Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.
Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность
3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.
всем нуждающимся, государство не должно за них делать то, что они могут
делать сами, то есть не порождать социальное иждивенчество, а стремиться
помочь людям стать способными самостоятельно проявить и обеспечить себя.
Человек
и власть в современных
Христианская
социально-политическая
идеи способствовали теоретическому обоснованию необходимости отказа от
традиционных
для раннего либерализма
«ночного сторожа» и о преимущественно неполитическом характере жизненной
основной среды личности. Оказалось, что невмешательства государства в
область
социально-экономических
большинству граждан свободы и нормальных условий существования, так как это
сдерживает развитие некоторых отраслей экономики, обесценивает для низших
слоев общества политические и гражданские свободы, делает их практически
трудноосуществимыми. Оно способствует углублению имущественного неравенства
и обострению социально-классовых конфликтов, подрывает социальную
стабильность либеральной демократии. Учет всего этого привел политическую
мысль к существенному смещению акцентов с либеральных идей ограничения
государственной власти для обеспечения индивидуальной свободы к
христианской концепции использования государства в интересах достижения
всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержки слабых и
обездоленных. (К этим идеям восходит теория «государства всеобщего
благоденствия»).
В современных демократических государствах человек и власть
взаимодействуют не только в собственно политической сфере — области
государственного устройства, формирования органов власти, но и в
вопросах распределения доходов, обеспечения социальной справедливости.
Социальная политика превратилась в одно из центральных направлений
деятельности государства. Наиболее прохладно относятся к ней
неоконсерваторы и, особенно, либертаристы, выступающие за
максимальную разгрузку государства, его отказ от социальных
функций, возврат к рыночному саморегулированию не только в
экономике, но и всюду, где оно возможно. Наиболее последовательные
сторонники расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и
государства — социал-демократы, христианские демократы, левые либералы и
коммунисты.
Некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти в
индустриально развитых демократических государствах мира никак не ставят
под сомнение признание ими, равно как и международным сообществом в целом
(ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и
главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить
реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и
свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и всей общественной
жизни призваны
права человека.
2.Концепция прав человека: история
и современность
Права личности занимают одно из центральных мест в
политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы
взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду
возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно
называют свободами) или получать определенные блага (это
собственно права).
Современное понимание прав человека восходит к идеям естественного
права, которые возникли в далекой древности. Так, еще софисты (Ликофрон,
Антифон, Алкидам) в V—IV вв. до Р.Х. утверждали, что все люди
равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой естественные
права. Само же государство и его законы Ликофрон трактовал как
результат общественного договора.
Идею договорного происхождения государственной власти и равенства
всех людей перед небом отстаивал в V веке до Р.Х. китайский философ Мо
Цзы. Значительный вклад в концепцию естественных прав внес
Аристотель. Он защищает права, присущие человеку от рождения, и прежде
всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой
природе человека и основывается на его изначальной любви к
самому себе.
Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав
человека. Так, он не только признает права гражданина государства, но и
различает естественное и условное, позитивное право, а также считает,
что естественное право должно служить образцом для права условного,
которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом
деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства
естественного права над законами государства получила свое
развитие в современных теориях прав человека, в том числе и в концепции
правового государства.
Однако
в период феодализма
личности. Идея равенства от рождения естественных прав всех людей
или хотя бы правового равенства всех свободных граждан была
отвергнута и сами права трактовались как привилегии, дарованные монархом
подданным. Каждое из сословий имело специфические права, которые
сокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии. Лишь
в XVII в. произошло возрождение, либеральное переосмысление и
развитие концепции естественного права.
Либерализм о правах человека.
Современное понимание прав человека по существу ведет свое начало от
либерализма. Его виднейшие представители: Локк, Гроций, Монтескье,
Джефферсон, Смит, Вентам, Милль и другие обосновали понимание
фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу,
собственность,
сопротивление угнетению и
неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных норм человеческого поведения,
существующих независимо от государства и охраняемых им.
При
этом естественность прав
от рождения; неотъемлемость — как их имманентность индивиду как живому
существу, без наличия которых создается угроза утраты им специфических
человеческих качеств, делающих индивида подлинным социальным субъектом,
членом общества; священность — как их высочайшее уважение и почитаемость
вследствие высшего ценностного статуса или даже божественного
происхождения, дарованных человеку Богом.
Политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают
конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой
природе, конституирующих человеческий род основополагающих потребностях: в
поддержании жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально
неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства и т.д. Другие
же возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе и Богу. «Свобода
человеческой личности, — писал Н. Бердяев, — не может быть дана обществом и
не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит
человеку как духовному существу... Неотъемлемые права человека,
устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не
природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа
никаких прав не устанавливает» (Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254-
255).
Впервые
либеральная концепция прав
юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской Декларации, положенной в
основу Билля о правах конституции США 1789 г. В этом же, 1789 г.,
основополагающие права: свобода личности, право на собственность,
безопасность и сопротивление угнетению были конституционно закреплены во
французской Декларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся политико-
правовые акты не утратили своей актуальности и сегодня, хотя, конечно же,
нынешние представления о правах личности гораздо богаче.
В современной политической мысли представлено несколько подходов к
правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-
позитивистский, а также марксистский подходы. Первый из них, наследуя
либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют
внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо
уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека
присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя
конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере
развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая
Информация о работе Уровни и формы политического участия личности