Уровни и формы политического участия личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.

Оглавление

Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность

3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Личность как субъект политики.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

относится участие в голосовании на выборах  в органы  государственной  власти

и воинская повинность. В конституциях отдельных  государств  говорится  и  об

обязанности  трудиться  (Япония,  Италия,   Гватемала,   Эквадор   и   др.),

воспитывать детей (Италия),  заботиться  о  своем  здоровье  и  своевременно

прибегать к лечебной помощи  (Уругвай).  Однако  ответственность  за  такого

рода обязанности  обычно не предусматривается.

 Вопрос  об ответственности за нарушение  прав и обязанностей личности  имеет

важнейшее значение  для  их  практического  осуществления.  Без  определения

конкретной  ответственности  должностных  лиц,  органов  власти  и  отдельных

граждан в этой области права человека превращаются не более, чем в  красивую

декларацию. Для того, чтобы они стали  реальностью,  необходим  также  целый

комплекс  социальных  гарантий.  К  ним  относятся   материальные   (наличие

финансовых  средств  и  собственности),  политические  (разделение  властей,

наличие   независимой   оппозиции,   суда,   СМИ   и    др.),    юридические

(демократические   законодательство   и   судебная   система)   и   духовно-

нравственные (необходимый  образовательный  уровень,  доступ  к  информации,

демократическое общественное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.

 Человеческое  измерение политики.

 Практическая  реализация всего комплекса прав  человека    —   всеобъемлющая

комплексная   задача, степень решения которой  непосредственно  характеризует

  уровень   развития,   прогрессивность   и  гуманизм,  как  отдельных   стран,

так и  всей человеческой цивилизации.  Сегодня   соблюдение   и   все   более

богатое  конкретное наполнение прав личности выступают  важнейшим  критерием

внутренней  и  международной  политики,  ее  человеческого  измерения.  Через

уважение  прав человека утверждается верховная  ценность личности в  отдельных

государствах  и мире в  целом.  В  рамках  отдельных  стран  соблюдение  прав

личности  служит необходимым условием здорового  экономического и  социального

развития, торжества в политике здравого смысла,  предотвращения  губительных

тоталитарных  и иных экспериментов  над  народами,   агрессивной   внутренней

  и   внешней политики.

 В масштабах  всего мирового сообщества соблюдение  прав человека — важнейшая

гарантия  построения международных  отношений  на  подлинно  гуманистических,

нравственных  началах,  сохранения  и  упрочения  мира.  Существует   прямая

зависимость между уважением прав человека  в  отдельном  государстве  и  его

внешней политикой.

 Развязывание  войн, грубое нарушение международного  права обычно связаны  с

попранием  правительство  прав  собственного  народа,    своих   собственных

граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ирак  и   в   целом

ряде других государств, развязывавших агрессивные  войны или  предпринимавших

грубые  захватнические  акции.  Учитывая  все  это,  страны-участницы   СБСЕ

рассматривают соблюдение прав человека не как сугубо внутреннее дело  каждой

отдельной страны, а  как  предмет  их  общей  озабоченности  и  коллективной

ответственности. Причем, как отмечалось на Московском совещании  (1991   г.)

  этих   государств,    по   своему   ценностному  статусу  права   человека,

демократия  в целом стоят выше принципа невмешательства  во внутренние дела.

 Уважение  прав личности способствует укреплению  доверия между    народами,

  создает    благоприятную   атмосферу   для   разносторонних   человеческих

контактов сотрудничества,  вносит  в  международные  отношения  нравственное

начало. Без  общей  гуманистической  правовой  базы  невозможно  всестороннее

сближение  народов,  их  интеграция.  Обеспечение  прав  каждому   человеку,

независимо  от государственных, национальных, расовых  и  других  различий,  —

путь к  космической разумности и нравственности человечества.  На  протяжении

всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали  в  большей

степени отдельных людей, чем  человечество  в  целом.  Об  этом  убедительно

свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные  войны,  бездумное,

варварское  обращение с природой и т.д.

 Уважение  прав каждого представителя   человеческого  рода  может   послужить

исходным  принципом построения земной цивилизации  на  началах  рациональности

и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным  и  свободным  творцом

своей собственной  общественной  и  частной  жизни,  полноправным  субъектом

внутренней  и  международной   политики,   безболезненно   и   конструктивно

разрешать  конфликты,  вытекающие  из  неизбежного  несовпадения  интересов,

мнений  и ценностных ориентации людей.

 Такое  несовпадение,  равно  как   и  мотивация  разнообразных   политических

действий  в  целом,  очень  во  многом  определяются  социальной  структурой

общества. 
 
 

            4.Мотивация и предпосылки политической  деятельности.

 Следующим  аспектом проблемы личности как   субъекта  политики  является  ее

политическое   участие.   Последнее    понятие    появилось    в    западной

политологической    литературе,    но    в    настоящее    время    является

общеупотребительным в политологии. Оно  означает  участие  личности,  группы

или  организации  в  политической  жизни  общества  в  различных  формах  ее

проявления.

 Как  оценить политическое участие?  Всегда ли оно благо и можно   ли  участие

граждан (или подданных) в политической жизни  отождествлять с демократией?"

 нашей  литературе политическое участие  оценивается по  существу  однозначно

положительно.   В   западной   политологической   литературе    при    общей

положительной оценке политического  участия  имеются  и  весьма  критические

замечания. «Вера в то, что самый высокий  уровень участия есть  всегда  благо

для демократии, необоснованна»,— пишет известный  американский  политолог  С.

Липсет.

 Действительно,  подход  к  оценке  политического   участия   должен   быть

дифференцированным. С одной стороны, через политическое участие  могут  быть

созданы условия для более полного  раскрытия всех потенций человека, для  его

творческого самовыражения. Та  степень  свободы  и  демократизации,  которой

люди начали пользоваться в годы перестройки,  вскрыла  много  позитивного  и

негативного. Но среди  позитивного  —  политическое  самоопределение  людей,

начало  реализации желания  многих участвовать  в  управлении  государстве  и

обществом, формирование политических деятелей нового поколения.

 Участие   в  демократическом  политическом   процессе   является   способом

самоутверждения   человека,   формирования   культуры    общения,    навыков

управленческой  и самоуправленческой деятельности.  Кроме  того,  превращение

человека  из объекта в субъект политики является непременным условием  тесной

связи  политических  институтов  с  гражданским   обществом,   контроля   за

деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа,  средством

противодействия  бюрократическим   извращениям   в   деятельности   аппарата

управления, отделению функций управления обществом  от самого общества.

 В то  же время  политическое  участие   —  это  не  всегда  благо   и  нельзя

отождествлять его с демократией.  Террористические  акции  против  неугодных

политических  деятелей, должностных лиц  государства  и  других  политических

структур, акции против представителей  делового  мира,  но  с  политическими

целями  —  все  это,  несомненно,  участие  в  политической  жизни,  но   от

демократии  очень далекое. Участие в годы сталинщины в  массовых  митингах  и

на собраниях, на которых клеймили и требовали  расправы  с  так  называемыми

врагами народа, тоже, конечно, является политическим, но  что  общего  такое

участие  имело  с   общественным   благом   и   демократией?!   Разнузданные

выступления  на  митингах  и   в   печати   некоторых   экстремистов   эпохи

перестройки, обуреваемых жаждой мести, озлобленных  и крайне нетерпимых—  это

тоже формы  политического участия, но совместимы  ли  они  с  провозглашенным

политическим  плюрализмом, с плюралистической демократической  системой?!

 Одним  из факторов, способствующих дифференцированной  оценке  политического

участия, является учет мотивов, которыми руководствуется  личность  в  своей

политической  деятельности,  ибо  сама  мотивация  в  данном  случае   может

оказаться, с точки зрения общественных интересов, настолько негативной,  что

не  будет  способствовать  ни   укреплению   демократии   в   обществе,   ни

нравственному совершенствованию и полноценному развитию личности.  Вопрос  о

мотивации политического участия  (или неучастия)  является очень  сложным  и

в нашей  науке по существу не изучен.

 В зарубежной  политологической литературе  по  этому  поводу  высказывались

различные суждения.  Так,  известный  американский  политолог  Г.  Лассуэлл,

объясняя  присущее  части  людей  стремление  к   политическому   лидерству,

выдвинул  в  свое  время  так  называемую  компенсационную  теорию.  Суть  ее

Информация о работе Уровни и формы политического участия личности