он,— указывают на то, что более низкие
по положению классы менее привержены демократии как политической системе по
сравнению с городскими средними и высшими классами». Связано это, очевидно,
с тем, что материально наименее обеспеченные слои связывают трудности
своего экономического положения с существующим в современном развитом
обществе политическим режимом (как правило, демократическим), реальной
политической властью и ее носителями.
В-третьих, достаточно обеспеченное национальное благосостояние служит
необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса
профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности
трудно добиться в массовом мае-штабе высокого уровня общеобразовательной и
профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на
демократической основе; требования компетентности и профессионализма
подменяются иными принципами формирования и движения
кадров—кровнородственными, земляческими, верноподданическими и другими
связями. Взгляд на государственную службу, политическую деятельность как на
средство удовлетворения корыстных интересов, быстрого обогащения чреват
тяжелыми
последствиями для системы
В-четвертых,
еще со времен Алексиса де
Токвиля и Джона Миля
мысль, что в обществе, в котором люди пользуются благами изобилия, меньше
проявляется интереса к политике. Эта идея о том, что в условиях изобилия
значимость для людей политики» в том числе демократической, все более
уменьшается,
имеет поддержку и в
Значительное влияние на формирование политических взглядов личности,
становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает
социальная среда. Здесь лежат серьезные предпосылки того, сформируются ли у
личности демократические убеждения и ориентации или она будет отдавать
предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.
Думается, можно согласиться с мнением, что сам факт достижения молодежью
политической зрелости в традиционной католической деревне, политически
активном университете или в пролетарском окружении вызывает различия в том,
как она встраивается в мир политики.
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение
личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры,
как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный
человек стоит вне политики. Вряд ли это следует понимать так, что
неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в
силу необразованности они могут оказаться объектом политического
манипулирования, быть втянутыми вопреки своим интересам в политические
движения экстремистского толка и т. п. Неграмотный человек стоит вне лично
осознанной политики, является объектом политических действий, а не их
субъектом.
В зарубежной
политологии сделан
вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически
ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям,
установкам и поступкам. В частности, указывается на то, что образование
Информация о работе Уровни и формы политического участия личности