Основные формы политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем, так или иначе, занимается организацией политической жизни общества в целом. Она
проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...……3
1. Законодательная власть, её субъекты и полномочия……………………………….....4
2. Исполнительная власть и её функции………………………………………………….8
3. Судебная власть…………………………………………………………………...……13
4. Теория разделения властей и её значение для демократизации общества……………………………………………………………………………...…17
Заключение……………………………………………………………………………………20 Основные понятия…………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………..…………………..22

Файлы: 1 файл

Копия МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Исполнительная власть и её функции

   Исполнительно-распорядительные органы – органы государственного управления. Назначение этих органов – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы, а также – с точки зрения их задач – органы общей компетенции и специальные органы.

   Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, который отличается от других органов предметом и сферой деятельности. Правительство обеспечивает: исполнение законов, соблюдение законности в системе государственного управления, поддержание правопорядка в стране, осуществляет управленческие функции и обеспечивает реализацию принимаемых решений, определяет возможности и порядок использования ресурсов страны, обеспечивает управление государственным аппаратом, регулирует социально-экономическое развитие страны.[1]

   Правительство страны может играть различную роль в жизнедеятельности общества и иметь различный конституционный статус. Это зависит от многих факторов, в том числе и от государственного устройства и формы правления, политического режима, от устоявшихся исторических традиций и менталитета народа. Как правило, общая компетенция правительства определяется Конституцией страны.

   В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства. При парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти.

   Порядок формирования правительства в разных странах имеет свою специфику, но в качестве общей основы можно выделить партийную принадлежность кандидатов.

   В странах с президентской формой правления правительство формируется президентом из числа представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. В некоторых странах (например, США) назначение на ключевые министерские посты, наряду с принципом партийной принадлежности, производится с ведома и согласия сената.

   В странах с парламентарными формами правления правительство формируется по-разному. Если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Индия), В Великобритании, например, главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. В случае отсутствия такового, монарх может повлиять на выбор кандидата, консультируясь при этом с видными политическими деятелями страны.

   В республиках со смешанными формами правления правительство тесно связано с президентом, но все же представляет отдельный институт и должно устраивать как президента, так и парламент. В случае возникновения разногласий решающее значение имеет мнение парламента. Правительство менее устойчиво, чем президент и парламент. Оно меняется раз в 3-4 года.

   В самой общей форме полномочия, задачи и функции правительства закреплены в Конституции страны, более широкие полномочия закрепляются соответствующими законодательными и нормативными актами.

   В каждой стране Правительство имеет свое название.  
К наиболее распространенным относятся – Совет министров, Кабинет министров, Государственный совет, Федеральный совет.

   Объем полномочий правительств унитарных и федеративных государств неодинаков. В условиях федеративного государственного устройства проводится разделение компетенции между федерацией и ее субъектами (ФРГ, США, Российская Федерация). Полномочия федерального правительства касаются решения вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.

   К числу важнейших полномочий правительства в любой стране можно отнести следующие:

  • разработка основных направлений внутренней и внешней политики и определение мер по их реализации;
  • формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
  • исполнение законов;
  • составление и исполнение бюджета;
  • прогнозирование социально-экономического развития;
  • руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
  • участие в законодательной деятельности – посредством права законодательной инициативы разработки законопроектов;
  • принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
  • ведение международных переговоров и заключение соглашений.

   За исполнение своих полномочий практически во всех странах правительство ответственно либо перед президентом, либо перед парламентом, либо несет двойную ответственность (в зависимости от формы правления).

   В странах с парламентарными формами правления правительство, как правило, несет коллективную ответственность. Коллективная ответственность, чаще всего, проявляется в выражении вотума недоверия правительству и его отставке. Наряду с коллективной ответственностью возможна и персональная ответственность – каждый член правительства несет ответственность за выполнение возложенных на него функций и задач.

   Правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти.[2]

   Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.   Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

   Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;  подписывает постановления Правительства;  в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;  информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

   Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, в социальной сфере, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

- вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

- проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

- основные направления внутренней и внешней политики.

- основные задачи и функции правительства:

- разработка основных направлений внутренней и внешней политики, осуществление мер по их реализации;

- подготовка проекта республиканского бюджета и его исполнение;

- разработка проектов программ экономического и социального развития страны;

- осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, законности и правопорядка;

- организация управления государственной собственностью;

- обеспечение исполнения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента;

- осуществление руководства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.

   Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

   Полномочия Правительства достаточно широки, прежде всего, в сфере формирования госаппарата и руководства его деятельностью.

   Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, в социальной сфере, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

- вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

- проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

- основные направления внутренней и внешней политики.

- основные задачи и функции правительства:

- разработка основных направлений внутренней и внешней политики, осуществление мер по их реализации;

- подготовка проекта республиканского бюджета и его исполнение;

- разработка проектов программ экономического и социального развития страны;

- осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, законности и правопорядка;

- организация управления государственной собственностью;

- обеспечение исполнения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента;

- осуществление руководства министерствами и другими республиканскими органами государственного управления.

   Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов правительства. Решения принимаются большинством голосов присутствующих. В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Президент Республики Беларусь может председательствовать на заседаниях правительства по своему усмотрению. Заседания Правительства, как правило, носят открытый характер, но отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

   Постановления Правительства должны соответствовать не только Конституции, но и указам Президента.[6]

   Постановления Правительства могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы полностью или частично Конституционным судом. Национальное Собрание не полномочно отменять акты Правительства, однако депутаты могут обратиться с соответствующими предложениями либо к Президенту, либо в Конституционный суд.

   Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Судебная  власть

   Судебная – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, прав и свобод граждан и государственности в целом.

   Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни.

   Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет, прежде всего, об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые, в конечном счете, гарантировали бы господство права и справедливости в обществе.  Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения.

Информация о работе Основные формы политической власти