Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.
Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность
3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.
относится участие в голосовании на выборах в органы государственной власти
и воинская повинность. В конституциях отдельных государств говорится и об
обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.),
воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно
прибегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность за такого
рода обязанности обычно не предусматривается.
Вопрос
об ответственности за
важнейшее значение для их практического осуществления. Без определения
конкретной ответственности должностных лиц, органов власти и отдельных
граждан в этой области права человека превращаются не более, чем в красивую
декларацию. Для того, чтобы они стали реальностью, необходим также целый
комплекс социальных гарантий. К ним относятся материальные (наличие
финансовых средств и собственности), политические (разделение властей,
наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и др.), юридические
(демократические законодательство и судебная система) и духовно-
нравственные (необходимый образовательный уровень, доступ к информации,
демократическое общественное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.
Человеческое измерение политики.
Практическая
реализация всего комплекса
комплексная задача, степень решения которой непосредственно характеризует
уровень развития, прогрессивность и гуманизм, как отдельных стран,
так и всей человеческой цивилизации. Сегодня соблюдение и все более
богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием
внутренней и международной политики, ее человеческого измерения. Через
уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных
государствах и мире в целом. В рамках отдельных стран соблюдение прав
личности служит необходимым условием здорового экономического и социального
развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных
тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней
и внешней политики.
В масштабах
всего мирового сообщества
гарантия построения международных отношений на подлинно гуманистических,
нравственных началах, сохранения и упрочения мира. Существует прямая
зависимость между уважением прав человека в отдельном государстве и его
внешней политикой.
Развязывание
войн, грубое нарушение
попранием правительство прав собственного народа, своих собственных
граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ирак и в целом
ряде других государств, развязывавших агрессивные войны или предпринимавших
грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны-участницы СБСЕ
рассматривают соблюдение прав человека не как сугубо внутреннее дело каждой
отдельной страны, а как предмет их общей озабоченности и коллективной
ответственности. Причем, как отмечалось на Московском совещании (1991 г.)
этих государств, по своему ценностному статусу права человека,
демократия в целом стоят выше принципа невмешательства во внутренние дела.
Уважение
прав личности способствует
создает благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих
контактов сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное
начало. Без общей гуманистической правовой базы невозможно всестороннее
сближение народов, их интеграция. Обеспечение прав каждому человеку,
независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, —
путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении
всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали в большей
степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно
свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное,
варварское обращение с природой и т.д.
Уважение прав каждого представителя человеческого рода может послужить
исходным принципом построения земной цивилизации на началах рациональности
и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом
своей собственной общественной и частной жизни, полноправным субъектом
внутренней и международной политики, безболезненно и конструктивно
разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов,
мнений и ценностных ориентации людей.
Такое несовпадение, равно как и мотивация разнообразных политических
действий в целом, очень во многом определяются социальной структурой
общества.
4.Мотивация и предпосылки
Следующим
аспектом проблемы личности
политическое участие. Последнее понятие появилось в западной
политологической литературе, но в настоящее время является
общеупотребительным в политологии. Оно означает участие личности, группы
или организации в политической жизни общества в различных формах ее
проявления.
Как оценить политическое участие? Всегда ли оно благо и можно ли участие
граждан (или подданных) в политической жизни отождествлять с демократией?"
нашей
литературе политическое
положительно. В западной политологической литературе при общей
положительной оценке политического участия имеются и весьма критические
замечания. «Вера в то, что самый высокий уровень участия есть всегда благо
для демократии,
необоснованна»,— пишет
Липсет.
Действительно, подход к оценке политического участия должен быть
дифференцированным. С одной стороны, через политическое участие могут быть
созданы условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его
творческого самовыражения. Та степень свободы и демократизации, которой
люди начали пользоваться в годы перестройки, вскрыла много позитивного и
негативного. Но среди позитивного — политическое самоопределение людей,
начало реализации желания многих участвовать в управлении государстве и
обществом, формирование политических деятелей нового поколения.
Участие
в демократическом
самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков
управленческой и самоуправленческой деятельности. Кроме того, превращение
человека из объекта в субъект политики является непременным условием тесной
связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за
деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством
противодействия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата
управления, отделению функций управления обществом от самого общества.
В то же время политическое участие — это не всегда благо и нельзя
отождествлять его с демократией. Террористические акции против неугодных
политических деятелей, должностных лиц государства и других политических
структур, акции против представителей делового мира, но с политическими
целями — все это, несомненно, участие в политической жизни, но от
демократии очень далекое. Участие в годы сталинщины в массовых митингах и
на собраниях, на которых клеймили и требовали расправы с так называемыми
врагами народа, тоже, конечно, является политическим, но что общего такое
участие имело с общественным благом и демократией?! Разнузданные
выступления на митингах и в печати некоторых экстремистов эпохи
перестройки, обуреваемых жаждой мести, озлобленных и крайне нетерпимых— это
тоже формы политического участия, но совместимы ли они с провозглашенным
политическим плюрализмом, с плюралистической демократической системой?!
Одним
из факторов, способствующих
участия, является учет мотивов, которыми руководствуется личность в своей
политической деятельности, ибо сама мотивация в данном случае может
оказаться, с точки зрения общественных интересов, настолько негативной, что
не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни
нравственному
совершенствованию и
мотивации политического участия (или неучастия) является очень сложным и
в нашей науке по существу не изучен.
В зарубежной политологической литературе по этому поводу высказывались
различные суждения. Так, известный американский политолог Г. Лассуэлл,
объясняя присущее части людей стремление к политическому лидерству,
выдвинул в свое время так называемую компенсационную теорию. Суть ее
Информация о работе Уровни и формы политического участия личности