Уровни и формы политического участия личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.

Оглавление

Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность

3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Личность как субъект политики.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

постоянство основополагающих качеств человеческого  рода.

 Как  базовые моральные принципы права   человека  существуют  независимо  от

социально-классовой  структуры и  конкретных  этапов  развития  общества,  от

законодательных норм. Имея для человечества высший  ценностный  статус,  они

выступают   внешним   критерием,   универсальной   мерой    оценки    любого

политического и общественного строя.

 Юридический  позитивизм отрицает  всякое  внегосударственное  происхождение

прав  человека.  Он  исходит  из  рациональной   самоценности   права,   его

независимости  от  экономических  и  социальных  предпосылок.  Источником  и

гарантом  права считается государство. Право  и закон  не  имеют  существенных

различий. Права личности не выделяются из общей  системы  права  и  не  имеют

верховенства  по  отношению  к  правам  государства.  Сами   права   граждан

изменяются  в зависимости от государственной  целесообразности и  возможностей

государства.

 Прагматическую  установку юридического позитивизма  по  отношению  к  правам

личности  разделяет  марксизм.  Он  также  подчиняет  права   государственной

целесообразности, но в отличие от юридического позитивизма  исходит не из  их

рациональной  самоценности,  а из  социально-экономической  и  прежде   всего

 классовой  детерминации права. Оно понимается  как возведенная в  закон   воля

господствующего класса. При этом сама постановка вопроса  о  правах  индивида

становится  излишней  вследствие   трактовки  личности   как    совокупности

общественных  отношений.

 Кроме   того,  марксизм,  и  особенно  ленинизм   и   сталинизм,   отрицают

общечеловеческую  природу   права,   подменяют   общечеловеческие   ценности

моралью, основанной на классовой,  партийной  целесообразности.  Это  учение

исходит из заведомой непротиворечивости, гармоничности  отношений личности  и

общества  в коммунистической  формации,  отмирания  государства  и  права,  а

значит  и ненужности института прав человека.

 Несмотря   на   несовместимость   марксистского    учения  с  естественно-

исторической  трактовкой  прав  человека,  в  законодательства  тоталитарно-

социалистических  государств  обычно  входят  разделы  о   правах,   свободах

и   обязанностях   личности.    Это   делается    главным     образом    для

демократического  камуфляжа,   хотя   и   отражает   реальную   деятельность

политической  системы по распределению    монополизированных     государством

   основных  жизненных    ресурсов,    а    также    эгалитарные    принципы

коммунистической  идеологии,  обосновывающие  возможность  каждого  получать

свою пайку  из общего государственного котла.

 Сами  права  понимаются  не  как   неотъемлемые,   основополагающие    нормы

жизнедеятельности    людей,    а как предоставляемые  и дозируемые партией  и

государством   блага.     Такое    понимание    прав    личности    отражает

необходимую    для    тоталитарного    строя    всеохватывающую  зависимость

человека  от государства. Оно сродни феодальной трактовке прав  как  милости,

дара властей. В целом же в странах  «реального  социализма»  института  прав

человека  в  его  современном  понимании,  т.е.  основанного   на   признании

автономии и  свободы  личности верховенстве   прав  человека    над  правами

 государства  независимых институтах контроля  за соблюдением  прaв  человека,

не существовало. 
 
 

     3.Основополагающие права человека  и их роль в гуманизации  политики. 

 Сегодня    в    мировой    политической     мысли     явно     преобладает

естественноисторическое понимание прав  человека.  Сам  этот  термин  «права

человека» употребляется как в широком,  так  и  в  узком  смыслах.  В  узком

значении  это только те права, которые не представляются, а  лишь  охраняются

и гарантируются  государством, действуют  независимо  от  их  конституционно-

правового закрепления и государственных  границ. К  ним  относятся  равенство

всех людей  перед законом, право  на  жизнь  и  телесную  неприкосновенность,

уважение  человеческого достоинства, свобода  от  произвольного,  незаконного

ареста  или  задержания,  свобода  веры  и  совести,  право   родителей   на

воспитание  детей,  право  на  сопротивление  угнетателям  и  др.  В  широком

значении  права человека включают весь обширнейший  комплекс  прав  и  свобод

личности, их различные виды.

 Современная  типология  прав  человека  достаточно  разнообразна.  Наиболее

общей  их  классификацией  является  деление  всех  прав  на  негативные   и

позитивные. Такое различение прав основано на фиксации в них  негативного  и

позитивного аспектов свободы. Как известно, в  негативном  значении  свобода

понимается  как отсутствие принуждения, ограничений  по отношению к  личности,

в позитивном —  как  свобода  выбора,  а  главное,  способность  человека  к

достижению  своих целей, проявлению способностей и  индивидуальному  развитию

в целом.  В  соответствии  с  таким  различением  свободы  негативные  права

определяют  обязанности государства и других людей воздерживаться от тех  или

иных  действий  по  отношению  к  индивиду.  Они  предохраняют  личность  от

нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений.  Эти  права

считаются основополагающими, абсолютными. Их  осуществление  не  зависит  от

ресурсов  государства,  уровня  социально-экономического  развития   страны.

Негативные  права — основа индивидуальной свободы.

 Типичным  примером  юридической  фиксации  этой  группы  прав  и  в   целом

негативного подхода к правам человека  является Билль о правах   конституции

США.  Так, его  первая статья  (поправка)  гласит:    «Конгресс   не  должен

издавать  законов, устанавливающих  какую-либо  религию  или  запрещающих  ее

свободное исповедание,  ограничивающих свободу  слова или  печати  или  право

народа    мирно    собираться   и    обращаться    к     правительству     с

петициями    о    прекращении    злоупотреблений».    Термин   «не   должен»

содержится  почти  во  всех  статьях  (кроме  одной)     этого    документа.

Практически   все   содержание Билля  о   правах  направлено  на  ограждение

личности  от различного рода несправедливых  и  нежелательных  посягательств

со стороны  правительства.

 В   отличие   от    негативных    прав,     позитивные    права  фиксируют

обязанности государства,  лиц и организаций  предоставить гражданину  те  или

иные   блага,   осуществлять   определенные   действия.   Это,     например,

право   на  социальное      вспомоществование,      образование,      охрану

здоровья, достойный жизненный уровень  и т.п. Реализовать эти  права  гораздо

труднее,  чем права негативные, т.к. ничего не делать  гораздо  легче,   чем

что-то делать или   предоставлять    каждому    гражданину.    Осуществление

позитивных  прав  невозможно  без   наличия   у   государства    достаточных

ресурсов.  Их  конкретное   наполнение прямо  зависит от богатства  страны  и

демократичности ее политической системы. В  случае  ограниченности  ресурсов

позитивные   права   могут   гарантировать   гражданам   лишь  «равенство  в

нищете»,  как  это  и  имело  место  в  подавляющем  большинстве  государств

тоталитарного социализма.

 Личные  и политические права.

 Более  конкретной классификацией прав  и свобод личности по сравнению   с  их

делением  на  негативные  и   позитивные   является   их   подразделение   в

соответствии  со сферами реализации на  гражданские  (личные),  политические,

экономические,   социальные  и  культурные.   Гражданские права  (не  путать

с правами  граждан, включающими весь комплекс прав подданных  государства)  —

это естественные, основополагающие, неотъемлемые права  человека,    имеющие

  в    основном    характер     негативного   права.   Они   производны   от

естественного права на жизнь и свободу, которым  от рождения обладает  каждый

человек,  и  призваны  гарантировать  индивидуальную  автономию  и  свободу,

защитить  личность от произвола со стороны  государства и  других  людей.  Эти

права обеспечивают идентификацию личности,  позволяют  человеку  быть  самим

собой в  отношениях с другими людьми и  с государством.

 К гражданским  правам обычно относят  право   на  жизнь,  свободу  и   личную

неприкосновенность, права на защиту чести и доброго  имени, на  справедливый,

независимый и публичный суд, предполагающий  защиту  обвиняемого,  на  тайну

переписки и телефонных  разговоров,  свободу  передвижений  и  выбора  места

жительства,  в  том  числе  право  покидать   любое   государство,   включая

собственное, и возвращаться в свою страну и  др.

 В конституциях  многих  государств  гражданские   права  объединяют  в  одну

группу  с   правами   политическими.   Основанием    для     этого    служит

преимущественно  негативный характер тех и других,  а  также  направленность

обоих видов  этих прав на обеспечение свободы  личности в ее индивидуальных  и

общественных  проявлениях. Политические    права   определяют     возможности

Информация о работе Уровни и формы политического участия личности