Уровни и формы политического участия личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для
людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные
группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном
счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,
движения, партии и другие общественные и политические организации состоят
из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли
определяется содержание и направленность политического процесса, всей
политической жизни общества.

Оглавление

Введение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики.
2. Концепция прав человека: история и современность

3. Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.
4. Мотивация и предпосылки политической деятельности.
5. Уровни и формы политического участия личности
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Личность как субъект политики.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

всем нуждающимся, государство не должно за них  делать  то,  что  они  могут

делать  сами, то есть не порождать  социальное  иждивенчество,  а  стремиться

помочь  людям стать способными самостоятельно проявить и обеспечить себя.

 Человек  и власть в современных демократиях.

 Христианская  социально-политическая концепция,  а  также  социалистические

идеи  способствовали  теоретическому  обоснованию  необходимости  отказа  от

традиционных  для раннего либерализма представлений  о  роли  государства  как

«ночного  сторожа» и о  преимущественно  неполитическом  характере  жизненной

основной  среды  личности.  Оказалось,  что  невмешательства  государства  в

область социально-экономических отношений  явно недостаточно для  обеспечения

большинству граждан свободы и нормальных условий существования, так как  это

сдерживает  развитие некоторых отраслей экономики,  обесценивает  для  низших

слоев общества политические и гражданские  свободы,  делает  их  практически

трудноосуществимыми. Оно способствует углублению имущественного  неравенства

и   обострению   социально-классовых   конфликтов,   подрывает    социальную

стабильность  либеральной демократии. Учет всего  этого  привел  политическую

мысль к  существенному  смещению  акцентов  с  либеральных  идей  ограничения

государственной   власти   для   обеспечения   индивидуальной   свободы    к

христианской  концепции  использования  государства  в  интересах  достижения

всеобщего блага,  сглаживания  социальных  контрастов,  поддержки  слабых  и

обездоленных.  (К  этим  идеям  восходит   теория   «государства   всеобщего

благоденствия»).

 В   современных   демократических   государствах    человек    и    власть

взаимодействуют  не  только  в  собственно политической  сфере    —  области

  государственного    устройства,  формирования  органов   власти,  но  и   в

вопросах  распределения  доходов, обеспечения   социальной    справедливости.

Социальная  политика  превратилась  в  одно   из   центральных   направлений

деятельности  государства.    Наиболее    прохладно    относятся    к    ней

неоконсерваторы    и,   особенно,     либертаристы,      выступающие      за

максимальную   разгрузку    государства,    его    отказ    от    социальных

функций,    возврат    к    рыночному    саморегулированию    не  только   в

экономике,  но  и  всюду,  где  оно  возможно.   Наиболее   последовательные

сторонники  расширения и  демократизации  сферы  взаимоотношений  человека  и

государства  — социал-демократы,   христианские демократы, левые либералы  и

коммунисты.

 Некоторые  различия в  подходах  к   взаимоотношению  человека  и   власти  в

индустриально развитых демократических государствах  мира  никак  не  ставят

под сомнение признание ими, равно как и  международным  сообществом  в  целом

(ООН), статуса  личности, любого человека как  источника власти, первичного  и

главного  субъекта политики. Гарантировать такой  статус личности,  обеспечить

реальное  или потенциальное превращение  каждого гражданина в сознательного  и

свободного  субъекта (субъекта-партиципанта)  политики  и  всей  общественной

жизни призваны права человека. 
 
 

             2.Концепция прав человека: история  и современность 

 Права     личности     занимают     одно     из  центральных    мест     в

политической   и юридической науках. Они представляют собой принципы,  нормы

взаимоотношений  между  людьми  и  государством,   обеспечивающие   индивиду

возможность  действовать  по  своему  усмотрению  (эту  часть  прав   обычно

называют    свободами)    или     получать     определенные     блага   (это

собственно  права).

 Современное   понимание  прав  человека  восходит   к  идеям  естественного

права, которые  возникли в далекой древности.  Так,  еще  софисты  (Ликофрон,

Антифон,  Алкидам)  в   V—IV вв.   до  Р.Х.   утверждали,   что   все   люди

равны от рождения и имеют одинаковые,  обусловленные  природой  естественные

права.   Само же  государство и его    законы   Ликофрон    трактовал    как

результат   общественного договора.

 Идею   договорного   происхождения   государственной власти   и   равенства

всех  людей  перед небом   отстаивал  в V веке до Р.Х.  китайский философ  Мо

Цзы.  Значительный    вклад    в    концепцию    естественных    прав   внес

Аристотель.  Он защищает права, присущие человеку  от  рождения,   и  прежде

всего его  право на частную  собственность.   Это  право  коренится  в  самой

природе    человека   и   основывается    на    его    изначальной  любви  к

самому  себе.

 Аристотель  высказал  ряд  идей,  близких   к  современной  концепции   прав

человека. Так, он не только признает права  гражданина  государства,   но  и

различает естественное и условное,   позитивное  право,   а  также  считает,

что  естественное  право  должно  служить  образцом  для  права   условного,

которое,   в  свою   очередь,    более  изменчиво  и  является   результатом

деятельности  властей  и  соглашений  между  людьми.  Эта  идея  верховенства

естественного    права    над    законами    государства     получила   свое

развитие  в современных теориях прав человека, в  том  числе  и  в  концепции

правового государства.

 Однако  в период феодализма воцарилось  принципиально  иное  понимание   прав

личности. Идея равенства от рождения   естественных    прав    всех    людей

или    хотя    бы  правового  равенства   всех   свободных    граждан   была

отвергнута  и сами права трактовались как  привилегии,  дарованные    монархом

 подданным.    Каждое   из  сословий  имело   специфические  права,   которые

сокращались по мере   снижения  по  лестнице  общественной   иерархии.  Лишь

в   XVII  в.    произошло  возрождение,    либеральное   переосмысление    и

развитие  концепции  естественного права.

 Либерализм  о правах человека.

 Современное  понимание прав человека  по  существу  ведет  свое  начало  от

либерализма.  Его  виднейшие   представители:   Локк,   Гроций,   Монтескье,

Джефферсон,   Смит,   Вентам,   Милль   и   другие   обосновали    понимание

фундаментальных   прав   человека   на   жизнь,    безопасность,    свободу,

собственность, сопротивление угнетению и некоторых  других как  естественных,

неотъемлемых  (неотчуждаемых)  и  священных  норм  человеческого  поведения,

существующих  независимо от государства и охраняемых им.

 При  этом естественность прав рассматривается  как их  присущность  человеку

от рождения; неотъемлемость —  как  их  имманентность  индивиду  как  живому

существу, без наличия  которых  создается  угроза  утраты  им  специфических

человеческих  качеств,  делающих  индивида  подлинным  социальным  субъектом,

членом  общества; священность — как их  высочайшее  уважение  и  почитаемость

вследствие   высшего   ценностного   статуса    или    даже    божественного

происхождения, дарованных человеку Богом.

 Политологи  различной  мировоззренческой   ориентации  по-разному  оценивают

конечный  источник прав человека. Одни видят  его в естественной  человеческой

природе, конституирующих человеческий род  основополагающих  потребностях:  в

поддержании  жизни,  безопасности,  в  свободе  от   насилия   и   социально

неоправданных ограничений, уважении человеческого  достоинства и т.д.  Другие

же возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе  и  Богу.  «Свобода

человеческой  личности, — писал Н. Бердяев, —  не может быть дана обществом  и

не может  по своему истоку и признаку зависеть  от  него  —  она  принадлежит

человеку   как   духовному   существу...   Неотъемлемые   права    человека,

устанавливающие границы  власти  общества  над  человеком,  определяются  не

природой, а духом. Это духовные права,  а  не  естественные  права,  природа

никаких прав не устанавливает» (Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С.  254-

255).

 Впервые  либеральная концепция прав человека  нашла свое систематизированное

юридическое выражение в 1776  г.  в  Вирджинской  Декларации,  положенной  в

основу  Билля  о  правах  конституции  США  1789  г.  В  этом  же,  1789  г.,

основополагающие  права:   свобода   личности,   право   на   собственность,

безопасность  и сопротивление угнетению  были  конституционно  закреплены  во

французской Декларации прав человека и гражданина. Эти выдающиеся  политико-

правовые  акты не утратили своей актуальности и сегодня,  хотя,  конечно  же,

нынешние  представления о правах личности гораздо богаче.

 В   современной   политической   мысли представлено несколько   подходов  к

правам  человека.  Это  прежде  всего  естественно-исторический,  юридическо-

позитивистский, а  также  марксистский  подходы.  Первый  из  них,  наследуя

либеральную традицию, считает,  что  фундаментальные  права  личности  имеют

внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может  либо

уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у  человека

присущие  ему  от  рождения  основополагающие  права  оно  не  может.   Хотя

конкретное  содержание  и  объем  прав  изменяются  и  расширяются  по  мере

развития  общества, сами фундаментальные права  остаются неизменными,  отражая

Информация о работе Уровни и формы политического участия личности