Основные формы политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем, так или иначе, занимается организацией политической жизни общества в целом. Она
проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...……3
1. Законодательная власть, её субъекты и полномочия……………………………….....4
2. Исполнительная власть и её функции………………………………………………….8
3. Судебная власть…………………………………………………………………...……13
4. Теория разделения властей и её значение для демократизации общества……………………………………………………………………………...…17
Заключение……………………………………………………………………………………20 Основные понятия…………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………..…………………..22

Файлы: 1 файл

Копия МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра «Философии, истории и политологии»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Политология, социология, идеология, основы белорусского государства»

на тему

«Основные формы  политической власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...……3

  1. Законодательная власть, её субъекты и полномочия……………………………….....4
  2. Исполнительная власть и её функции………………………………………………….8
  3. Судебная власть…………………………………………………………………...……13
  4. Теория разделения властей и её значение для демократизации общества……………………………………………………………………………...…17

Заключение……………………………………………………………………………………20 Основные понятия…………………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………..…………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Тема данной контрольной работы «Основные формы политической власти».

   Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем, так или иначе, занимается организацией политической жизни общества в целом. Она

проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении.

   Важным видом политической власти является государственная власть.   Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации. Однако это не выражает ее сущность. «Государственная власть—это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжении. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации».

   Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

   Целью данной работы  является изучение основных форм  политической власти, определить  их значение для общества, государства  в целом.

   В первой, второй и третьей главе рассматриваются три формы политической власти, их функции, значение  для общества в целом. В четвёртой – возникновение теории разделения властей.

     В написании  данной контрольной работы были  использованы пособия под ред. В.А. Бобкова, Лазарева В.В, сайты глобальной сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

1.Законодательная  власть, её субъекты и полномочия

   Законодательная власть представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть, деятельность которой связана с принятием законов и других правовых актов.

   Законодательная  власть – это делегированная  коллегиальная власть, Дж. Локк писал,  что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание  благо целого, законодательная власть  передается в руки различных  лиц, которые, собравшись должным  образом, обладают сами или  совместно с другими властью  создавать законы.

   Законодательная  власть реализуется избираемым (иногда  частично назначаемым) парламентом  («parlare» – «говорить») – высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты. Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов.

   Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления. Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент). Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

   В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Этот институт государственной власти в республике регламентируется Конституцией Республики Беларусь, которая определяет статус парламента как представительного и законодательного органа.

   Структура парламента Республики Беларусь определена устройством государства, имеет свою организацию и функции.

   Палата представителей формируется из 110 депутатов, которые избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палата представителей подготавливает и рассматривает широкий круг вопросов, в том числе:

- проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчеты об его исполнении;

- установлении республиканских налогов и сборов;

- о принципах осуществления отношений собственности;

- об основах социальной  защиты, о принципах регулирования труда и занятости;

- о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;

- об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

- об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;

- о местном управлении и самоуправлении;

- назначает выборы Президента;

- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

- заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу.

   Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий формируются постоянные комиссии: Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам, Комиссия по национальной безопасности, Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике, Комиссия по международным делам и связям с СНГ и другие.

   Совет Республики является палатой территориального представительства. В его состав входят по восемь депутатов от каждой области и города Минска, избранные тайным голосованием, и восемь членов, назначенных Президентом Республики Беларусь.

   В компетенцию Совета Республики входит:

- одобрение или отклонение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, иных законов, принятых Палатой представителей;

- согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка другие вопросы.

   Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

   Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент. Президент – это единоличный глава государства, должностное лицо, которое получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок. Сроки пребывания в должности различны. Обычно они составляют 4-7 лет.

   Сегодня институт президентства является одним из основных институтов государственной власти в странах с республиканской формой правления. По сравнению с другими институтами государственной власти и должностными лицами президент обладает особым статусом, компетенцией и ответственностью. Он оказывает весьма значительное влияние на систему государственного управления, выступает ключевой фигурой во властных структурах государства, играет важную роль в общественно-политической жизни страны. Полномочия президента закрепляются конституционно.

   Институт президентства предусматривает создание исполнительного аппарата (администрации президента), который обеспечивает ему реализацию конституционных полномочий.

   Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

   Однако Концепция президентской власти на том этапе была слабо разработана. Она не привела к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль Верховного Совета обусловливала смещение баланса сил в пользу законодательного собрания.

   Положение усугубляла и сложная политическая обстановка, возникшая из-за разгоревшейся конкуренции между политическими лидерами того времени, открытого противостояния законодательной и исполнительной властей, что выражалось в попытках игнорировать некоторые президентские инициативы. Все это привело к кризису механизма государственного управления, обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

   В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления.

   Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.

   Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.   Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.

   Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение.[6]

Информация о работе Основные формы политической власти