Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.
Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность
3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.
человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где
часть населения все еще воспринимает президента или премьера
как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека,
покорного исполнителя указаний властей.
Политический
человек у Платона и
Не менее существенное влияние на последующую, в том числе
современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В
политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности.
В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного
верховенства целого (государства) над частью (индивидом). Государство,
руководимое мудрым царем или аристократией — небольшой группой наиболее
разумных и благородных людей, призвано утверждать единомыслие и
коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека,
следить за правильностью его мыслей и верований. В своей земной
жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественными
законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и
политическом творчестве заведомо исключается и человек выступает лишь
объектом власти.
Взгляды Платона на роль индивида в политике оказали определенное влияние и
на мировоззрение крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля, хотя в
целом в
вопросе о соотношении
целым рядом новых, конструктивных идей. Прежде всего, к ним относится
антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее
производности от природы человека. Аристотель считает индивида существом
политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности
жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без общения с
другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и
селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития
возникает государство. Оно есть высшая форма общения людей.
В отличие
от семьи, предполагающей
всех младших отцу, рабов — своему господину, государство основывается на
взаимодействии свободных и равных граждан. В нем реализуется высшая цель
природы человека — индивид становится органической частью живого и
целостного политического организма. И в этом смысле государство имеет
первенство перед личностью. Догосударственные формы человеческого общежития
и аполитичность индивида — признак низкого уровня развития человеческой
природы, характерного для варваров и рабов.
Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с
гражданином, но, в отличие от Платона, он противник огосударствления
общества, обобществления имущества, жен и детей. По его мнению, тотальная
унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведет к его
распаду. Индивиду и семье необходима определенная автономия. В целом же
Аристотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество
от государства. Гражданин выступает у него не только субъектом
партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.
Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент
государственного целого, непосредственно участвующий в политической жизни,
законодательной и судебной деятельности государства и полностью
подчиняющийся его решениям, характерны для античного понимания демократии.
Эта демократия, считая свободных граждан непосредственными участниками
властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола,
санкционированного волей большинства.
Признание тотальности, неограниченности государственной власти по
отношению к индивиду, подданным было характерно не только для демократий,
но в еще большей мере для монархических и других авторитарных политических
режимов. Индивидуалистической и гуманистической реакцией на политическую
беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм. Он
впервые
в истории социально-
и государства, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил
личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве
главного элемента политической системы, а также ограничил сферу действий и
полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.
Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же —
результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и
подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его
наделяют граждане. Это, прежде всего задачи обеспечения безопасности и
свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания
общественного порядка и социального мира.
Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношениях с властью,
либерализм вместе с тем суживает сферу политики и тем самым ограничивает
диапазон политической активности граждан. В либеральной классической теории
личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти,
чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации
личности, проявления ее творческой активности, инициативы и
предприимчивости
выступает гражданское
Скорректированные и обогащенные другими теориями и идеями либеральные
взгляды на взаимоотношения человека и власти принадлежат к основополагающим
ценностям современной политической культуры Запада. Жизнь показала, что
пренебрежение такими либеральными принципами политического устройства, как
свобода личности, приоритет прав человека над правами государства,
разделение властей, законность, уважение частной собственности и т.д.
чревато гипертрофированным ростом аппарата власти, чрезмерной
идеологизацией и политизацией общества, установлением всеобъемлющего
партийно-государственного контроля над обществом и личностью, превращением
человека в винтик огромной государственной машины, призванный безропотно
выполнять команды сверху. Так и случилось в тоталитарных государствах и
прежде всего в СССР.
Тоталитарная и христианско-демократическая модели взаимоотношений
личности и государства.
Тоталитарная модель взаимоотношения личности и власти исходит из
безусловного приоритета целого над частью, полного подчинения человека
государству, растворения индивидуального «Я» в безликом
коллективном «Мы» — в партии, классе, нации. Тоталитаризм лишает
человека всякой свободы выбора, делает полностью беззащитным перед
всепроницающей властью. Если одним полюсом тоталитарного видения
личности является «человек-винтик», то другим, верхним полюсом выступает
всезнающий и всемогущий вождь, наделенный чертами языческого божества.
Тоталитаризм,
идеологизируя и политизируя
расширяет сферу взаимоотношений индивида и власти и в то же время внутренне
деполитизирует личность, превращает ее в человека-функцию, лишенного всякой
свободы политического выбора. В конечном счете, он заводит страну в
исторический тупик, поскольку разрушает главный источник силы государства и
общественного
богатства — свободную
В современной
политической мысли широко
стремящиеся органично сочетать традиционные ценности либерализма и
некоторые коллективистские идеи. В первую очередь к ним относятся к
христианская концепция политики, а также социал-демократическая
идеология. Современное христианское политическое учение претендует на
золотую середину между индивидуализмом либерализма и коллективизмом
тоталитаризма. В своих взглядах на место личности в государстве оно исходит
из трех основополагающих принципов: уникальной ценности каждого человека
вследствие его духовности, солидарности и субсидарности.
Первый из этих принципов трактуется как основа гуманистического отношения
к человеку, уважения каждой личности государством и обществом. Второй
принцип — солидарность — нередко рассматривают как социально-политическое
кредо христианского учения и даже называют это учение солидаризмом.
Солидарность — это ответственное выполнение человеком своих общественных
обязанностей, забота каждого о всех и всех — о каждом. Третий важнейший
принцип христианского учения — субсидарность. Она означает ответственность
каждого за свое благополучие, оказание государственной поддержки лишь тем,
кто сам не может обеспечить себя: несовершеннолетним, инвалидам,
престарелым, безработным и т.п. Оказывая по возможности достаточную помощь
Информация о работе Уровни и формы политического участия личности