Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.
Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность
3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.
постоянство основополагающих качеств человеческого рода.
Как
базовые моральные принципы
социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от
законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они
выступают внешним критерием, универсальной мерой оценки любого
политического и общественного строя.
Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение
прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его
независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и
гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных
различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют
верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан
изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей
государства.
Прагматическую
установку юридического
личности разделяет марксизм. Он также подчиняет права государственной
целесообразности, но в отличие от юридического позитивизма исходит не из их
рациональной самоценности, а из социально-экономической и прежде всего
классовой
детерминации права. Оно
господствующего класса. При этом сама постановка вопроса о правах индивида
становится излишней вследствие трактовки личности как совокупности
общественных отношений.
Кроме того, марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают
общечеловеческую природу права, подменяют общечеловеческие ценности
моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Это учение
исходит из заведомой непротиворечивости, гармоничности отношений личности и
общества в коммунистической формации, отмирания государства и права, а
значит и ненужности института прав человека.
Несмотря на несовместимость марксистского учения с естественно-
исторической трактовкой прав человека, в законодательства тоталитарно-
социалистических государств обычно входят разделы о правах, свободах
и обязанностях личности. Это делается главным образом для
демократического камуфляжа, хотя и отражает реальную деятельность
политической системы по распределению монополизированных государством
основных жизненных ресурсов, а также эгалитарные принципы
коммунистической идеологии, обосновывающие возможность каждого получать
свою пайку из общего государственного котла.
Сами права понимаются не как неотъемлемые, основополагающие нормы
жизнедеятельности людей, а как предоставляемые и дозируемые партией и
государством блага. Такое понимание прав личности отражает
необходимую для тоталитарного строя всеохватывающую зависимость
человека от государства. Оно сродни феодальной трактовке прав как милости,
дара властей. В целом же в странах «реального социализма» института прав
человека в его современном понимании, т.е. основанного на признании
автономии и свободы личности верховенстве прав человека над правами
государства
независимых институтах
не существовало.
3.Основополагающие права
Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает
естественноисторическое понимание прав человека. Сам этот термин «права
человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком
значении это только те права, которые не представляются, а лишь охраняются
и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционно-
правового закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство
всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность,
уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного
ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на
воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком
значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод
личности, их различные виды.
Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее
общей их классификацией является деление всех прав на негативные и
позитивные. Такое различение прав основано на фиксации в них негативного и
позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода
понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности,
в позитивном — как свобода выбора, а главное, способность человека к
достижению своих целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию
в целом. В соответствии с таким различением свободы негативные права
определяют
обязанности государства и
иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от
нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права
считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от
ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны.
Негативные права — основа индивидуальной свободы.
Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом
негативного подхода к правам человека является Билль о правах конституции
США. Так, его первая статья (поправка) гласит: «Конгресс не должен
издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее
свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право
народа мирно собираться и обращаться к правительству с
петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен»
содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа.
Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение
личности от различного рода несправедливых и нежелательных посягательств
со стороны правительства.
В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют
обязанности государства, лиц и организаций предоставить гражданину те или
иные блага, осуществлять определенные действия. Это, например,
право на социальное вспомоществование, образование, охрану
здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Реализовать эти права гораздо
труднее, чем права негативные, т.к. ничего не делать гораздо легче, чем
что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление
позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных
ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и
демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов
позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в
нищете», как это и имело место в подавляющем большинстве государств
тоталитарного социализма.
Личные и политические права.
Более
конкретной классификацией
делением на негативные и позитивные является их подразделение в
соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические,
экономические, социальные и культурные. Гражданские права (не путать
с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства) —
это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие
в основном характер негативного права. Они производны от
естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый
человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу,
защитить личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти
права обеспечивают идентификацию личности, позволяют человеку быть самим
собой в отношениях с другими людьми и с государством.
К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную
неприкосновенность, права на защиту чести и доброго имени, на справедливый,
независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну
переписки и телефонных разговоров, свободу передвижений и выбора места
жительства, в том числе право покидать любое государство, включая
собственное, и возвращаться в свою страну и др.
В конституциях многих государств гражданские права объединяют в одну
группу с правами политическими. Основанием для этого служит
преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность
обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальных и
общественных проявлениях. Политические права определяют возможности
Информация о работе Уровни и формы политического участия личности